Исторически так сложилось, что отношения между поляками и украинцами не были простыми. Богдан Осадчук, который в свое время сотрудничал с Ежи Гедройцем в известной польской эмигрантской газете «Культура» и был выразителем идеи польско-украинского примирения, заметил: поляки и украинцы - «две нации, развитие которых очень отличалось. Родство существовало лишь в начале нашей истории, при Польше Пястов и Киевской Руси. Потом пути расходятся, приводя к совершенно разным процессам. Пястовская Польша становится мощнее, а Русь-Украина слабеет. Самым чуствительным ударом, нанесенным русинам-украинцам, было непризнание этой части ягеллонской империи автономной частью, равной Короне и Литве. Очередным фактором трагического разделения стала постоянная недооценка роли православия и непони мание роли униатской церкви. Вследствие экспансии Римско-католической церкви, в данном случае идентичной польскому доминированию, Украина потеряла большую часть
своей аристократии. Остальную ее часть, на Левобережной Украине, то есть на восток от Днепра, позже поглотит царская Россия».
Такое положение вещей, по мнению Б. Осадчука, привело к тому, что «в поведении поляков возник элемент превосходства, отношения «господ» к «хамам», который утвердился во время разделов страны в польских имениях на украинских землях, преимущественно на Правобережной Украине, и углубился вследствие коллаборационизма польской шляхты с российской властью, согласившейся не пересматривать ее привилегии относительно собственности.
Казацкие войны не принесли перемен к лучшему, а утвердили стереотип украинцев-мятежников, со временем - «гайдамаков». Оперирование подобными стереотипами существенно усилилось во времена ПНР, когда отработал свое и исчерпал себя, учитывая образование государства «хороших немцев» - ГДР, прототип немца-врага, и нужно было найти другой объект для «народного гнева», дабы отвлечь внимание от сталинских преступлений. Так был создан образ украинского врага...»
Несмотря на определенную упрощенность этих соображений, они отражают реальные тенденции в польско-украинских отношениях. Конечно, в них было немало элементов сотрудничества. К сожалению, и в польской, и в украинской литературе на них мало обращают внимание. Поляки «забывают», что Украина, собственно украинцы, дали им одного из самых блестящих польских королей, победителя в Венской битве 1683 г. Яна Собеского, творца первой польской и европейской конституции Гуго Коллонтая, «героя двух континентов» Тадеуша Костюшко, выдающегося поэта-романтика Юлиуша Словацкого... А украинцы «забывают», что поляки и полонизированные шляхтичи дали украинцам Вячеслава Липинcкого, выдающегося украинского политолога начала ХХ в., ряд «хлопоманов», среди них - Владимира Антоновича, учителя Михаила Грушевского, и митрополита Андрея Шептицкого...
Но в польско-украинских отношениях часто подчеркивают именно конфликтные моменты, которых в нашей общей истории было достаточно. Приходится констатировать, что нередко логика польско-украинских отношений обусловливалась, да и продолжает обусловливаться не столько реальным положением дел, сколько стереотипами. Это именно тот случай, когда, по словам выдающегося философа К.Ясперса, мы можем «использовать покойников как casus (повод к вражде)».
Попытаемся определить ключевые моменты в польско-украинских отношениях. Не обращаясь к давней истории, когда доминировало не этническое сознание, а родовое и религиозное. Вероятно, первый ключевой момент в этих отношениях можно отнести к середине ХІV в., когда распалось Волынско-Галицкое государство (королевство), которое в перспективе могло бы стать колыбелью украинской национальной государственности. Тогдашний польский король Казимир Великий отказался от активной политики на Западе, отдав Силезию Священной Римской империи и Богемскому королевству, направив свою экспансию на восток. В результате завоеваний Казимира в составе Польского королевства оказалась Галичина, которая и в этническом, и в конфессиональном плане отличалась от Польши. Вопреки продолжительной политике полонизации и окатоличивания, этот регион так и остался инородным телом в составе Польского государства. Более того, в ХІХ, а особенно в ХХ вв. Галичина стала основным центром противодействия польской экспансии на украинские территории.
