Когда ваш маленький ангел, с трудом взобравшись в домашнее кресло, раскрывает сказки и начинает создавать великолепные узоры приключений из вереницы печатных букв, вы тихо умиляетесь, не так ли? Книжные эльфы становятся его ближайшими друзьями, и он даже может начать их вырезать из книги. Поэтому, покупая лучшие детские издания для своего малыша, вы тщательно следите за тем, чтобы он их не портил: просите не укорачивать страницы, объясняете, что новые персонажи на страницах Снежной Королевы совсем не нужны, самоотверженно рассказываете, что в этой сказке совсем необязательно дорисовывать Чиполлино кусочком луковицы пахучие усы… Вы обучаете ребенка надлежащему обращению с книгами и ничего неправильного в этом обучении нет. Правда, замечают психологи, при особо тщательном контроле с вашей стороны возможен противоположный эффект — ребенок может перестать чувствовать свою ответственность за книгу. Конечно, книжное издание в его лучшей форме ничего не сможет заменить, но прекрасным дополнением к нему могут стать детские журналы. Ваше любознательное чадо сможет реализовать себя на их страницах в полной мере: прочесть сказку о таинственном лесе, разрисовать страничку с его обитателями, вырезать и склеить своими руками заколдованный замок, решить кроссворд, найти отличия между двумя розовыми слонами и даже вывести из лабиринта жирафа Гамлета при помощи оранжевого фломастера, за который уж точно никто не обругает. Только детские журналы способны привить малышу понятие о личной ответственности за «бумажный инструментарий» и позволить ему быть ребенком в полной мере.
Сегодня на украинском рынке книгопечатной продукции спектр журналов для детей чрезвычайно разнообразен. Ниша этого вида печатной периодики с каждым годом становится все колоритнее и больше. Правда, в который раз оставив позади все ахи и вздохи, следует признать, что богатеет и расширяется она не столько за счет украинского сподвижничества, сколько благодаря активной позиции российской стороны. Но если смотреть на сложившуюся ситуацию глазами ребенка, все выглядит на редкость замечательно, потому что сегодняшним журналам дошкольного, младшего и среднего школьного возраста все еще есть о чем рассказать современному ребенку и чем его, всезнающего, заинтересовать. Многие украинские родители слабо воспринимают журнал «Приключения Шрэка» (24 страницы, рекомендованная цена 15 гривен) только потому, что главный герой несет за своими зелеными плечами излишне вольные манеры поведения и несколько противоречивую систему ценностей. Этот момент, конечно, есть, но дети видят людоеда Шрэка совершенно по-другому. И в контексте детского взгляда стратегия журнала продумана прекрасно. Во многом он напоминает воздушный шар, корзина которого щедро наполнена драконоосликами, сказками, лабиринтами, домашними рецептами приготовления «свежеотрубленных пальчиков рыцарей», рассчитанных на двух детей или одного дракона, головоломками и десятком других развлечений. Конечно, похожее наполнение есть и на страницах других детских журналов. Изюминки «Приключений Шрэка» спрятаны в его дополнениях — это настоящие амулеты, способные светиться в темноте и менять свой цвет, карточки и наклейки самых разных видов — от блестящих до движущихся и пахучих. При этом для хранения амулетов предусмотрен специальный зеленый футляр с соответствующими углублениями, для наклеек — «умопомрачительный» альбом, а сам журнал предлагается хранить в соответствующей «шрэкастической» подставке. Последний элемент используют сегодня многие детские издания — это очень эффектно и правильно, потому что ребенок с детства должен привыкать к тому, что его личные вещи не должны валяться где попало, особенно когда он сам не в состоянии их найти.
Наша продолжительная остановка на Шрэке объясняется очень просто: во-первых, зеленый людоед сегодня самый узнаваемый персонаж в мире, а во-вторых, журналу «Приключения Шрэка» удалось совместить множество необходимых каждому ребенку элементов: игру, познание, коллекционирование и интеллектуальную работу. Если говорить о других неукраинских, но хорошо известных украинским детям изданиях, то это, конечно же, популярный литературно-художественный журнал «Мурзилка», издающийся с 1924 года, и знаменитые «Веселые картинки» с их неизменным главным героем — добрым художником Карандашом с эффектным грифелем вместо носа. Оба этих издания были и остаются своеобразными маячками времени, рассыпающими свой золотой свет для целых династий новых поколений. И сегодня они — не эхо советского времени (как почему-то думают многие), а абсолютно современные и живые издания, идущие в ногу со временем и отличающиеся оригинальной, присущей только им подачей материала. На сайте современного «Мурзилки» можно найти не только много полезной, познавательной и развлекательной информации, но и «повисеть» в чате или побродить по форуму в поисках новых знакомых и друзей (http://www.murzilka.org). А в виртуальном доме «Веселых картинок» (http://www.merrypictures.ru) вы можете заглянуть в свое детство и прогуляться по красочным обложкам их архива за последние пятьдесят лет. Как замечает редакция «Веселых картинок», хотя журнал рассчитан на детей в возрасте от четырех до 10 лет, его фактическая аудитория — это вся семья. И очень может быть, что именно благодаря такому подходу этим изданиям удается уже десятки лет сохранять прекрасную форму и улавливать особенности интересов каждого нового поколения читателей.
…Перелистывая страницы этого познавательно-развлекательного журнала для детей, я наблюдала за его главным героем — симпатичным маленьким профессором в огромных башмаках, с нескрываемым удовольствием. Удивительная любознательность, «гениальная» внешность, прекрасное чувство юмора и, конечно же, активная работа с любым всезнайкой от шести до 10 лет сделали «курируемое» им издание очень узнаваемым. При ближайшем знакомстве украинский ежемесячный журнал «Профессор Крейд» (тираж 60 тысяч) оказался чрезвычайно ярким и эмоциональным изданием с прекрасной полиграфией и содержательным наполнением. Информация в таких его рубриках, как English with fun, «Мандрык» (открой Украину для себя) и «Секреты зеленой планеты», преподносится на таком уровне и в такой форме, что вы просто не можете перевернуть страницу, не изучив ее от начала до конца. Приятно удивляет и литературно-музыкальное дополнение журнала — выходящий раз в три месяца диск с песнями, сказками, караоке, разрисовками, пазлами, музыкальной лабораторией и компьютерной игрой. Надо сказать, что для детской журнальной периодики Украины это, в принципе, большая редкость, и совсем не потому, что это никому не нужные «вытребеньки». Сопровождение издания цифровым носителем — всегда сложный и дорогостоящий проект, требующий не только соответствующих технических решений, но и знаний особенностей детского мира. Правда, пока что коллективу «Профессора Крейда» удается справляться с этой задачей очень хорошо. Одна из предлагаемых ими компьютерных игр, например, связана с жизнью украинских чумаков. Ее форма очень интересна. Так, на первом ее уровне вашему малышу нужно правильно собрать чумацкую торбу, положив в нее все то, что может пригодиться в дороге: луковицу, краюху хлеба, трубку, табак, спички, веревку и другие вещи, лежащие в разных местах украинской хаты. Если он не справится с задачей — усатый чумак в соломенной шляпе, лежащий на мешках, только пыхнет трубкой и философски заметит: «Невеликий чумацький міх, а погано зібрати його — гріх! Почни спочатку» и вернет его вспять (подписка на месяц без CD стоит около шести гривен, а на три месяца вместе с диском — под 30).
Конечно, рассматривая рынок детской журнальной периодики, нельзя не вспомнить прекрасный украинский журнал «Познайка» (not founded ); «Ангеляткова наука», предназначенная для развития и обучения малышей пяти-шести лет в форме увлекательных игр (подписка на месяц — 4,71); познавательный журнал «Стежка»; народоведческий журнал «Дивосвіт»; журнал «Умийко», который будет интересен всем «гномам», обожающим что-то вырезать, склеивать, разрисовывать и мастерить (подписка на месяц — 4,57); журнал «Джмиль», адресованный детям пяти—десяти лет, но выходящий только четыре раза в год (подписка на три месяца — 5,57); журнал «Ухтышка» — самый толстый в Украине журнал для детей от шести до 14 лет (128 страниц, подписка на месяц — 9,58); трехъязычный журнал «Апельсин» (подписка на месяц — 6,67); двуязычный журнал «Веселые картинки», рассчитанный на детей младших классов (подписка на месяц — 4,02) и масса других не менее интересных изданий. Но ни родителям, ни потенциальным издателям не стоит думать, что ниша этой периодики уже полностью занята и имеет сегодня сформировавшуюся форму. Папам-мамам не стоит забывать, что чем к большему количеству детских журналов имеет доступ их ребенок, тем это лучше для него. Но останавливаться только на трех-четырех изданиях не стоит. Очень полезно хотя бы периодически «разбавлять» основные издания другими вестниками из мира детской периодики. Это позволит вашему малышу лучше анализировать и сравнивать, расширять устоявшиеся предпочтения, видоизменять приоритеты.
«Я сожру твой мозг. — Папа, это не паук! — Это паук! Просто он замаскировался! Отпусти моего сына, гаденыш! Положь на место!». Этот милый короткий диалог тоже принадлежит миру детской прессы. Правда, издания, в которых помещаются подобные тексты, с трудом можно отнести к детской журнальной периодике в ее классической форме. Детские комиксы. Они уже давно превратились в отдельный вид журнального искусства, которое еще несколько десятков лет назад «успешно» оторвалось от своей комической основы и активно вошло в пределы фантастической войны, граничащей с ужасами и откровенным насилием. Я лично очень уважаю Бэтмена, прекрасно отношусь к образу Человека-паука и другим супергероям. Но когда редакция журнала опубликовывает обращение к юным читателям, в котором говорит, что «кровавые сцены убийств, расчленения, пыток, казней египетских и прочего ужаса…» она отказывается не только публиковать, но даже не желает получать таких композиций по почте, над этим стоит задуматься. Не так ли?
…Вы знаете, как дети становятся читателями детских журналов? Сначала они их «пробуют на зуб», затем — рвут на части, потом просто листают, рассматривая интересные фотографии и цветные картинки, и только после всего этого пробуют читать. И тогда, вглядываясь в вереницу доселе монолитных букв, они с удивлением начинают различать волшебные узоры журнальных приключений, в которых есть и любознательный профессор Крейд, обучающий английской песенке мышку Шилу, и Самоделкин с гаечным ключом, ремонтирующий механические часы Карандаша, и барсучок Познайка, показывающий, как сделать космический шлем из скорлупы куриного яйца. И для ребенка все это — почти правда, настоящее восприятие мира через печатное отображение всех форм своего маленького «я».