Разруха начинается в головах: ментальные причины российской бедности

Поделиться
В условиях кризиса, в который погружается Российская Федерация, количество "социально уязвимых" растет, что представляет угрозу не только национальной безопасности, но и безопасности других стран, даже всего мира. Желая отвлечь внимание своего населения от этой острой проблемы, Кремль прибегает к агрессивной внешней политике.

В современных условиях борьба с бедностью относится к кругу глобальных проблем человечества.

Однако российская нищета отличается от бедности в других странах. Ее профиль социологи определяют так: безработные, работники с низкой оплатой труда, неполные и многодетные семьи, молодежь, пенсионеры, инвалиды, мигранты, беженцы. В других странах контингент неимущих тоже состоит из перечисленных категорий населения. Однако особенности России заключаются в том, что более чем две трети населения бедствуют в стране, которая в мире считается самой богатой ресурсами.

В РФ оформилась особая бедность: неимущими являются работающие люди, значительная часть которых имеет высокое образование и квалификацию. Их уже назвали "новыми бедными". В условиях кризиса, в который погружается Российская Федерация, количество "социально уязвимых" растет, что представляет угрозу не только национальной безопасности, но и безопасности других стран, даже всего мира. Желая отвлечь внимание своего населения от этой острой проблемы, Кремль прибегает к агрессивной внешней политике. Уже стала крылатой фраза А.Кончаловского: "Россия живет от войны до войны, пытаясь скрыть свою бедность".

Агрессия Москвы направлена и на Украину. Она соединилась с сепаратистскими настроениями в Крыму и на Востоке нашей страны. Излишне говорить, что тамошние жители в большинстве своем стремились присоединиться к России. Отчаянные призывы "Путин, приди!" предопределялись не столько политическими, сколько экономическими соображениями. Люди надеялись на значительно большие, чем в Украине, зарплаты и пенсии, поскольку были убеждены, что "Россия - богатая страна". Немалую роль в том, что они приветствовали агрессию, сыграла информационная составляющая гибридной войны со стороны России. В ней воплотилась одна из черт русского национального характера: не быть, а казаться. А еще такой византийский элемент, как введение в заблуждение другой стороны, ослепление мнимым величием и богатством, дабы склонить на свою сторону.

То есть Россия не богатая, а бедная? Одна из основных черт этого сообщества с древности до современности - противоречивость. В данном случае противоречивость проявляется в том, что Россия и богатая, и бедная одновременно. Действительно, Московия богата территорией, запасами энергоносителей, других природных ресурсов. Действительно, российская столица поражает мир своим блеском, а "новые русские" шокируют иностранцев своей роскошью. Действительно, средняя зарплата до недавних пор в два–три раза превышала украинскую. Но "средняя температура по больнице" состояла из показателей Москвы и периферии. А последняя долгое время находится в состоянии стагнации, когда на опустошенных пространствах прозябают руины без газа, водопровода и канализации. Зимой в жилищах насмерть замерзают пожилые люди, а по телевидению призывают собирать деньги на дрова для пенсионеров. Благоприятная мировая конъюнктура на энергоносители в течение 14 лет дала возможность немного повысить уровень зарплат и социальных выплат, однако 2015-й положил этому конец. Закрываются заводы, сокращаются штаты работников, урезаются и продолжительное время не выплачиваются зарплаты, отменяется индексация пенсий на фоне постоянного роста цен и коммунальных тарифов. Численность неимущих граждан растет. Среди россиян все чаще наблюдается недовольство затратами на содержание Крыма и "ДНР"-"ЛНР", т.е. относительно тех, кто надеялся на свой кусок пирога, который в последнее время имеет тенденцию к катастрофическому уменьшению.

Почему все так происходит? Дают о себе знать многие сложившиеся исторически факторы. На одной шестой части суши возникла особая цивилизация. История свидетельствует, что специфика той или иной цивилизации определяется прежде всего двумя факторами: природой и господствующей религией. Этими факторами определяется и жизненное устройство со всеми его составляющими. Российские природно-климатические условия нельзя назвать благоприятными: подавляющее большинство территорий относится к зоне негарантированного ведения сельского хозяйства. Природа приучила русского человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать быстро, лихорадочно, "споро". С другой стороны, не сформировалась привычка к размеренной и постоянной работе, как в большинстве других сообществ и Запада, и Востока. Жизнь русского крестьянина приспосабливалась к природно-климатическим циклам. Например, во многих губерниях крестьяне почти всю зиму спали, а питались один раз в сутки.

Выживать в таких условиях в одиночку было сложно. Российская цивилизация принадлежит к коммунальному типу цивилизаций, т.е. таким, где основным центром общественного устройства была община, которая отвечала за всех. Общинник не полностью отвечал даже за себя. Общинность, коллективизм - это противоположность индивидуализма, т.е. непризнание ценности человеческой личности и ее интересов, презрение к личности, что является противоположностью установкам цивилизаций Запада. Если в западных сообществах человек стремился проявить свои лучшие стороны, показать себя, в российской общине сложилась установка "быть как все, не высовываться". Типичные выражения: "Тебе что, больше всех надо? Ишь, какой умный выискался!". Так, в конце концов, сформировалось негативное отношение к личности. Человеческие потери никогда не останавливали ни власть, ни тех, кто ей повиновался. Можно вспомнить слова из очень популярной в советское время песни "Была бы страна родная - и нету других забот!", т.е. готовность идти на любые жертвы и оправдывать любые жертвы.

Если говорить о бедности, то распространенное среди развитых стран протестантское сознание считает ее либо карой Божьей, либо психической болезнью - неспособностью распорядиться имеющимися ресурсами. Ценит ли богатая Россия свои человеческие ресурсы, не говоря о чужих? В наше время этот вопрос можно задать в связи с политикой Москвы относительно Чечни, Грузии, Украины, Сирии.

В коммунальной цивилизации личность не может противопоставлять свои права коллективу. Прежде всего, это касается прав собственности, в частности на землю. В отличие от Европы и Америки, где право на частную собственность является базовой конструкцией общественного устройства, в российской цивилизации, подобно цивилизациям древнего Востока, существовала система "власть-собственность". Буквально: земля принадлежит верховному правителю - царю, он ее за службу дарит своим дворянам, те передают в пользование за выполнение определенных оброков и уплаты податей своим закрепощенным крестьянам, объединенным в общины. Негарантированность частной собственности и безопасности частного собственника - древняя русская традиция со времен крепостничества до "ночи длинных ковшей" (снесения киосков в Москве в феврале 2016 г.), что является одним из объяснений бедности. Главным следствием российского исторического процесса, продолжающим влиять на настоящее, является господство крестьянского сознания и практически отсутствие буржуазного.

Община (колхоз) выступала посредником в отношениях человека и власти - неважно, воплощал ее помещик или государство. Именно в общине закладывались ментальные основы россиян на века. От Византии исходит русское убеждение "а что я могу, я - человек маленький". Следовательно, избежание ответственности, перекладывание ее на других, несамостоятельность, слабая способность к самоорганизации, а в итоге - пассивность и терпеливость. Нежелание брать на себя ответственность из-за убежденности в том, что жизнь определяется внешними силами, является одной из ведущих черт авторитарного характера, который также является крайне противоречивым. Об этом в книге "Бегство от свободы" писал Э.Фромм. С одной стороны, авторитарной личности присуще ощущение собственной неполноценности, беспомощности, низменности, а с другой - желание поставить других, "более слабых" людей в зависимость от себя, стремление издеваться над ними. Авторитарная личность является носителем авторитарного синдрома, основные характеристики которого анализировал Т.Адорно. Это - навязчивая идея величия, иррациональное отношение к власти, слепая вера в авторитет и нежелание критически оценивать руководителя страны, поиск внешнего врага и самоутверждение за счет слабого, т.е. готовность нападать на того, кто кажется слабым и в общественном отношении приемлем в роли жертвы.

Все эти симптомы авторитарного синдрома легко заметить у подавляющего большинства современных россиян - от президента до обычного пенсионера. Например, перекладывать ответственность на "врагов народа". Как это было в конце декабря 2015-го, когда в снижении жизненного уровня людей В.Путин обвинил спекулянтов, поднявших цены на продукты, товары и услуги. А пожилые люди в российской глубинке обвиняют президента США в том, что они несвоевременно получают пенсии. Появилась даже поговорка: "россияне никогда не жили так плохо, как при Обаме". Это он мешает российскому государству проявлять заботу о своих гражданах.

Авторитаризм Э.Фромм называет одним из механизмов бегства от свободы. Свобода - это возможность выбора. Западная ментальность настаивает на ответственности за него. Российская - уклоняется. Поиски бога, царя, героя и поклонение ему - воплощение стремления убежать от свободы, переложить ответственность на кого-то. А также пренебрегать выполнением обязанностей. Нигде в мире нет таких широких возможностей избегать труда, воровать казенное, подменять дело словом, а слово не считать делом, как в России. Общество непритязательно к человеку, а человек непритязателен к себе. Обычное дело - обмануть кого-то.

Это на Западе со времен давнего Рима - Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон), а в России к законам относятся пренебрежительно. Народные пословицы: "закон - что дышло: куда повернешь, туда и вышло" или "чья власть, того и сласть". Того, кто позволяет себе обходить закон, не осуждают. Наоборот.

Из истории известны две формы социальной организации. В основе первой - закон, в основе второй - иерархия. Россия основывается на второй. Иерархия определяет распределение ресурсов, предпочитая собственную корысть и обделяя широкую массу. В результате в современной России - разительный разрыв между небольшой кучкой богачей во главе с президентом и нищим большинством. С другой стороны, опыт развитых стран мира показывает, что основой благосостояния общества является суровое соблюдение законов, особенно в отношении частной собственности. Одно из последствий их несоблюдения - демотивация в работе, убеждение, что честным трудом благосостояния не достичь. Так было во времена нищей царской России, так было во времена советской уравниловки на уровне "поддержания штанов", так и сейчас. То есть жива и актуальна народная русская поговорка "от трудов праведных не наживешь палат каменных". Их можно приобрести только нечестным путем.