Вторым важным моментом в польско-украинских отношениях была Люблинская уния 1569 г., когда большая часть украинских этнических территорий оказалась в составе Польского королевства, которое, в свою очередь, стало частью объединенного государства вместе с Великим княжеством Литовским. Это событие имело неоднозначные последствия как для Речи Посполитой, так и для украинских земель. С одной стороны, украинцы, находясь в составе этого государства, получили возможность приобщиться к европейской культуре, а с другой - это приобщение, которое часто происходило при посредничестве римско-католической церкви, несло угрозы для существования украинцев как этноса. К тому же украинцы в этом государстве не имели автономного образования и фактически не являлись субъектом политических отношений. Справедливости ради заметим, что в Украине после Люблинской унии фактически образовались автономные княжества Острожских, а потом Вишневецких. Другое дело, что эта автономия так и не была формализована.
Сыграли свою роль также восстание 1648 г. под предводительством Б.Хмельницкого и войны с казаками в 50-60-х гг. XVII в. Конечно, эти события предопределялись внутренними факторами, которые при желании можно осмысливать в категориях украинско-польского конфликта. На самом деле они имели не столько этническую или конфессиональную основу, сколько сословно-социальную. Не следует игнорировать и внешний фактор - противостояние между Польшей и мусульманским миром (Крымским ханством и Турцией). Известно, что накануне Хмельнитчины, в 1646 г., король Владислав IV вынашивал план завоевания и ликвидации Крымского ханства. Казацкое восстание под предводительством Б.Хмельницкого, заключившего договоры с Крымом и Турцией, в определенном смысле было ответом на эти планы. В результате выгоду от казацких войн получила Московия, которая по условиям Андрусовского перемирия заняла Левобережную Украину. Это стало важным фактором экспансии России в западном направлении, что в конце концов привело и к ликвидации Речи Посполитой.
К сожалению, ни поляки, ни украинцы не извлекли уроков из Хмельнитчины. До сих пор это событие обе стороны трактуют предубежденно. Мало кто задумывается над тем, что восстание, вызванное нетолерантной и недальновидной политикой польских властей относительно социального положения украинцев, прежде всего казачества, стало огромным несчастьем не только для Польши, но и для Украины. Хмельнитчина не только привела к разрухе, она вытеснила украинцев, по крайней мере значительную их часть, из круга европейских народов и бросила в объятия Азии - Крымского ханства, Турции, наконец - России. Именно присоединение украинских земель дало возможность России укрепиться и в перспективе стать евразийской империей. И эта империя, частично выпестованная в результате польско-украинского противостояния, принесла много горя и украинцам, и полякам.
Следующий исторический момент - Гайдаматчина. Проводя жесткую социальную и национальную политику, польская и полонизированная шляхта так и не вынесла уроков из Хмельнитчины. Украина в середине XVIII в. была охвачена гайдамацким движением, направленным преимущественно против польской шляхты. Этим воспользовалась Россия, натравившая гайдамаков на Барскую конфедерацию 1768 г. и спровоцировавшая Колиивщину.
В Украине эти события до сих пор изображаются весьма тенденциозно. В учебниках по истории трудно найти информацию о Барской конфедерации. Мало кто даже из преподавателей истории Украины знает, кто такой Казимир Пуласский, который был одним из лидеров этой конфедерации, действовал на украинских территориях, а потом, как и
Т.Костюшко, стал «героем двух континентов», борясь за свободу США. Зато мы героизируем гайдамацкое движение, забывая, что оно стало средством в политических играх России.
ХІХ в. - время, когда шел процесс «национального возрождения» и в Польше, и в Украине. Украинцы, несколько отстававшие от поляков, часто копировали их опыт. Например, «Книга пилигримства народа польского» Адама Мицкевича имела свое соответствие - «Книгу бытия украинского народа». Ее авторство приписывают Николаю Костомарову, но в написании не последнюю роль сыграл Тарас Шевченко. Следует отметить эволюцию взглядов последнего в вопросе польско-украинских отношений. Если в раннем его творчестве, в частности в поэме «Гайдамаки», слышны антипольские мотивы, то в более поздних произведениях Т.Шевченко становится сторонником польско-украинского сотрудничества, свидетельством чего является стихотворение «Полякам». Поэт считал, что два народа разделили «ксендзы, магнаты». Стихотворение заканчивается словами:
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.
