XVI столетие, время упований на земной рай, на жизнь без страданий, исполненную наслаждений и душевного покоя. Монашеские идеалы терпеливой печали, как залог рая небесного, неожиданно поблекли в лучах золотого века, который, по мнению ученых-гуманистов, вот-вот установят на земле просвещенные монархи. Вернее, монархини: среди европейцев воцарились Руська в Турции, Бона в Польше, Елизавета в Англии, Екатерина во Франции, Мария в Шотландии, в Испании Изабелла.
На ту пору Краков был столицей Зигмунда I, короля польского, князя литовского, украинского и белорусского. Он взял себе в жены Бону - представительницу одного из могущественнейших семейств Италии - герцогов Сфорца. Бона привезла с собой в Польшу, Украину и Белоруссию ренессансные моды, идеи, художественные вкусы. В Кракове итальянские архитекторы построили для нее и ее мужа мощные, как крепости, дворцы, напоминавшие древнеримские здания. Резиденцией супругов был также город Кременец на Волыни. Гору, где стоят руины королевского замка, жители Кременца до сих пор называют «Бона». Без преувеличения можно сказать, что в своем приданом Бона Сфорца привезла на новую родину ренессанс.
Бона Сфорца приглашала к своему двору художников, поэтов, ученых - тех, кого объединяли гуманистические идеи. А гуманистов в те времена на наших землях было немало.
Ветры гуманизма еще в конце XV столетия долетели на Украину. Об этом свидетельствует, например, «Красовская Богородица» - икона, найденная в селе Красове, ныне хранящаяся во Львовском художественном музее. Своим гармоническим строем она отличается от напряженно-трагедийных, страдальчески-мученических образов средневековья.
Украинские художники отдавали преимущество Венеции перед другими художническими центрами Италии. Им были близки Джорджоне и Тициан, которые олимпийское спокойствие представляли как молитвенное состояние, поэтическую опечаленность. Живописная материя венецианцев мягкая и податливая, пронизана золотистым сиянием. Синий и золотой - их любимые цвета, а это так близко к традициям византийским и древнерусским, где синее - любовь к ближнему, золото - рай.
В библиотеках Москвы и Новгорода хранятся книги, иллюстрированные художником, который скромно подписывался - «мазал Андрийчина Многогрешный».
В те времена состоятельные и образованные люди выбирали для своих библиотек книги, преимущественно писанные на пергаменте, богато иллюстрированные. печатные их не интересовали - дешевые и бесцветные.
Самая известная книга, иллюстрированная Андрийчиной, - «Холмское Евангелие». Само «Евангелие» датируется XIII столетием, а иллюстрации Андрийчины - это уже столетие XVI. возможно, что какой-нибудь холмский книголюб приобрел рукописное Евангелие XIIІ столетия, иллюстрированное так, как это делали триста лет тому назад. И заказал Андрийчине новые иллюстрации, чтобы осовременить древнюю книгу. Почему именно Андрийчине? возможно, художник был его земляком?
Город Холм - сосед Люблина и Кракова. Тогда же в Кракове при Бернардинском монастыре действовал скрипторий - мастерская, где изготовляли рукописные книги, имевшие сугубо местную особенность - перенасыщенность иллюстрациями и орнаментикой. Такую перенасыщенность орнаментом видим и в некоторых рисунках Андрийчины. Возможно, он бывал в скриптории, общался с монахами, хотя и был православным, а они католиками.
В его рисунках ощутимы древнеукраинские и ренессансные влияния. С одной стороны - традиционные для Украины синие, красные, и золотые цвета, но новая ренессансная гармония их сочетаний. Архитектурные кулисы за евангелистами, как и на иконах, символизируют город, складки традиционных хитонов изображены изящными цветными и золотыми штрихами, как в Софии Киевской. Но фигуры обрамлены, как это делали венецианские мастера, пышными триумфальными арками. Рисунки перенасыщены античным декором: тяжелые сочные растительные орнаменты будто выплескиваются из рогов изобилия, образуя венок славы, и в то же время символизируют Эдем - земной рай, а еще напоминают роскошный восточный ковер. Андрийчина предпочитает изображать рай на земле, а не на небе. Одежда на героях его миниатюр - традиционная для иконописи, однако по-ренессансному просторная, и это делает его персонажей крепкими богатырями.