Филологи подсчитали, что в русском языке для слова "работать" в десять раз меньше синонимов, чем для слова "красть". А еще русский фетиш - "халява", любовь к ней воспитывается сызмала сказками о щуке, которая враз выполняет желания не встающего с печи Емели-бездельника, скатерти-самобранке, золотой рыбке и т.п. Надежда на фарт, счастливый случай, стечение обстоятельств, любовь к риску и неумение работать - типичные черты азартной натуры, уповающей на то, что "бог не выдаст, свинья не съест".

Русскому национальному характеру присущи такие черты, как "бесшабашность" или "безбашенность". Иначе говоря, это нехватка рациональности, которая исходит из определенного инфантилизма. Сдержанности и рассудительности европейцев часто противопоставляется безрассудство россиян, их беззаботность и неэкономность. Но, с другой стороны, она оборачивается неумением планировать, предусматривать и думать о завтрашнем дне. Нет ничего более отвратительного для русского человека, чем видеть рядом того, кто активно строит свою жизнь, да еще и с перспективой на будущее. С этим русский не может смириться и буквально восстает: начинает травить "буржуя", "кулака", "Гейропу" или Украину. Потому что все они хотят жить лучше, чем он. Это - неправильно, а как правильно, знает только Россия, которая несет миру "истинную духовность". А на самом деле пытается навязать свой образ существования.

У российской и западных цивилизаций разные принципы жизни. Западу присуща интенция - стремление, направленность сознания, воли и чувств, которая выражена в идее прогресса, беспрерывного совершенствования человека, общества и структур власти. В российской цивилизации отсутствует ярко выраженное стремление к прогрессу, это - промежуточная цивилизация, которая время от времени делает попытки отойти от традиционного типа и перейти к инновационному, однако каждый раз ей это не удается. Происходит откат назад, возвращение к старым принципам. И всякий раз после провала очередной попытки модернизироваться Россия прибегает к агрессии. Главная причина неудач в том, что инициированные верховной властью меры носят только заимствованные внешние формы, а глубинные ценности остаются неизменными, традиционными, вражескими к изменениям, осложнениям, свободе, ответственности и т.п.

Модернизация - это обновление, усложнение, отвечающее установкам одного из ведущих научных направлений современности - синергетики. Развитие современного мира направлено в сторону усложнения, в котором человек должен делать свой самостоятельный выбор. В современной РФ, по результатам социологических опросов, личностные свободы и либеральные ценности на первое место ставят не более 5% населения, остальные "бегут от свободы".

Человеку, тем более маленькому, бедному, нужно чем-то гордиться, чувствовать принадлежность к чему-то большому и сильному - к Великой России, которую "боится весь мир". Патриотизм, который российский президент назвал "национальной идеей", приобретает агрессивный характер, под ним понимается нетерпимость к "другим" и полнейшая покорность власти. Он стал психологической опорой для целой нации и компенсацией за комплекс гражданской неполноценности. Делается ставка на милитаристско-патриотическую идентичность, которая вместе с тем должна способствовать легитимации власти В.Путина и отвлекать внимание масс от острых внутренних проблем.

Профессор-психолог Московского государственного университета О.Соколова в интервью "Новой газете" объяснила, почему в стране так много людей, которыми легко манипулировать: "Социальная реальность становится все более сложной, непредсказуемой, пугающей своей неопределенностью. А телевидение еще и нагнетает страхи, умышленно доводя людей к состоянию хаоса и паники. В ситуации созданного сильного стресса возможны "поломки" механизмов рационального мышления. Люди легко уподобляются толпе, где действуют архаические инстинкты, простейшие эмоции заражения и единодушия. Человеческие и личностные черты при этом смываются. Люди ждут и хотят найти тех "сильных", которые предложат им "порядок" и успокоительные грезы. Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечность, тупость своего рода. В сущности, психология манипулятора - это психология убийцы".

Прилагает усилия и церковь, подчеркивая ударение, что русский народ - мученик, самый терпеливый и смиренный из всех народов, который хочет нести им добро и "истинную духовность". Это свидетельствует о том, что инертное сознание определяет политику и экономику инертного государства, что общество является инерционным, что имеет место инволюция, которая противоречит необходимости модернизации. Целый ряд традиционных ценностей препятствует движению общества согласно требованиям времени. А вместе с тем происходит объединение его озлобленных членов вокруг национального лидера, и это спасает от общенациональной депрессии. Надеяться в ближайшем будущем на изменения в ментальных структурах российской цивилизации не следует. Однако необходимо задуматься над проблемой изменения национального сознания украинства, ибо проблема бедности для него также важна.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме