К сожалению, в обществе бытует мнение, что женщина-творец и хранительница домашнего очага, домохозяйка — несовместимые вещи. Либо — творчество и карьера, либо — семья и дети…
Мирослава Пшеничная начинала свой жизненный путь с первой ипостаси: дочь известного художника-графика Василия Перевальского, она с детских лет воспитывалась в духе любви к искусству, выросла в творческой мастерской отца, приобретала жизненный опыт на его многочисленных выставках…
Неудивительно, что еще с ранних лет Мирослава за свои картины получала призы на международных конкурсах детского рисунка. А главный был на тему: «Как будем жить в 2000 году». Маленькая Мирослава Пшеничная тогда даже и не предполагала, что ее жизнь в XXI веке сложится так необычно.
Активная, целенаправленная юная художница поступила на скульптурное отделение Львовского художественного училища декоративно-прикладного искусства, потом — на живописный факультет театрального отделения Украинской академии искусств, вступила в Союз художников Украины.
М.Пшеничная. «Нежное прикосновение» |
Тема женщины, матери, хранительницы домашнего очага всегда присутствовала в творчестве Мирославы Пшеничной. Наверное, именно поэтому ей сказочно повезло — она получила грант президента Украины для молодых деятелей в области изобразительного искусства (живопись) для создания проекта «Женщина Творец и Берегиня».
Казалось бы, Мирослава — на верхушке карьерного и творческого успеха. И вдруг она решает круто изменить свою жизнь — заняться тем, на что всегда не хватало времени: домом и семьей. Старшей дочери Мирославы, Александре, и мужу — известному художнику Юрию Пшеничному, чего греха таить, порой не хватало ее заботы и внимания.
В декрет в связи с рождением второго ребенка, дочери Марички, Мирослава ушла с должности доцента и заведующей кафедры «Графика» Издательско-полиграфического факультета НТУУ «КПИ».
Ушла — и как будто попала в другой мир. Рисует теперь в мастерской вместе с крошечной дочуркой (у Марички свои кисточки, у мамы — свои). Друзья и близкие удивляются: совершенно изменилась цветовая гамма картин Мирославы, она сама стала, словно малое дитя: на ее холстах появились фантастические животные, котики, собачки, всевозможные сказочные персонажи.
Молодая мама больше не хочет ходить на работу, заниматься карьерой. Она хочет быть просто художницей и женщиной. И совершенно счастлива, создавая свои картины, — рядом с дочками и мужем, в уюте домашнего очага.
Стиль сегодняшней Мирославы Пшеничной, ее состояние души метко описал искусствовед Алексей Титаренко: «Искусство XXI века началось с головокружительного падения в детство. Миро рисовала, как ребенок. Бойчук блуждал в кепочке парижскими переулками, ностальгически вспоминая «византийскую ясность». Мирослава нашла ее, ясность, чистоту и силу около себя — в маленькой Маричке»…
«Мир женщины — это мой мир, — рассказывает Мирослава Пшеничная. — Многие художники всю жизнь работали над этой темой, и каждый внес своё видение, свой эмоциональный мир в историю искусства. Я попыталась совместить в своих работах декоративное цветовое решение и в то же время сохранить тонкую духовную структуру, не отказываясь от канонических композиций и академического подхода. Многие работы из гранта открыли для меня новое направление. Среди серии этих работ для меня есть две особенно дорогих — это портреты моих детей. Безусловно, до рождения младшей дочери я вела более активную творческую жизнь, больше выставлялась, много писала. Рождение еще одного ребенка заставило по-другому посмотреть на проблемы, над которыми я работала и раньше. Соответственно изменились и приоритеты: сначала семья, потом творчество, а уже затем — карьера».
Глядя на картины проекта, которые экспонируются на престижных выставках и подразделяются на две части (первая посвящена народным художникам, вторая — детскому творчеству), ясно понимаешь: женщина-творец может в полной мере реализовать себя, только раскрывшись как женщина и мать. Только отдавая свою нежность и любовь…
Знаменитые мужчины о женщинах
Забудь покой, кто вздумал править женщиной.
Публий
Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах.
Стендаль
Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
Мольер
Ты — женщина, и этим ты права.
В.Брюсов
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
П.Бомарше
Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
В.Белинский
Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.
Шамфор
Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.
Ф.Ницше