Так случилось, что мое первое знакомство с Польшей состоялось на заре зарождения шопинг-туризма. Собственно говоря, у нас была самая настоящая экскурсия в Краков и окрестности, с планом, программой, экскурсоводами. А уж кто хотел «подшопить», тот выкраивал себе время между (или вместо) посещениями музеев, костелов и осмотрами достопримечательностей. Собственно говоря, базары — это тоже часть польских впечатлений, но запомнилось совсем другое. Голуби и цветы на краковской площади Рынок, картинки сел, пустой, но не менее страшный концлагерь в Освенциме…
Потом некоторые мои знакомые по той экскурсии стали ездить в Польшу как на работу. До осмотра ли достопримечательностей, до отдыха ли им было?
Когда недавно Торгово-экономический отдел посольства Республики Польша в Украине объявил журналистам о продвижении на наш рынок польского туристического продукта, сразу вспомнилось, что в этой стране есть не только что купить, но и что посмотреть — Краков, Вроцлав, Варшава, Познань, Гданськ, Гдыня, есть где отдохнуть и заняться спортом — Карпаты, Татры, Судеты, Мазурские озера, побережье Балтийского моря. «Туризм — это тоже экономическая деятельность. Мы считаем, что наша страна очень интересна, в том числе и для украинцев», — отмечает торговый советник-посланник Анна Сковроньска-Лучиньска.
Еще бы не интересна — из почти 61 с половиной миллиона иностранцев, побывавших в стране в прошлом году, около шести с половиной — украинцы. (Данные включают как приезжающих на один день, так и тех, кто остался в Польше хотя бы на одну ночь. Между прочим, иностранец, оставшийся в стране на ночь, независимо, в готеле ли он остановился или у друзей, считается туристом.) В «табели о рангах» приездов украинцы занимают третье место, уступая только немцам и чехам. Что касается собственно туризма, то, по оценкам польского Института туризма, из 15 млн. гостей, посетивших страну в 2001 году, мы на втором месте (3,08 млн. чел.). Кстати, интересная прослеживается тенденция: при существенном снижении количества приезжающих по делам, для покупок и в служебных целях число туристов уменьшается незначительно. Несмотря на то, что общее количество приездов иностранцев в Польшу снизилось до 86,2% по сравнению с 2000 годом.
Пытаясь пробудить интерес к собственным достопримечательностям, мы понимаем и уважаем подобное желание и наших соседей. В 1999—2000 гг. в Польше начали модернизировать туристическую отрасль — для оптимальной реализации стратегических целей туристической политики государства. Руководство отраслью и координирование деятельности Польской туристической организации было поручено министру экономики. В Министерстве экономики создали Департамент по туризму.
Одна из задач Торгово-экономического отдела посольства Республики Польша в Украине — продвижение польских товаров и услуг на наш рынок. С нынешного года в этом списке — туризм. Причем стратегия действий серьезная, включает текущий маркетинговый анализ рынка туристических предложений, внесение польского турпродукта в каталоги украинских туроператоров, сбор информации, проведение международной конференции в Польше и сотрудничество в этом вопросе с журналистами, сообщил торговый атташе Лех Дземашкевич.
Культурный потенциал Польши, разнообразная и сохранившаяся, даже уникальная, окружающая среда, транзитное размещение, хорошо налаженная сеть воздушного и железнодорожного сообщения с Европой и миром, динамичное развитие сектора туристических и околотуристических услуг — все это привлекательно для туристов. Это понимают и зарубежные инвесторы, вложившие 618 млн. долларов в отели и рестораны.
Предложения из Польши есть в каталогах около 20 туристических агентств, работающих на украинском рынке. Заинтересуют ли они туристов, покажет время и… благоприятный визовый режим. В преддверии введения въздных виз в Польшу работники Торгово-экономического отдела посольства Республики Польша в Украине заверили нас, что приложат все усилия, чтобы визовый режим для туристов был максимально упрощен.
Как пример того, что туристов в Польше ждут, была просьба обнародовать телефон безопасности для иностранных туристов, пребывающих в Польше, введенный Польской туристической организацией, Главной комендатурой полиции и Министерством экономики: 0 800 200 300 (бесплатные звонки со стационарных телефонных аппаратов);
(+4822) 601 55 55 (платные звонки, соединение с любого телефона). Звонить можно ежедневно с 8.00 до 24.00 до 31 октября 2002 г.
Кажется теперь, после стольких лет челночно-мешочных поездок, можно будет вернуться к первоначальному значению слова «туризм». И еще что немаловажно. «Туризм поможет молодежи наших стран познакомиться и лучше узнать друг друга», — считает Анна Сковроньска-Лучиньска. Что ж, если для нашей молодежи будут сделаны соотвествующие ее экономическому состоянию предложения, это неплохо.