ШАНС ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ В ОДИН ГОД

Поделиться
К написанию этой статьи меня подтолкнуло письмо министра здравоохранения Украины А. Сердюка от 15.06.1998 г...

К написанию этой статьи меня подтолкнуло письмо министра здравоохранения Украины А. Сердюка от 15.06.1998 г. № 1.03-68 к министру здравоохранения Автономной Республики Крым, руководителям управлений здравоохранения и главным государственным санитарным врачам областей, городов Киева и Севастополя. Это письмо является парадоксальной реакцией министра на многочисленные обращения в Минздрав Украины руководителей региональных органов государственного управления здравоохранения, которые, будучи загнанными в тупик состоянием материально-финансового и социально-правового обеспечения сферы здравоохранения, ищут совета и поддержки в Министерстве здравоохранения. Ответ министра

А. Сердюка прост по содержанию, резок по форме и однозначен по последствиям: «вважаю вказати керівникам обласних управлінь охорони здоров'я України на недопустимість адресування в Міністерство охорони здоров'я листів, що містять неперевірені дані або повну дезінформацію. Поява таких листів дестабілізує роботу закладів практичної охорони здоров'я та МОЗ України і в подальшому буде розцінюватися як проява некомпетентності керівників». (Цитаты приведены в соответствии с оригиналом. - В.И.)

Как видим, министр безапелляционно квалифицировал все обращения в Минздрав как основывающиеся на полной дезинформации тех, кто обращается, - как некомпетентных руководителей, которые и являются единственным дестабилизирующим здравоохранение фактором. Кто же после подобного командно-административного окрика отважится не то что на критику, а даже на обоснование своей просьбы о помощи?

Ради объективности оценки этого поступка министра А. Сердюка необходимо отметить, что причиной его были недовольство и растерянность местных департаментов здравоохранения, обусловленные полной дезорганизацией лабораторного обследования граждан и донорской крови на СПИД, ликвидацией системы централизованного и достаточного обеспечения системы качественными и надежными диагностикумами.

Казалось бы, проблема эпидемиологического контроля ВИЧ-инфекции и безопасность донорства является лишь одной из многочисленных проблем национального здравоохранения. Однако СПИД, находясь на острие эпидемий социально-опасных заболеваний, охвативших Украину, является своеобразным индикатором дееспособности государства в сфере здравоохранения. И если оценивать государственную политику Украины в области публичного здоровья по этому индикатору, то вывод будет следующим: политика как таковая отсутствует и подменена спорадическими, конфликтными, конъюнктурными, непрофессиональными решениями министра здравоохранения, правительства и Президента, которые пытаются за счет здоровья граждан, социального положения медиков и дезорганизации ряда принципиально важных составляющих системы предоставления медицинской помощи и эпидемиологического контроля уменьшить расходы из государственного бюджета на здравоохранение. Главная задача нынешнего министра здравоохранения и правительства - закрыв глаза и уши, даже ценой антиконституционных действий свести к минимуму финансовые и правовые обязательства государства по отношению к здоровью своих граждан.

Вполне понятно, что адекватность системы здравоохранения состоянию здоровья населения Украины зависит от достаточности правового, финансового и кадрового ее обеспечения, от наличия независимости, самоуправляемости и влиятельности по отношению к государству общественных профессиональных объединений медиков и правозащитных организаций, от доступности и полноты лечебно-профилактических услуг.

В результате проведения анализа каждого из этих факторов напрашиваются такие выводы.

Нормативно-правовая база отечественного здравоохранения является недостаточной, эклектической, противоречащей международным обязательствам Украины, несистематизированной и некодифицированной. Законодательный процесс в сфере здравоохранения хаотичен и является дезориентирующим по отношению к национальным приоритетам.

Вот лишь некоторые признаки подобного законодательно-правового обеспечения системы здравоохранения:

1) несовместимость с международными стандартами национальных стандартов качества и соответствующих санитарно-гигиенических норм производства лекарств, вакцин, тест-систем, медицинского оборудования, продуктов питания, питьевой воды;

2) отсутствие гарантий качества и безопасности национальной службы донорства, что обусловлено платным порядком донорства и разрешением переливать непроверенную на

ВИЧ/СПИД кровь;

3) административно-правовое и функциональное объединение санитарно-эпидемического надзора, Госкоммедбиопрома и Министерства здравоохранения Украины (подчинение государственного санитарного врача министру здравоохранения, создание Фармакологического бюро, существование в структуре Минздрава Комитета по медикобиологическим препаратам и т. п.). Вследствие этого государственный заказ, производство, контроль качества, разрешение на сбыт продукции, распределение рынка медицинской продукции и услуг супермонополизированы и сосредоточены в Министерстве здравоохранения.