ХІХ в. знал примеры как попыток поляков и украинцев достичь взаимопонимания, так и конфликтных ситуаций. Конфликты особенно давали себя знать в Галичине.
Интеллектуалы двух народов прилагали некоторые усилия, но так и не выработали формулу примирения. Среди украинцев распространялись негативные стереотипы относительно поляков, равно как среди поляков - относительно украинцев. И делалось это не без «помощи» российской власти.
В Украине довольно популярна повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба». В ней представлен тип «настоящего казака». Многие исследователи считают, что именно это произведение имело большое значение для «национального возрождения» украинцев - возможно, даже большее, чем творчество Т.Шевченко. Однако повести присуща откровенная антипольская направленность. Произведение, написанное вскоре после Польского восстания 1830- 1831 гг., целиком вписывалось в контекст антипольской пропаганды, набиравшей обороты в Российской империи. Известно, что вторая редакция «Тараса Бульбы» фактически делалась по заказу царя Николая І, который даже редактировал повесть.
С польской стороны есть «ответ» на произведение Н.Гоголя - роман Генрика Сенкевича «Огнем и мечом». Роман в формировании в сознании поляков негативного образа украинца играл не последнюю роль.
С таким багажом стереотипов поляки и украинцы встретили Первую мировую войну и развал империй - Австро-Венгрии и России. Именно тогда у них появилась возможность создать суверенные государства. Однако вместо того, чтобы достичь взаимопонимания в интересах двух народов и пойти на компромисс, польские и украинские политики выбрали противостояние. Едва ли не наибольшим его проявлением стала польско-украинская война за Галичину и другие земли Западной Украины в 1918-1919 гг. Возможно, если бы не эта война, которая забрала много сил и ресурсов с обеих сторон, украинцы могли бы эффективнее противостоять российским большевикам, и тогда не надо было бы ждать «чуда на Висле». И все же в этих непростых условиях были и светлые моменты. В 1920 г. УНР и Польша заключили договор в Варшаве (или договор Пилсудского и Петлюры). Он помог остановить продвижение большевистских войск на Запад. Помощь со стороны украинской армии была существенной. Можно вспомнить, например, оборону Замостья под командованием украинского военачальника Марка Безручко. Однако совместная борьба поляков и украинцев против большевистской экспансии, имевшая большое значение для дальнейшей судьбы Центральной Европы, практически неизвестна как в Польше, так и в Украине.
К сожалению, Ю. Пилсудский и его окружение предали украинцев, заключив с большевиками в 1921 г. Рижский договор и позволив им оккупировать большую часть Украины. Кроме того, не были обеспечены политические и культурные права украинского меньшинства в межвоенной Польше. Разговоры о хорошем отношении Ю.Пилсудского, Б.Перацкого или Г.Юзефского к украинцам на самом деле не больше чем миф. Действительно, на фоне требований польских национал-радикалов они выглядели едва ли не «голубями мира». Однако «пилсудчики» осуществляли так называемую пацификацию украинских сел, репрессировали национально сознательных украинцев, потворствовали террору осадников на украинских землях, ограничивали деятельность украинских учреждений. Это была откровенная политика полонизации. В плане тактическом она как будто имела смысл, однако в плане стратегическом ее результаты оказались сомнительными. Эта политика разрушила относительно мирное сосуществование поляков и украинцев на территориях Западной Украины, сложившееся в прежние времена. Ее плоды сказались во время Второй мировой.
Несмотря на поражение Польши в начале войны и на то, что украинцы Второй Речи Посполитой в целом лояльно вели себя как граждане этого государства во время немецко-польского противостояния, лондонское правительство в эмиграции не сделало практически ничего, чтобы достичь взаимопонимания с украинскими организациями. В свою очередь, последние не стремились контактировать с польскими деятелями.
Отсутствие согласия, старые обиды, которые накладывались на новые, привели к своеобразной «войне в войне» - польско-украинским конфликтам 1942-1947 гг., охватившим Холмщину, Волынь, Галичину и Закерзонье, завершающим аккордом которых можно считать операцию «Висла» и «добровольное» переселение поляков из СССР в Польшу, а украинцев из Польши в СССР. Не последнюю роль в разжигании этих конфликтов сыграл внешний фактор - деятельность немецких оккупационных властей, красных партизан, советских спецслужб. Лишь на завершающем этапе этой «войны в войне», когда стало ясно, что украинское и польское подполье терпит поражение, УПА и Армия крайова начали сотрудничать, заключив весной 1945 г. соглашение. Но было уже слишком поздно.
В коммунистической Польше, как уже отмечалось, активно культивировались негативные стереотипы украинцев. Даже сейчас «среднестатистический поляк», мягко говоря, довольно прохладно относится к представителям украинской нации. В советской Украине поляков также не весьма жаловали. Хотя целенаправленного культивирования негативного образа поляка не было - все-таки соседи по «социалистическому лагерю».
В такой ситуации деятелями польско-украинского примирения стали представители польской национальной элиты в эмиграции. Богдан Осадчук, сам причастный к этому, писал: «На фоне антиукраинского психоза, к счастью, не имевшего соответствия в тогдашней Украине, возрастает историческая заслуга «Культуры» и ее редактора. Вряд ли найдутся подобные примеры в истории Европы и мира, чтобы издание, которое печаталось за рубежом, со временем стало оказывать такое влияние на мысли людей, живших в далекой стране с противоположным общественным строем… Коллектив, состоявший из трех предвестников примирения с украинцами - Юлиуша Мерошевского, Йозефа Лободовского и Ежи Стемповского - под эгидой главного редактора «Культуры», добился перелома в области польско-украинских отношений сначала в эмиграции, а постепенно и в Польше. Если бы не инициатива Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского, которая касалась признания послевоенных границ Польши, а также идеи независимости Украины как части национальных интересов Польши, то мы бы, наверное, и дальше оставались погрязшими в не до конца решенных проблемах, вызванных скрытым ревизионизмом, - в смысле стремления к изменению границ».
По крайней мере польская политическая элита (в большей или меньшей степени) осознала, что существование независимой Украины, нормальные польско-украинские отношения - в интересах самых же поляков. Союз между нашими народами (желательно и с Беларусью) - это средство против российской экспансии. Показательно, что Польша
2 декабря 1991 г. первой признала независимость Украины. Польские политики осуществили ряд акций, которые можно считать проявлением стремления к польско-украинскому согласию. Например, 3 августа 1990 г. сенат Республики Польши осудил акцию «Висла». Сделаны и другие шаги доброй воли со стороны высшего польского руководства.
Насколько реально сотрудничество между нашими государствами? К сожалению, здесь больше деклараций, чем конкретных дел. Особыми достижениями не можем похвастаться ни в сфере экономики, ни в сфере культуры, образования, туризма, трансграничного сотрудничества и т.п. У нас нет широкомасштабных совместных экономических проектов, которые бы реализовывались; идея польско-украинского университета так и осталась висеть в воздухе; после вступления Польши в Евросоюз польско-украинская граница все больше превращается в железный занавес; наконец, в украинских массмедиа Польша почти не присутствует, примерно то же самое можно сказать о польских массмедиа относительно Украины. Отсюда, разумеется, плохая осведомленность украинцев о жизни поляков, а поляков - о жизни украинцев.
Казалось бы, в сфере политической между Польшей и Украиной все обстоит благополучно. Формально - да. Но и здесь не обошлось без проблем, которых, в принципе, можно было бы избежать. Польская сторона, очевидно руководствуясь временными тактическими соображениями, решила обратиться к акциям символического характера. Имеется в виду проблема Кладбища Орлят во Львове, а также мероприятия в Польше по поводу 60-й годовщины так называемой волынской резни.
«Мы отмечаем 60-летие Волынской трагедии, но приведет ли это, с одной стороны, к открытию всей правды о тех событиях, а с другой - к объединению между поляками и украинцами?» - задавался вопросом польский автор Славомир Сераковский в статье «Мы хотим другой истории» («Газета выборча», 11.06.2003 г.). И подверг сомнению шанс на реализацию обеих целей. Дело не только в том, что масштаб жертв волынской резни, сознательно или бессознательно, преувеличивался и что это событие искусственно вырывалось из контекста польско-украинского противостояния во время Второй мировой. Дело в том, что памятные церемонии по поводу годовщины этих трагических событий приобрели политический характер и часто сводились к акцентированию внимания на польско-украинском противостоянии в прошлом. То же самое можно сказать и о проблеме Кладбища Орлят во Львове. Забывалось то, что было не только противостояние. Президенты Польши и Украины вместе почтили память поляков, погибших от рук украинцев в Порицке (2003 г.), украинцев, погибших от рук поляков в Павлокомле (2006 г.). Но «забывают», например, о Грубешове, в котором 27-28 мая 1946 г. антикоммунистические отряды «ВіН» и УПА осуществили совместную акцию против коммунистов. Почти незаметно и в Польше, и в Украине отметили 90-летие Варшавского договора.
Очевидно, что такая «историческая политика» отнюдь не способствует развитию польско-украинских отношений. К тому же ее пытаются использовать в Украине политики пророссийской ориентации. Похоже, история повторяется. Как в прошлом Россия разделяла наши народы, так и дальше продолжает это делать нашими же руками.
Чем обусловлено такое состояние польско-украинских отношений, когда нет заметного прогресса, а за хорошими декларациями не прослеживаются реальные дела? Прежде всего мы должны учитывать специфику политической элиты Украины, которая по большей части продолжает руководствоваться советскими стереотипами и имеет пророссийскую ориентацию. Нынешний режим в Украине, по словам Б.Осадчука, является «авторитарной бюрократией». Это, по его мнению, не стабильная демократия, не тоталитарное государство, а что-то похожее на ситуацию в Польше после осуществленного Ю.Пилсудским переворота в 1926 г., когда оппозиция существовала, однако была бессильной и отодвинутой на обочину политики. «Откровенно говоря, - отмечал Осадчук, - Запад также отвечает за развитие политической системы в Украине. В 1990-е годы эту страну бросили на произвол судьбы. Было организовано несколько международных конференций, фонды - преимущественно немецкие - открыли в Киеве свои представительства, однако не было сделано никаких последовательных шагов относительно влияния на политические процессы с целью направить их на путь демократии, хотя бы в сфере массмедиа...» Добавим, что это касается и польских политических и медийных учреждений, которые не спешили и не спешат идти в Украину. Вместо этого видим мощное политическое, экономическое, культурное и медийное присутствие России в Украине. Да и украинские бизнесмены ментально ближе к бизнесменам российским, чем к европейским и польским. Поэтому вполне понятна пророссийская ориентация политической элиты Украины, ее равнодушие к отношениям с Евросоюзом и Польшей в частности.
Со своей стороны польское руководство, похоже, не совсем понимает специфику украинской политической элиты и часто подходит к ней с европейскими мерками. Отсюда определенное «разочарование» относительно Украины. А вступление Польши в НАТО и Евросоюз создает у поляков представление, что Украина им больше не нужна для противодействия экспансии с Востока. Но и в 1939 г. Польша как будто имела поддержку западных стран. И что? Ее уничтожили гитлеровская Германия и сталинский СССР.
Вместе с тем упоминавшиеся моменты «исторической политики», которые подчеркивает польское руководство, реально отталкивают от Польши украинских национал-демократов (преимущественно в Западной Украине), которые потенциально могли бы быть польскими союзниками.
Соответственно возникает вопрос: а каковы перспективы польско-украинских отношений? Казалось, исторический опыт сосуществования двух народов свидетельствует: реальное сотрудничество полезно для них, более того - стратегически важно для выживания. Понимают ли это наши элиты? В Польше сейчас нет авторитетных представителей польско-украинского примерения уровня Ежи Гедройца и его сподвижников. В Украине - также. К тому же современная Украина все больше «белоруссифицируется» в политическом плане. Закономерно, что от нее дистанцируется Польша.
Правда, есть одна надежда - на Евро-2012, на то, что проведение чемпионата в Польше и Украине сблизит наши народы. Другой вопрос, насколько она оправдается.