Развитие науки всегда определяется открытиями. Сегодня филологическая наука Украины активно обогащается достижениями, свидетельствующими о ее активном развитии и динамике. В советские времена понятия «украинская медиевистика» практически не существовало. Наследие Киевской Руси в основном было предметом научных изысканий российских ученых. Украинская средневековая литература оставалась вне общеевропейского контекста. Термин «Русь», хоть и употреблялся с прилагательным «Киевская», в представлении научной общественности ассоциировался с Россией.
В последние годы происходит активное утверждение украинской медиевистики — в частности в исторической науке. Однако в истории литературы этот процесс проходит довольно вяло. За почти 20 лет, когда украинские ученые получили политическое «право» исследовать книжность Киевской Руси, увидело свет совсем немного их трудов, посвященных новому осмыслению наследия украинского Средневековья. Несколько из них принадлежат Оксане Слипушко. Определяющей является ее новая научная монография «Еволюція та функціонування літературних образів у книжності Києворуської держави (X—перша половина XIII ст.)». Книга является новаторской как по избранной теме, поставленной проблематикой, так и методами их изучения. В ней обоснована авторская периодизация эпохи украинского Средневековья, определены эстетические и художественные особенности каждого из периодов, представлен анализ эволюции и функционирования образов в литературных памятниках. Исследуется художественный феномен книжных текстов данного периода. Видим и формирование новой методологии изучения литературы Средневековья, которая является комплексной по своему характеру (сравнительно-исторический, филологический, сравнительный, биографический методы). Важным представляется тезис автора о том, что «книжность формируется как социологическая, экзистенциальная, с доминированием христианского мировоззрения». Феномен софийности украинского Средневековья исследуется довольно подробно. О.Слипушко использовала материалы из архивного дела академика В.Перетца, копия которого хранится в архиве СБУ. Как известно, ученый был осужден фактически за украинское толкование текстов эпохи Киевской Руси.
Литературу Киеворусского государства автор рассматривает как часть культурного контекста средневековой Европы, в частности ее греко-славянского ареала. О.Слипушко доказывает: книжность Руси не копировала образцы византийской литературы, но приняла многие ее черты, осмыслив их с собственных позиций, адаптировав к своей почве. Выделяются три очага создания книжности: книжники круга Ярослава Мудрого (книжники Софийского кружка), книжники Киево-Печерского монастыря, книжники Выдубицкого монастыря. Автор дает собственное определение категории «образ» в соответствии со средневековым контекстом. Исследовательница подчеркивает: «...образ в средневековом писательстве — это категория знаково-символической системы, являющаяся особым способом представления и осмысления действительности в писательстве. Для средневекового образа характерна способность отображать и представлять основы христианской веры. Его особенности обусловлены спецификой жанра и позициями книжника».
В монографии — на основе исследования образов в ряде литературных памятников — выполнен детальный анализ мировоззренчески-эстетических и художественных систем Раннего и Высокого Средневековья. Интересен анализ системы образов русской агиографии, который, по мнению О.Слипушко, представляет генезис и развитие русского религиозного типа. Здесь анализируются образы святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Владимира Великого. Любопытно интерпретируется женский тип святости, представленный образами княгини Ольги и монахини Ефросинии. Впервые в украинской медиевистике проанализирована персонология «Літопису Руського». Подчеркивается, что образы Киевской и Галицко-Волынской летописей, «Повести временных лет» представляют руский этнотип, воплощаемый в образах правителей как ярчайших представителей тогдашнего общества.
Новаторским для национальной медиевистики является выделение и анализ типов образов автора: автор-летописец (создатель летописи), автор-проповедник (создатель проповеди), автор авторских произведений (создатель сугубо авторского произведения), автор-агиограф (создатель жития). Исследовательница очерчивает структуру каждого из типов, определяя его специфические черты. Устоявшийся тезис о том, что литература эпохи Средневековья была целиком и полностью «имперсональной», фактически опровергается; образ и позиция автора в средневековом писательстве, по мнению О.Слипушко, являются довольно выраженными и красноречивыми.
В общих чертах монография Оксаны Слипушко — это новое слово в украинской медиевистике. Будучи результатом основательной и продолжительной работы исследовательницы над литературными памятниками Киевской Руси, она является весомым вкладом в развитие современной филологической и исторической науки, свидетельствует об их развитии и научной динамике.
Оксана Сліпушко. Еволюція та функціонування літературних образів у книжності Києворуської держави (X—перша половина XIII ст.). — К.: Аконіт, 2009.