Объявления - неотъемлемый элемент городского пейзажа: ими, как обоями, оклеены не только специально отведенные, но и (как правило) неприспособленные для этого места. Они мозолят глаза в вагонах метрополитена, пестрят на стенах домов и столбах, лезут в руки прямо на улице. Мы пробегаем глазами по тексту, отправляем объявления в урну, сразу же забывая прочитанное (зачем рекламодатели тратят бумагу!). При этом часто не замечаем тревожных сигналов и не задумываемся, что за цветными листиками стоят не совсем «чистые» руки и дела.
Между тем объявления можно считать одним из показателей общественного сознания, культуры, этики и морали. Если попробовать «сфотографировать» город с этого ракурса, а точнее, сделать его рентген, то, вероятно, последует неутешительный диагноз. Среди обычных объявлений (купля-продажа квартиры, уроки игры на гитаре и т.д.) попадаются и такие: «Узаконивание земельных самозахватов», «Ускорение решений БТИ», «Решение вопросов в рай- и горадминистрациях». Официальные учреждения собственноручно включают зеленый свет коррупции (не хватает только объявлений, предлагающих «купить» решение суда).
Проходя мимо учебного заведения, наталкиваешься на двух-трех человек, настойчиво пытающихся сунуть тебе в руку бумажку. Что на этот раз? Ага, снова: «Рефераты, курсовые, дипломные». Каждый раз в голову приходит одно и то же: какой здравомыслящий человек вверит «сомнительной» конторе такое серьезное дело, как дипломная работа (да и на реферат потратиться просто достоинство не позволит). К тому же такие объявления в основе подрывают авторитет, имидж украинского образования, в который раз вдалбливая в подсознание: все продается и покупается. Последствия разные: например, потеря ценности таких вещей, как «диплом», «высшее образование», поверхностное и легкомысленное отношение молодежи к обучению (ведь купить реферат или курсовую - это нормально!). Сами понимаете, пользы от таких «дипломов» - как от купленных водительских прав. А попробуйте представить реакцию иностранца из развитой страны на тот факт, что у нас так бесстыдно и откровенно продают дипломные работы!
Вряд ли авторы объявлений задумываются, к каким последствиям приводит этот хаос и разгул безнаказанного беззакония, если даже не боятся вмешательства правоохранительных органов, оставляя контактные телефоны и адреса, не говоря уже о «муках совести» за нарушение элементарных нравственно-этических норм. В этом контексте вспоминаются объявления, содержащие непрозрачные намеки на инвективную лексику и неуместные ассоциации («Я худею от нового меню!», «Kuznya. Куй с нами», «Раздвинь палочки» и т.д.). Эстетика рекламных объявлений тоже местами весьма страдает: рядом с текстовкой, рекламирующей антиугревое средство, - изображение мужского подбородка с этим нежелательным дефектом кожи, хотя в украинском Законе «О рекламе» есть статья, запрещающая использование «изображений изменения человеческого тела или его частей вследствие болезни, ранений». И такие случаи не единичны. «Мы научим вас зарабатывать деньги» или «Ты сможешь соблазнить любую девушку» - такие объявления лично меня наталкивают на мысль, что это очевидная попытка не нас научить зарабатывать деньги, а наоборот - на нас заработать.
А взять хотя бы объявления на тему «Приглашаем на работу». Значительная их часть требует осмотрительности со стороны искателя (а особенно - искательницы) определенной вакансии. Согласитесь, заработная плата, составляющая десятки тысяч за работу, например, фотомодели или танцовщицы, должна насторожить сознательного человека. Закономерно возникает вопрос: за что предлагают такие бешеные деньги?.. Очевидно, речь идет о нелегальном заработке. С другой стороны, вполне нормальные объявления, начинающиеся словами «На работу приглашаются молодые женщины привлекательной внешности», рефлекторно вызывают подозрение. Таких объявлений немало, но кто знает, какая на самом деле вакансия стоит за этими словами? Лучше не рисковать.
Конечно, редактор не может отвечать за содержание, стопроцентную правдивость каждого объявления, но прикрытие откровенного беззакония завуалированными фразами не делает чести ни ему, ни изданию, а если смотреть шире - ни общественной морали, обычно страдающей больше всего.
А бывает так: активно подыскивая работу, заинтересуешься объявлением типа «Приглашаем молодых, инициативных, креативных работать в международной компании». Звонишь по указанному номеру, тебе предоставляют минимум информации: дескать, приходите в такое-то время. Ты приходишь, и на следующие пять часов жизни превращаешься в очевидца невообразимо скучного действа - смеси лекции о сетевом маркетинге с театральной пьесой, которая должна была бы «пробить на эмоцию». В процессе этого всего понимаешь, что компания, оказывается, тебе очень знакома, но ты ни за что не связал бы с ней свою жизнь, а если бы связал, то вся твоя «молодость, инициатива и креативность» сводилась бы к навязыванию продукции этой компании желающим ее приобрести (которых, вероятнее всего, даже нет в природе). В этом случае недосказанность оставляет после себя привкус вранья и неуважения к потраченному тобой времени и потерянных надеждах. Здесь уже речь идет об этикете. Но не только... Попробуйте примерно представить, к каким последствиям могут привести такие объявления: недоверие и страх человека в дальнейшем поиске работы, нежелание искать оригинальные пути, стремление выбирать только проверенную и безопасную дорогу, неверие в себя, а дальше - кумовство, коррупция в сфере трудоустройства. Да к тому же зачем тратить бумагу, отбирая у человечества кислород, если не писать на нем полную, правдивую информацию (которая со временем все равно всплывет на поверхность)?
Мы не верим телевидению, рекламе, желтой прессе, скандальным интернет-ссылкам и даже трагическим историям нищих. Мы научились «фильтровать» фонтанирующую информацию билбордов, мозолящую глаза в метрополитене, буквально лезущую в руки прямо на улице! Возможно, потому, что мы молча согласились с обманом и беззаконием? Куда уж там сопротивляться! Мы даже не замечаем этого обмана, ведь он лежит в нашем подсознании.