Олыка, кровью умытая
Шестьдесят лет назад — 30 июля 1942 года — хорошо известный городок на Волыни Олыка был расстрелян фашистами, поскольку большинство его жителей были евреями, а также лицами, не лояльными к оккупационной власти. С тех пор Олыка стала провинциальным поселком, каких много в Украине. Советская власть, установившаяся здесь в 1944 году, сделала все, чтобы об истории древнего городка знали как можно меньше, и посевы манкуртства дали ожидаемые плоды. Циничные местные мастера строительства прекрасного коммунизма, который вот-вот должен был наступить, на мемориале Вечной славы высекли: в годы Великой Отечественной в Олыке и ближайших селах, что составляли Олыкский сельсовет, погибло 157 человек. Не приняли во внимание даже то, что партийные архивы подтверждали — в Олыке расстреляно около пяти тысяч (!) граждан. И хотя уже давно в память о расстрелянных их потомки из далекого Израиля поставили здесь скромный памятник, тысяч жертв фашизма как будто не было... А на костях невинно убиенных ныне огороды местных жителей поселка. Вот такое-то урочище Кенпа.
После опроса бывших местных партработников выяснилось: «забыли» расстрелянных в Кенпе из-за того, что они покорно шли на смерть. Не сопротивлялись гитлеровцам, а это не укладывалось в идеологические рамки героического прошлого партизанского края, где проходил А.Ковпак, долгое время базировался отряд Д.Медведева. В настоящее время, когда история и на местном уровне переписывается по-новому, вспоминая прошлое, без лжи снова не обходятся. Пишут только о деятельности украинской «Просвіти», хотя в междувоенный период эта общественная организация была очень слабенькой по сравнению с такими городскими объединениями как «Союз мелких купцов», «Тарбут», «Сионистская организация». И это неудивительно, ибо украинцев здесь было всего несколько десятков. Финансы, власть и влияние находилось в руках евреев и поляков. Что поделаешь — это история, которая, как известно, сослагательного наклонения не имеет. И все же делаются отчаянные попытки отыскать в Олыке корни националистического движения. И, как это ни парадоксально, утрачивается еще больше — замалчивается мощный слой мировой культуры. Ведь Олыка — место пересечения взглядов многих народов —литовского, польского, французского, австрийского, еврейского, русского...
Князья Радзивиллы и другие...
Давних владетелей Олыки, князей Радзивиллов здесь и теперь вспоминают. Это благодаря им местечко не только имело Магдебурское право, но и было в XIX ст. крупнейшим торговым центром Волынской губернии. Олыке уступал даже Луцк, в котором проживало лишь на несколько сотен больше горожан. А известный на всю округу замок Радзивиллов ничем не уступает замку Любарта в Луцке. Здесь имел владения сын знаменитого русского полководца П.Х. Витгенштейна Лев Петрович — адъютант Александра I, друг декабриста Пестеля. Особое место принадлежит также Михаилу Фердинандовичу Радзивиллу: человек авантюристического характера, он вопреки отцу и братьям, чтобы получить имение в Олыке, перед Первой мировой войной женился на русской. Его женой стала Мария Бенардаки, которая была первой пламенной любовью Марселя Пруста и послужила ему прототипом Жильберты из книги «В поисках утраченного времени». А родители Марии были прототипами положительных героев во втором томе «Мертвых душ» Николая Гоголя.
Бывший слуга Радзивиллов Лекюзья, поехав в Париж, долгое время будет для Марселя Пруста информатором о жизни Радзивиллов. И хотя Марсель Пруст не пишет об Олыке, реминисценции очевидны.
Еще живы современники Януша Радзивилла — последнего ординатора Олыки, арестованного в 1939 году местными коммунистами. Януш Радзивилл пользовался очень большим авторитетом на Волыни, защищал интересы местного населения в сенате Речи Посполитой, возглавлял в 1935—1939 годах комиссию иностранных дел Польши, был лидером очень влиятельной консервативной партии «Левиафан». Выступая против польских шовинистов, Януш Радзивилл выступил в сенате и прессе против авторитетного Ю. Пилсудского: «Политическая деятельность, базирующаяся на том, что маршал был и будет до последней минуты фактором, возносящим судьбу Польши, такая политика — детская, смешная, абсурдная». Подобные высказывания Януша Радзивилла цитировались московским радио, что, конечно, прибавляло хлопот сенатору. Об этом позже ему напомнил в застенках НКВД Л. Берия, склоняя к сотрудничеству, на что Януш Радзивилл, как истинный аристократ, не пошел и до конца жизни остался верным своей родине — Польше, в которую возвратился из советских лагерей после Великой Отечественной.
Очень много для Олыки в междувоенный период сделали сын Януша Радзивилла Эдмонд с женой Изабеллой. Молочный кооператив, детский сад, госпиталь — дело их рук. А еще воспитала эта дружная семья сына Станислава, который женился на сестре супруги президента США Кеннеди.
Мекка аристократии
В Олыке и теперь часто бывают заграничные гости. Но приезжают сюда, как правило, тихо, без помпезности. Безусловно, посещают они величавый замок Радзивиллов, на территорию которого может зайти каждый. Но в бывшие покои князей и прислуги войти нельзя. Там теперь палаты Волынской психиатрической больницы №2. Как-то грустно становится. Здесь бы музей, туристические экскурсии и т.п.! Ведь рассказывать есть о чем. Особенно о XIX столетии, которое в краеведческих материалах до сих пор остается белым пятном. А ведь именно в это время в Олыке побывали знатные люди Европы, здесь они устраивали гулянья, деловые встречи, а в окрестностях — охоту на дикого зверя. Отсюда отправлялись огромные партии зерна, собранного на землях Волыни для продажи в Данциге и Варшаве.
Среди достопримечательностей местечка — два старинных костела: Свято-Троицкий, а также Петра и Павла, фамильные склепы польской знати на полуразрушенном кладбище. Сохранилось и много деревьев, которым больше сотни лет. Они, сплетясь ветвями, словно поддерживают друг друга, чтобы устоять в непременном и непрерывном течении времени, где многое меняется и несправедливо забывается.