Такие художники, как Андрийчина, оказывали влияние на своих земляков. Доказательство тому - «пересопницкое Евангелие», то самое, на котором присягают президенты Украины. Православная княгиня Заславская не пожалела денег на драгоценную рукописную книгу «пересопницкое Евангелие». 15 августа 1556 года в поселке Дворцы сын протопопа Василевича Михайло начал перевод с болгарского и переписывание текста. А завершил работу в 1561 году архимандрит Пересопницкого монастыря Григорий. Хотя Михаил и Григорий переводили книгу, однако сохранили немало черт живого народного языка. Если, например, в тексте остаются иностранные термины, то на полях подаются соответствующие им украинские слова. Книга и сейчас поражает свежестью красок, ни одна буква не поблекла, не выцвела. Имя художника до нас не дошло. Он, как и Андрийчина, объединял традиционные образы евангелистов с ренессансным итальянским орнаментом.
Мир прекрасного. Заметное место в нем отведено портретам, рисованным художниками XV - XVІ столетий. Вот два из них, созданные на нашей земле.
Когда на польский престол пригласили прославленного полководца венгра Стефана Батория, он отправился в Краков через Львов. Здесь останавливался. Среди львовян, представленных королю, был и местный художник Войцех Стефановский.
- Ваше величество не откажет мне позировать? - спросил Стефановский при встрече.
Его величество не отказал. Портрет сохранился до нашего времени. Ныне его можно увидеть в Львовском историческом музее. Король изображен крупным планом. Одежда делает его настоящим Гераклом.
Напрасно надеялись магнаты, что Баторий не будет вмешиваться в дела «речи Посполитой двух народов». Король быстро понял, что не только поляки и литовцы нужны ему для войны с Иваном Грозным. Третий народ - русины (украинцы и белорусы) имеют свое войско - Запорожскую Сечь. И Стефан первым из польских королей официально признал Сечь. По его указу Украину разделили на войсковые округи - полки. Гетманом над казаками стал Богдан Розинский.
Второй портрет принадлежит кисти львовского портретиста Шимона Богушовича. Он был придворным Мнишка, отца той самой Марины Мнишек, которая мечтала о короне Московской царицы. На портрете Мнишка улавливаем черты тициановского стиля - монументальность, тяжеловатость темноватого колорита, самоуверенность. Все признаки Ренессанса. Но куда подевалось ренессансное равновесие светлых красок? Темные цвета одежды и фона диссонируют с красной драпировкой. А набрякшее лицо на этом фоне кажется обескровленным. В глазах закаменел испуг, вся фигура напряжена, словно перед опасностью.
Приближался упадок Ренессанса. Князь Константин острожский-младший организовал в своем имении в Остроге первую в Украине типографию. Когда первопечатник Иван Федоров вынужден был оставить Москву, спасаясь от преследования тамошнего духовенства, он нашел приют в остроге, где издавал книги, украшенные гравюрами в ренессансном стиле.
Теории гуманистов расходились с практикой. Вместо того чтобы жить в согласии, европейцы в конце XVI столетия рассорились. Призывы гуманистов к гедонистическим радостям спровоцировали взрыв пьянства и разврата.
Наступил конец иллюзиям. Вместо веротерпимости на Украину двинулась католическая экспансия. Часть православных удалось подговорить на унию с папой римским. С этим не мог ничего поделать даже воевода киевский со своим многотысячным войском. В Европе снова заговорили о христианской морали, в которой «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать».
Кончалась эпоха ренессанса, наступало страстное и богобоязненное барокко.