ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА

17 апреля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 17 апреля-24 апреля 1998г.
Отправить
Отправить

В известной хронике XI ст., принадлежащей епископу мерзербургскому Титмару, можно прочесть о Киеве: «В этом большом городе, являющемся столицей государства, насчитывается более 400 церквей»...

В известной хронике XI ст., принадлежащей епископу мерзербургскому Титмару, можно прочесть о Киеве: «В этом большом городе, являющемся столицей государства, насчитывается более 400 церквей». О большинстве из них ничего не известно сегодня. Впрочем один адрес можно назвать наверняка, поскольку церковь эта была разрушена в наши печально известные 30-е годы. Стояла она на Подоле, называлась Пирогощая.

Перевернем пергаментные страницы «Повести временных лет» и найдем: «В лето 6639 Мстислав… заложил церковь Святую Богородицу Пирогощую». 1131 год. Речь идет о деяниях князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. И возникает вопрос: почему церковь построена не на территории «верхнего города», где стояли княжеские палаты, где жила феодальная аристократия, где возвышались Десятинная церковь и собор Святой Софии, а на Подоле?

Мстислав жил на рубеже XI-XII столетий. Приближаются новые времена: в недрах средневековья появляются первые ростки «третьего сословия». Еще вчера горожане боязливо-уважительно поглядывали на латы дружинников, а сегодня с уважением смотрят на купеческий кафтан. Итак, постройка храма именно там, где селился купеческий и ремесленнический посадский люд, не случайность, а разумная политика князя во взаимоотношениях с купеческими корпорациями и ремесленническими цехами.

Археологические разведки дают представление о первоначальном виде Пирогощей. Это было типичное церковное сооружение XII ст.: шестистолбовой трехнефный однокупольный храм, стены которого украшали пилястры, а пол был вымощен большими шиферными плитами. Найденные на месте раскопок фрагменты фресковой живописи дают основания размышлять о внутреннем убранстве мстиславовой «крестницы».

Пирогощей посчастливилось. Во время нашествия Батыя она была разграблена, но стены уцелели. В XIV ст. церковь обновляет киевский князь Симеон Олелькович, но в следующем столетии она снова «ізнищена та ободрана» татарами Менгли Гирея. Когда же в начале XVI ст. храм Богородицы Пирогощей стал кафедральным, большие реставрационные работы проводит итальянский архитектор Себастиано Брачи. По мнению большинства ученых, четыре новых небольших купола появились вокруг древнего именно в то время. Увидев Пирогощую сорок лет тому назад, Павел Алеппский в своих записках называет ее «прекрасной».

Наверное, в сравнении с Софией, Михайловским Златоверхим собором, шедеврами Лавры церковь Богородицы Пирогощей не была такой уж представительной, но в жизни киевлян сыграла большую роль. Купечество приходило к ней помолиться перед заключением важных торговых соглашений, сверить точность весов, поскольку тут находились эталонные меры и гири. Позднее Пирогощая стала местом хранения магистратских архивов.

Особенно возрастает общественная значимость храма в трагические времена польско-литовской экспансии Украины: после насильственного присвоения униатами Святой Софии твердыней православия в Киеве становится древняя Пирогощая. Она идейно вдохновляла тех, кто оказывал сопротивление национальным и религиозным ущемлениям со стороны захватчиков, в частности католической церкви. С ее амвона звучало пылкое слово Иова Борецкого, Петра Могилы, патриарха Антиохийского Макария. Здесь около 1615 года было организовано славное Киевское Братство, объединившее множество простых людей, немало православных шляхтичей и целое Войско Запорожское во главе с гетманом Петром Сагайдачным.

На протяжении XVII-XIX столетий церковь Успения Святая Богородица Пирогощая - своеобразный пантеон. У ее стен хоронят священнослужителей, киевских войтов, самых уважаемых граждан города. Здесь нашел вечный покой известный украинский архитектор и реставратор Иван Григорович-Барский.

Во все времена главнейшей святыней церкви, ее сердцем была Икона Божьей Матери Пирогощая. Существует несколько гипотез относительно ее названия. По одной, она состоит из двух слов - греческого «пирос» (жито, мука) и славянского «гоща» (гость, купец). Храм стоял над большим торжищем, где происходила купля-продажа в основном зерна и муки, что и отразилось в названии иконы. Некоторые ученые связывают это слово с именем боярина Пирогостя. Но большинство исследователей сошлись на другом толковании. Известно, что из Царьграда в Киев были привезены два образа Богоматери, оба - копии с икон Царьградского Влахернского монастыря. На одной из икон, по этой научной версии, была изображена башня этого монастыря (на греческом языке - «пиргос») - откуда и происходит название «пирогоща». Вторая из привезенных икон стала известна как прославленная Богоматерь Владимирская.

Пирогощую изображали с ребенком на левой руке. Правой Она указывает на маленького Иисуса как на путь к спасению. В искусстве иконописи такой тип изображения Богородицы имеет название Одигитрия, или Путеводительница. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что именно такой образ был наиболее распространен в Киеве и его окрестностях, и вообще в Украине-Руси. Образок Путеводительницы, которую считали покровительницей путешественников, защитницей и спасительницей рекрутов, сопровождал в нелегких путях и воина, и купца, и ратая, и князя. С давних пор дошло до нас своеобразное доказательство тому - на страницах «Слова о полку Игореве»:

Идет Игорь Боричевым

К Святой Богородице Пирогощей.

Почему именно к ней? Почему не к главному храму стольного Киева - Святой Софии?

В Лаврентиевском своде «Повести временных лет» есть краткое упоминание о данном Игорем обещании отслужить молебен Путеводительнице, если освободится из плена. И никаких подробностей. Молчат другие летописи. Лишь эти последние слова последних строк, которыми автор завершает «печальную повесть» о злоключениях своего героя. Не спешит ли князь выполнить свой обет? Что касается Игоря - это, конечно, предположения. А относительно Пирогощей… Доказано, что гениальное «Слово» лишено каких-либо «случайностей». Поэтому, на наш взгляд, упомянутая автором подробность Игоревой биографии идет от осознания того значения, какое имела церковь Богородицы Пирогощей для православного человека тех далеких времен. Но какова ее судьба в ХХ столетии?

Наступили страшные сталинские времена: уничтожение памятников, связанных с религией, издевательство над церковью и верой, когда в Москве взлетает в воздух храм Христа Спасителя, а в Киеве - прославленный Михайловский Златоверхий собор, и лишь счастливый случай спасает Святую Софию. Защитить небольшую церковь на Подоле не удалось - в 1935 году ее не стало.

Однако воспоминание об одном из чудес древнего Киева жило и не умирало вместе с надеждой на восстановление исторического памятника. Доказательство тому - разработка нескольких реставрационных проектов в последние десятилетия, поиск необходимых средств…

И наконец, случилось: мы - свидетели возрождения Пирогощей. Уже венчает медный купол золотой крест. Одевается наша Путеводительница в новые светлые убранства, готовится к освящению. И снова, ничего не забыв и все простив, будет напоминать о пути к спасению.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК