ПАМЯТНИК ВЕКОВ

Поделиться
В литературных источниках по истории Киева можно встретить всего несколько строчек, касающихся Голосеевской пустыни - небольшого монастыря...

В литературных источниках по истории Киева можно встретить всего несколько строчек, касающихся Голосеевской пустыни - небольшого монастыря. Эта пустынь, архитектурный комплекс которой формировался на протяжении столетий (XVI-XX вв.), как и многие другие монастырские комплексы и храмы, в послереволюционные годы была упразднена и в советское время постепенно пришла в полное запустение. От некогда гармоничного ансамбля, прекрасно сочетавшегося с окружающим ландшафтом, до наших дней сохранился лишь дом митрополита.

В настоящее время, в связи с намеченным по заказу духовной общины восстановлением пустыни, автором этой статьи были произведены историко-архивные изыскания, позволяющие в подробностях представить историю ценного памятника отечественной культуры.

Голосеев - живописная, холмистая, поросшая лесом местность в южной части Киева по историческим документам известна с 1541 года. В это время здесь находился небольшой хутор, принадлежавший Выдубецкому монастырю, впоследствии перешедший в собственность Киево-Печерского монастыря.

В 1631 году киевским митрополитом Петром Могилой в Голосеево была основана пустынь с деревянной церковью во имя Св.Великомученика Иоанна Сочавского, частичка мощей которого была перенесена сюда митрополитом «из родственной ему Молдавии».

В годы правления архимандрита Киево-Печерского монастыря Варлаама Ясинского (1684-1690) в Голосеевской пустыни строится деревянная церковь во имя преподобных Варлаама и Иоасафа Индийских, а в 1764 году при архимандрите Зосиме Валькевиче - деревянная церковь в честь Живоприемного источника Божьей Матери. В XVIII веке вокруг пустыни насаждаются липовая роща и фруктовый сад: пустынь становится излюбленным местом отдыха многих киевских иерархов.

С конца XVIII века, в связи с проведением царским правительством мероприятий по секуляризации монастырского имущества, наступает продолжительный период запустения Голосеевской пустыни, однако уже к середине XIX века монастырская жизнь вновь возобновляется благодаря инициативе митрополита Филарета Амфитеатрова, проводившего здесь летнее время. Территория пустыни значительно благоустраивается, застраивается новыми сооружениями жилого и хозяйственного назначения.

Так, еще в 1833 году в примыкавших к церкви Св. Иоанна Сочавского келиях киевским иконописцем Иваном Оробьевским были выполнены настенные росписи с изображением «деревьев и различных животных».

В 1840 году по проекту епархиального архитектора П.Спарро в центральной части пустыни возводится кирпичный одноэтажный дом митрополита с домовой церковью во имя Св.Иоанна Многострадального.

Заметим, что Петр Иванович Спарро является учеником знаменитого архитектора В.Беретти. Оба приехали из Петербурга в Киев в связи со строительством здесь здания университета и остались до конца своих дней в полюбившемся им городе. По проектам Спарро в Киеве было возведено множество прекрасных зданий в стиле позднего классицизма и эклектики.

Наиболее значительным сооружением рассматриваемого периода является культовая постройка - каменная Покровская церковь, возведенная в восточной части пустыни по проекту архитектора П.Спарро в 1846-1850 годах в стиле позднего классицизма с элементами неорусского стиля.

К масштабным строительным работам относится также начатое в 1848 году и растянувшееся на значительный период, до 1877 года, сооружение кирпичного ограждения территории пустыни. Средства на строительство ограды были выделены богатой аристократкой А.Орловой-Чесменской, широко известной в свое время «жертвовательницы» в пользу церквей и монастырей.

К 1850-м годам Голосеевская пустынь становится для людей православного исповедания своеобразным центром духовной жизни. Для встречи с митрополитом, находившимся здесь в летнее время, а также с иеросхимником Парфением, «известным святостью своей жизни и чтимого всеми киевлянами», здесь стремились побывать многие лица как духовного, так и светского звания. В 1852 году пустынь приобретает название Свято-Покровской, хотя прежнее название - Голосеевской - забыто не было: оно продолжало употребляться наряду с новым даже в официальных документах. Церковь Св.Иоанна Сочавского переименовывается в это время в церковь «во имя Живоносного источника Пресвятыя Богородицы».

К 1860-м годам местность вблизи Голосеевской пустыни благодаря прекрасной природе, чистому лесному воздуху становится для многих состоятельных киевлян местом их летнего дачного отдыха, а сама пустынь в связи с наплывом посетителей и ростом численности проживающих в ней монахов и послушников все более благоустраивается, застраивается новыми зданиями. Так, в 1861 году производится надстройка на каменном келийном корпусе второго этажа, в 1869-м строится новое деревянное келийное здание, а в 1871 году перед главными воротами пустыни «на огородной земле» на средства киевского купца К.Ховалкина возводится одноэтажное деревянное на каменном фундаменте здание гостиницы. Названные постройки производятся по проектам и под руководством иеромонаха Лавры Евкарпия - в миру, до пострижения инженера Наумова, построившего также для Киево-Печерской лавры корпус братских келий на Дальних пещерах и свечной завод.

Благотворительность купца Ховалкина вознаграждалась данным ему Лаврой правом доживать свои старческие годы в одном из помещений гостиницы. Заметим, что аналогичная ситуация сложилась в судьбе еще ряда «жертвователей» пустыни.

В 1905 году при пустыни была устроена «водокачка», подававшая воду из ручья, протекавшего по оврагу с южной стороны пустыни.

На рубеже XIX ст. на территории самой пустыни размещались следующие постройки: два культовых сооружения - церковь Покрова Богородицы и церковь Живоносного источника, покои митрополита и наместника, трапезная, кухня, хлебопекарня, баня, амбар, ряд келийных корпусов и др.

К этому времени некоторые обветшавшие старинные деревянные постройки пустыни уже были разобраны. В 1910-1912 годах вместо обветшавшей деревянной церкви Живоприемного источника по проекту Е.Ермакова в модном неорусском стиле возводится каменный храм такого же названия.

В неорусском стиле по проекту Е.Ермакова в Киеве было построено множество церковных зданий. Что же касается церкви в Голосеево, то ее следует считать самым значительным сооружением архитектурного ансамбля пустыни.

В послереволюционное время Свято-Покровская Голосеевская пустынь была ликвидирована, а ее помещения переданы «под хозяйственные нужды» в распоряжение различных государственных учреждений. Большая их часть долгое время использовалась сельскохозяйственным и лесоинженерным институтами. Без должной охраны и ремонтов постройки пустыни в годы советской власти приходили во все большее запустение. Многие из них были полностью разобраны как не имеющие ценности. До наших дней, как уже упоминалось, дошло с некоторыми переделками лишь одно сооружение ансамбля - дом митрополита.

В настоящее время территория бывшей пустыни передана в распоряжение духовной общины, на средства которой здесь производятся ремонтно-восстановительные работы.

Расположенная в тени вековых деревьев, уютная обитель превратилась для киевлян в своеобразный центр духовной жизни, причем не только для лиц духовного звания. Прославившийся «святостью своей жизни» иеросхимник Парфений, проживавший многие годы в Голосеевской пустыни и там же похороненный (вблизи церкви Живоприемного источника), являлся наставником, учителем нравственной жизни для многих своих современников. Яркими образцами архитектуры своего времени являлись возведенные по проектам Спарро: жилой дом - покои митрополита и Покровская церковь. Весьма оригинально по формам, материалам, техническим приемам произведение Е.Ермакова - церковь Живоприемного источника. В наше время представляется вполне целесообразным и своевременным проведение реставрационно-восстановительных работ по этим памятникам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме