Что нужно человеку, обладающему властью? Еще больше власти. Именно поэтому владелец заводов покупает себе пароходы, чтобы зона его влияния простиралась и на море.
Он строит себе стометровую яхту с пятиэтажный дом, оборудованную бассейном. Катает на ней знаменитостей из мира шоу-бизнеса и политиков. О его возможностях говорят все. Ведь его зовут Аристотель Онассис.
Все выглядит идеально. А на самом деле?
На воде действуют другие законы. Признание получает совсем не тот, у кого больше миллионов на счету. А тот, кто знает, как обратить необузданную стихию в свою пользу. Ведь яхтинг сравним с финансовым миром. Нужно точно знать, откуда дует ветер. И принять единственно правильное решение. Одна ошибка — и гонка проиграна. При общей цели побеждает тот, кто выбирает наиболее результативный курс и мастерски следует ему. За это победителя уважают.
Именно потому короли и миллионеры выводят яхты в открытое море, чтобы проверить себя в умении выплывать в стихии.
Так, основатель CNN Тед Тернер, который четырежды награждался титулом «Спортсмен года», заслужил уважение деловой верхушки за победы во многих гонках, включая «Кубок Америки». Другой известный миллионер Томас Липтон участвовал в нем пять раз. Совершенно безуспешно.
Победы открывали Теду двери всех престижных яхт-клубов мира, а его личный биограф Роджер Воган писал: «Кто входит в элиту парусного спорта Америки? Это те же самые люди, которые возглавляют деловой и финансовый мир. Как яхтами, так и крупными корпорациями они управляют одинаково виртуозно».
Яхтинг не только проверяет людей на физическую прочность. Это также испытание морали. Может быть, поэтому он и любим коронованными особами. Король и королева Испании, а также члены монаршей семьи Монако участвуют в Олимпийских регатах, а раз в четыре года в Англии стартует регата под патронатом королевского дома. Ведь в яхтинге все базируется на личной честности, уважении к сопернику и взаимной поддержке. В открытом море достаточно сложно заметить все нарушения, поэтому главный судья — вы сами. Угроза для жизни здесь одинакова для всех. Не поддержав соперника один раз, вы рискуете оказаться в аналогичной ситуации. С печальным исходом.
В Украине яхтинг развивался одновременно с бизнесом как неотъемлемая часть жизни деловой верхушки. Но, к сожалению, иллюстрацией «победы любой ценой» стало убийство в лифте собственного дома первого главы Национального банка Украины Вадима Петровича Гетьмана.
Финансовая верхушка решила выступить против подобных варварских действий в бизнесе, основав яхтенные гонки в память Вадима Гетьмана. Так, в 2000-м прошла первая регата, философию которой можно выразить фразой четырехкратного победителя чемпионата мира П.Эльвстрема: «Ты не победил в гонках, если на пути к победе ты потерял уважение своих соперников».
По традиции Кубок Вадима Гетьмана поддерживается ведущими банками, такими, как Национальный банк Украины, Райффайзенбанк, ИНГ банк, Укрсоцбанк, банк «Надра» и страховой компанией «Остра-Киев». А в нынешнем году, признав исключительно профессиональный уровень регаты и ее спортсменов, этот список возглавила организатор известной кругосветной гонки марка Volvo.
С 12 по 16 июня Кубок Вадима Гетьмана прошел на Киевском водохранилище в четвертый раз. И его главные ценности остались неизменными — профессионализм, качество и честная игра. Кубок наглядно демонстрирует, что конкуренция не значит война. И что выигрывать нужно уметь достойно.
Победитель может доказать свое лидерство только в борьбе. Именно так проходили и последние гонки.
Яхта «Океан», проигравшая «Анатолии» в прошлом году, приложила все усилия для победы. И экипажу это удалось. А вот у соперника сдали нервы — засчитанный в первый же день фальстарт передвинул «Анатолию» на третье место, несмотря на лидерство в промежуточных гонках.
А вот экипаж яхты «Гетьман», наоборот, проявил изрядную долю мужества. В гонке на 50 миль, проходящей при шестибалльном ветре, у яхты сломался румпель руля, что автоматически означало остановку в гонке. Но только не для «Гетьмана». Оставшиеся 10 миль экипаж шел, выруливая с помощью… отвертки. И оказался восьмым, в то время как шесть других исправных яхт не смогли финишировать в отведенное время.
Расстроенный засчитанным им в предпоследний день гонки фальстартом капитан «Оксамиту України» Василий Колобов ответил судьям блестящей победой в финальной гонке. Как комментировали это позже спортсмены: «Стоило разозлить Васю!»
А женский экипаж, который в шестибалльный ветер вышел на гонку вчетвером? Выносливые девушки пришли к финишу быстрее, чем некоторые участники, на борту которых было по пять здоровых мужчин (включая британский экипаж с гордым названием Spirit of Britania).
Эти примеры говорят об одном. Люди проверяются морем. И, если ломая яхты, оно не может сломать их дух к победе, они достойны уважения.