Постоянные читатели ZN.UA не могли не заметить, что уже несколько недель подряд на первой странице газеты нет карикатур Олега Смаля, с 1996 года ставших своеобразной визитной карточкой издания. Как ни грустно нам об этом говорить, но у ZN.UA больше нет редакционного карикатуриста. Смаль решил «завязать» с политической карикатурой, в которой уже давно и прочно занял собственную нишу, и больше времени посвящать вечному. Ему хочется рисовать на темы «любви и ненависти, жизни и смерти, добра и зла, природы, пива и раков»; принять участие в международных конкурсах; повернуться лицом к базовой профессии и заняться архитектурным проектом (ведь карикатура - хобби, которое почти на два десятилетия стало основным занятием), потому что «кирпич, металл, стекло, бетон, гранит» всегда больше ассоциировались у О.Смаля с вечностью, чем пресса.
«В предисловии к одному из изданий «Путешествий Гулливера» Д.Свифт писал: «Уже шесть месяцев, как моя книга служит предостережением, а я не только не вижу, чтобы она положила конец всевозможным злоупотреблениям и порокам, - по крайней мере на нашем маленьком острове, как я имел основание ожидать, - но и не слыхал, чтобы она произвела хоть одно действие, соответствующее моим намерениям». Так же можно оценить и степень влияния карикатуры на сознание масс. Ничего не меняется. Ну, может быть, кому-то становится немного веселее. Хотя на самом деле это - грустно. Политическая карикатура - это щекотка в аду. Я столько времени потратил на журналистику, что разучился рисовать небо», - говорит Олег.
Мы верим, что ему удастся воплотить в жизнь детскую мечту, и «из крохотного семечка без нервной суеты и идиотской спешки» он вырастит свой тысячелетний баобаб. И эта наша маленькая заметка о нем - отнюдь не прощание, потому что Олег по-прежнему с нами почти каждый день. На стенах редакции висят его картины, а вот и он сам неспешно идет по коридору к свету, туда, где люди, вливается в коллектив и тихим голосом, мягко и чуть грустно улыбаясь, начинает рассказывать какую-нибудь историю - смешную и почти всегда поучительную. У него их много. Возможно, не очень оптимист, но мизантропией Олег никогда не делится с окружающими. «Неторопливый в движениях - молниеносно быстрый в работе. Не слишком громкоголосый - зато красноречивый. Незаметный и незаменимый. Непоколебимый и трогательный. Сдержанный в эмоциях и удивительно щедрый в поступках. Ловкий беглец от банальности и неутомимый ловец истины», - где-то когда-то сказал о Смале Сергей Рахманин, а интернет-история это сохранила.
В общем - это не прощание (мы верим, что Олег без нас долго не сможет), а искреннее спасибо за его философские полит- и не только рисунки, которые не просто иллюстрировали наши материалы, а часто бывали гораздо более глубокими и красноречивыми, чем все слова, вместе взятые. Сколько их было в «ЗН» за эти годы? Подсчитать очень сложно! Мы благодарны Олегу за то, что работал в нечеловеческих для творческой личности условиях, еженедельно сдавая в номер не одну, а иногда три-четыре карикатуры, открывая для адреналиновой мобилизации «черепную коробку и выливая туда стакан собственной крови». Мы ценим его не только как карикатуриста, но и как журналиста, написавшего сотни не по-«зеркальски» коротких статей на вечные темы - об искусстве, людях и путешествиях. Он пишет их, как рисует - четкими линиями создавая завершенные образы. Ну и, конечно, мы благодарны Олегу за то, что многие годы был не просто рядом, а вместе с нами.
Однажды в курилке, где больше света, появился этюдник - Смаль писал на холсте поэму о борще. Пару дней мы курили и молча наблюдали за процессом, но как только дело дошло до цвета, наши души не выдержали: «Олег! Можно нам раскрасить по кусочку неба? Пожалуйста!». Он сразу согласился и вручил нам кисть, обозначив, где можно. Мысленно высунув от усердия язык, каждый из нас раскрашивал свое небо по-своему. Олег, чуть склонив голову, наблюдал за нами молча. Кто его знает, о чем он в это время думал… Это ведь Смаль… Может, о небе? Кто-то где-то чуть вылез за пределы дозволенного и испуганно оглянулся на Мастера. «Ничего, ничего. Это не страшно», - успокоил тот. Когда картина была готова, мы высматривали свои кусочки неба, которым щедро поделился Олег. Но найти их было невозможно - они сплелись и перемешались в одном глубоком и ровном цвете. Мы просто знали, что в этом небе у каждого из нас есть свое небольшое местечко, подаренное нам художником, где мы оставили частички наших душ. Олег, ты в ответе за них. Пожалуйста, помни об этом…