Праздники в сознании людей неразрывно связаны с таинством дарения. 8 Марта, Новый год, день рождения, крестины, новоселья… Статистика утверждает, что в среднем каждый человек делает около 35 подарков в год, приблизительно по три подарка в месяц.
В европейских странах люди тратят на подарки 4-5% своего годового бюджета, в США — 3,7%, а в Мексике, где уровень жизни ниже, чем в развитых странах, на подарки уходит более 10% годового бюджета населения. Замечено, что женщины дарят намного больше подарков, чем мужчины, но подарки «сильного пола» — более дорогие. Больше всего одаривают членов семьи, причем на первом месте — муж или жена, на втором — дети, а затем родственники и друзья. Дети получают в семь раз больше подарков от родителей, чем родители — от детей…
К сожалению, культура дарения, которой наши предки придавали большое значение, сегодня частично забыта. Большинство сограждан, увидев красный листок в календаре, отправляются в магазин за «дежурным подарком» — банальным, «полезным» и скучным. В ход идут носки, полотенца, безвкусные статуэтки.
Но есть среди праздников один, который отличается особой тонкостью — День Святого Валентина. В этот праздник любая мелочь, безделушка говорит о многом и многое значит, поскольку это день проявления тайных чувств, день признаний.
В отличие от Украины, где своих исторических традиций Дня всех влюбленных не существует, в Италии 14 февраля называют «сладким днем», а главными подарками там являются шоколадки в форме сердца, разнообразные печенье и конфеты. Примеру итальянцев последовали и американцы — когда-то в США влюбленные дарили друг другу марципаны. Это был дорогой подарок, поскольку марципан содержал сахар, который стоил очень дорого. С 1800 года благодаря использованию сахарной свеклы американцы наладили производство карамели. В день Святого Валентина они выцарапывали на красно-белых конфетах слова любви. В 50-е годы конфеты уже продавались в картонных коробках в форме сердца.
«Валентинки» первыми использовали галантные французы, посылая их в форме четверостишия. Помимо этого, 14 февраля во Франции принято дарить белье, романтические путешествия, шоколадные муссы, конфеты, розовые йогурты, нарезанную сердечками колбасу, «счастливые» лотерейные билеты. Популярно делать предложение именно в этот праздник. Распив бутылку шампанского с десертом, француз дарит любимой коробочку с «финсай» — так называемым «кольцом на помолвку».
В Голландии подарок даме делает мужчина — обычно шелковое платье. Именно 14 февраля голландские женщины имеют шанс сами предложить мужчине «руку и сердце», а если он не оценит этот красивый жест — вынужден будет раскошелиться на подарок.
В Уэльсе влюбленные перед праздником вырезают из дерева ложку, украшают ее сердечками, ключами и замочными скважинами. Такой подарок друг другу означает: ты нашел путь к моему сердцу. Кстати, в Англии поздравляют с Днем всех влюбленных не только людей, но и любимых домашних животных — лошадей, собак. А из подарков наиболее популярными считаются мягкие игрушки, особенно медвежата Teddy.
Японские мужчины превратили Валентинов день в свой собственный праздник — в этот день они получают от женщин всевозможные мужские аксессуары (лосьоны, бумажники, бритвы), а также шоколад «гири» (это «обязательный» шоколад, который дарят братьям, коллегам, друзьям) и шоколад «хонмей» («шоколад с преимуществом», который можно дарить только возлюбленному).
Неравноправие в отношении женщин исправляют в Японии спустя месяц, когда наступает Белый день: роли меняются и подарки получает слабый пол.
В некоторых странах в День Святого Валентина принято не только дарить подарки, но и уделять больше внимания духовности и благотворительности. Поляки, например, 14 февраля посещают Познаньскую метрополию, где, по преданию, находятся мощи Святого Валентина и его чудотворная икона. Многие надеются, что это паломничество поможет в любви.
А в Германии Святой Валентин считается покровителем не влюбленных, а душевно больных людей. В этот день немцы проводят в часовнях специальное богослужение и украшают лечебницы алыми лентами.
В некоторых странах праздник отмечают в иное время — в Испании — 1 мая, а его главными символами считается майское дерево и королева красоты, избранная из самых привлекательных девушек. В Бразилии — 12 июня. В Саудовской Аравии и Иране этот праздник не только не отмечается, но и строго запрещен.
Популярным подарком в США является так называемая «Варежка Святого Валентина». Это двойная рукавица, в которую помещаются две руки: можно вместе гулять зимой, сидеть на скамейке в парке, кататься на коньках, держась за руки…
В отличие от иностранных и столичных магазинов, где, как правило, есть продавцы-консультанты, готовые помочь вам в выборе оригинального подарка, в небольших украинских городах влюбленным приходится рассчитывать только на себя.
— Наш магазин подарков открылся в 1993 году, примерно в то время, когда в Украине начали отмечать День Святого Валентина — комментирует директор белоцерковского магазина «Владелон» Тамара Ковриленко. — Ассортимент товаров (декоративные фонтанчики, дорогие фарфоровые куклы, статуэтки, посуда, предметы декора) был совершенно непривычным для жителей провинциального города. Первое время к нам ходили, как в музей на экскурсию. Покупали мало — товар дорогой, оригинальный, что называется «с претензией», не каждый решится сделать такой подарок. То, что на Западе предлагают покупателю много лет, для нас до сих пор — предмет роскоши. Сейчас покупателей стало больше, а к празднику всех влюбленных приходит много молодежи.
Собираясь что-либо подарить любимому, помните, что существуют еще и «антиподарки»! Это интимные вещи, подаренные публично, шампуни от перхоти, дезодоранты, кремы от прыщей и морщин. К разряду таких «шедевров» относятся и картины «неизвестных мастеров», хомячки, котята, щенки, копеечные сувениры.
Совершенно недопустимо рассказывать, сколько трудов, времени и денег стоили поиски и покупка подарка. Помните, что подарки бывают не только милыми и желанными, но и бестактными, двусмысленными, просто оскорбительными.
Хороший подарок не должен быть вещью первой необходимости, поскольку такой подарок только удовлетворяет потребность, но не восхищает. Постарайтесь выяснить, чего не хватает у вашего любимого — может быть, футляра для мобильника или очков? Удачный подарок чаще всего «прикладной» — не картина, а рамка, не чайник, а подставка под него. Такие подарки реже оказываются в кладовке, особенно если это дизайнерские находки и новинки.
Подарок на День Святого Валентина не обязательно должен быть материальным — это могут быть стихи или песня собственного сочинения, совместная поездка в какой-нибудь романтический уголок за городом, любимое кафе или ресторан, поход в театр на премьеру. Приглашение можно вложить в букетик цветов или в «валентинку». Главное — быть оригинальным, избегать шаблона и сделать праздник незабываемым на весь год!