Неразвитость механизмов и институтов общественного контроля за качеством предоставления медицинской помощи и полная зависимость профессиональных объединений медиков от государства имеют следствием примитивизацию обратной реакции общества на политику правительства в сфере здравоохранения. В результате система здравоохранения полностью отчуждена от потребностей граждан. Подзаконные акты и практика медицинской помощи не соответствуют Конституции и не влекут надлежащего реагирования со стороны Президента Украины как гаранта ее соблюдения. В Конституции права человека признаны приоритетными, а статьей 49 закреплено его право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Прокуратура Украины и другие органы власти, главная функция которых - защищать права человека, стоят в стороне от этих животрепещущих проблем.

Финансовое обеспечение здравоохранения, согласно выводам отечественных и международных экспертов, является крайне недостаточным, нерегулярным, неплановым, осуществляемым по остаточному принципу и без учета приоритетности мер.

Мировой банк недавно проанализировал государственные расходы Украины на здравоохранение за период ее независимости. В отчете сообщается, что состояние здравоохранения в Украине ухудшается с понижением средней продолжительности жизни, повышением детской смертности и возвратом епидемий «управляемых» инфекционных заболеваний. Реальные расходы на здравоохранение понизились на 51%, а политика по отношению к нему осталась неизменной. В отчете Банка содержится настояние на том, что правительству следует изменить свою роль, сосредоточив внимание на обеспечении экономически эффективной системы первичной медицинской помощи и создании возможности контроля за качеством и безопасностью вакцин и фармацевтических препаратов, разрешив их производство, ввоз и распределение в частном секторе (World Bank, 1997, p. 24).

Правительство Украины осуществляет финансирование здравоохранения, руководствуясь временными интересами государственной бюрократии или политической конъюнктуры. Подобный произвол правительства стал возможен потому, что в Украине на протяжении семи лет независимости ни разу не рассматривалась и не принималась общенациональная средне- или долгосрочная программа развития системы здравоохранения. При отсутствии такой программы можно утверждать, что Украина вообще не имеет государственной политики в сфере здравоохранения.

Кадровое обеспечение здравоохранения подверглось как качественным, так и количественным потерям и негативным изменениям.

Существующая ныне система медицинской помощи по своей организации вступает в определенное противоречие с подготовкой кадров, поскольку, как известно, каждая система формирует свой особый спрос на специалистов того или иного профиля. К примеру, нынешняя система медицинской помощи детям построена таким образом, что первичная медико-санитарная и специализированная помощь рассчитана на врачей-педиатров, а не на семейных врачей, имеющих подготовку по общему профилю.

Любое государство воспринимает систему государственного здравоохранения как бремя для себя и пытается свалить оплату по возможности большего количества медицинских услуг на плечи граждан. При этом медицинские работники, особенно в частном секторе, заинтересованы в повышении цен на свои услуги.

Из-за высокой себестоимости специальных методов обследования, лекарств, хирургической помощи, реабилитационной медицины государство сокращает сеть медицинских учреждений, где предоставляются соответствующие медицинские услуги. Это касается в первую очередь городов - районных центров. Это обстоятельство, а также крайняя ограниченность собственного бюджета граждан и высокая цена частных медицинских услуг делают невозможным получение полной, своевременной и адекватной медицинской помощи почти для 70% населения Украины.

В связи с фактической ликвидацией системы диспансерного контроля за больными и лицами в преморбидном состоянии, высокой стоимостью лекарств и диагностическо-лечебных процедур, девальвацией врачебной профессии, снижением доверия к медикам, переориентацией государственной политики в сфере охраны здоровья от профилактической медицины в сторону лечебной медицинская помощь предоставляется по возможности, случайно, она утратила свою плановость, этапность, продолжительность и преемственность.

В итоге приходим к обобщающему заключению о том, что в Украине отсутствует система здравоохранения и предоставления медицинской помощи.

Что же является интегрированной причиной фактического отсутствия национальной системы здравоохранения?

Эта причина имеет двусторонний характер. С одной стороны, была мгновенно дезорганизована советская система здравоохранения, с другой - произошло насильственное, хаотическое, выборочное внедрение так называемых рыночных начал в правоотношения сферы медицинских услуг. Все это произошло при отсутствии социально-экономических предпосылок и одобренной общественным консенсусом долгосрочной программы реформ в такой области чрезвычайной социальной значимости, каковой является здравоохранение. Цена такой стратегической ошибки для Украины измеряется количеством жертв, сравнимым по времени и численностью разве что с голодомором и войной: сокращение численности украинского народа почти на 2 млн. за последние шесть лет, в том числе на 1,7 млн. человек за счет естественного уменьшения населения.

Какова же в подобной ситуации реакция государства и общества? К сожалению, она примитивна и парадоксальна.

Министр здравоохранения провоцирует правительство к принятию нормативных документов наподобие постановлений

№ 1138 от 17.09.1996 г. и № 855 от 11.06.1998 г., тем самым дисциплинированно исполняя единственную функцию, ради которой, собственно, и был назначен, - напомнить медикам ленинское «врачей накормит народ», а пациентов убедить в том, что естественный отбор - это и есть лучший врач и санитар нации.

Правительство опытной рукой делает привычное для себя обрезание лишнего, на этот раз у здравоохранения.

Статья 14 закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» четко и однозначно определяет того, кто несет личную ответственность за государственную политику в области здравоохранения, - это Президент Украины.

Верховная Рада Украины, высший представительный орган, почти за восемь лет удосужилась принять лишь пять законов в сфере государственного здравоохранения.

Профсоюз работников здравоохранения Украины, на мой взгляд, до сих пор не удосужился осознать, что существует жесткая причинно-следственная связь между дискриминацией прав медицинских работников на безопасные условия труда и его оплату - и государственной политикой в сфере здравоохранения, адекватностью его правового, финансового и управленческого обеспечения. Отсутствие такого осознания делает реакцию отраслевых профсоюзов на проблемы в медицине фрагментарной и односторонней, а сама она сводится лишь к требованиям к государству удовлетворить «денежные» интересы медиков.

И наконец, как реагируют украинские медики на политику государства в сфере здравоохранения? К сожалению, их объединяет только общность профессии - в отличие от того, что объединяет медиков цивилизованного мира: профессия, профессиональная мораль и этика, корпоративные интересы и профессиональное право. Именно поэтому социальное положение медиков в Украине, по сути, зависит от весьма субъективных факторов - личностных характеристик министра здравоохранения. Недавно министр Сердюк очень просто это проиллюстрировал. Во время своей встречи с профсоюзными лидерами и Ниной Карпачевой он отреагировал на критику со стороны оппонентов им же самим сынициированных решений правительства в сфере здравоохранения таким образом: не отпираясь, согласился с тем, что необходимо немедленно остановить действие соответствующих постановлений Кабинета министров, и он это гарантирует; впрочем, если ему это не удастся, он уйдет в отставку. Государство в лице высшего бюрократа, руководящего здравоохранением, в который раз унизило медицинское сообщество тем, что однозначно продемонстировало отсутствие мало-мальской потребности в профессиональных консультациях с теми, чьи интересы задевают решения этого государства, консультаций, которые должны предшествовать данным решениям. С легкостью нанося вред своим гражданам, власть с такой же легкостью может изменить свое решение, даже не прибегая к публичным извинениям.

* * *

Я знаю, что среди украинских медиков и организаторов здравоохранения есть достаточно тех, кто желает и стремится сделать сферу медицинской помощи в Украине цивилизованной, - и они ищут заинтересованных в профессионалах политических лидеров. Очень важно, чтобы подобная встреча состоялась до выборов Президента Украины.

Сейчас, за год до выборов главы государства, наиболее жестокая борьба между политическими силами за идеологическую территорию развернулась в левом центре.

Именно идеология левоцентристского направления будет наиболее привлекательной для украинского электората - так, как это происходит сейчас в казалось бы сытой Европе.

Украинское государство и общество имеют много проблем, но среди всех действительно стратегической является здоровье нации. Постигнув это, мы имеем шанс - шанс продолжительностью в один год, до выборов нового Президента Украины, - заставить всех тех, кто отважился на то, чтобы стать им в будущем, понять это же и осознать это же.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме