Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Та часть современной украинской молодежи, что уверенно держится на плаву, достигает этого, в основном, собственными либо родительскими силами. Рассчитывать на государственную поддержку приходится все меньше и меньше: молодежная политика сегодня отнюдь не является приоритетом для власти. Однако и последней спицей в колесе — тоже; некоторая надежда на «спасательный круг» от государства у молодежи еще имеется. Но для реализации этой надежды опять-таки желательно приложить собственные усилия.
За месяц до парламентских слушаний, запланированных на 27 ноября, на которых народные депутаты собираются рассмотреть и, возможно, принять на законодательном уровне Национальную программу поддержки молодежи на 2003—2008 годы, по инициативе общественной организации «Народно-демократическая лига молодежи», были созваны общественные слушания на тему «Законодательное обеспечение прав и интересов молодежи: проблемы и решения».
Общественность представляли активисты данной организации, в том числе ее региональных отделений; лидеры других молодежных объединений; представители структур власти, ответственных за молодежную политику. Из «старших товарищей» присутствовали патрон НДЛМ — депутат фракции НДП Анатолий Толстоухов с супругой Светланой, возглавляющей Украинский государственный центр социальных служб для молодежи. Модерировал слушания директор Государственного департамента по вопросам молодежной политики и по совместительству лидер НДЛМ Константин Ващенко.
Кроме упомянутой программы, планировалось обсудить, насколько защищены интересы молодежи в бюджете-2003, поговорить о путях социального партнерства между государством и молодежными общественными организациями, а также отредактировать проект рекомендаций, направляемых общественными слушаниями во все властные структуры государства.
Проблем у современной украинской молодежи много. Как-то даже неловко в который раз напоминать о том, что далеко не каждый студент способен выложить круглую сумму на образование; что даже после института не так-то просто устроиться на работу; что молодым семьям надо где-то жить, чтобы заводить и растить детей… А также об угрожающем наступлении на молодых СПИДа и наркомании, росте среди них преступности и тотальном снижении уровня культуры и духовности.
Все это подробно, убедительно, в цифрах и фактах, с официально-деловым педантизмом, но и не без публицистического пафоса, изложено в Национальной программе поддержки молодежи на 2003 —2008 годы. Что представляет собой этот документ, «декларацию или действие?» — провокативно приглашал к обсуждению соответствующий пункт распорядка общественных слушаний.
«Те, кто готовил эту программу, руководствовались интересами не власти и политических партий, а молодых людей», — убеждена Светлана Толстоухова. Вместе с тем большинство участников слушаний сошлись на том, что данный документ сильно хромает по части конкретики. Слишком много слов типа «сприяння», «розширення», «підвищення», «удосконалення» и прочих неопределенно-обтекаемых существительных. И совсем уж малоубедительным вышел заключительный раздел программы, посвященный механизмам ее реализации. Собственно, о механизмах как таковых речь не идет вовсе: перечислены лишь нормативно-правовые акты, на которых программа должна базироваться, и законопроекты, которые желательно принять для ее более полной реализации.
Финансировать программу предполагается из государственного бюджета и «прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством». На «прочие источники», пожалуй, вся надежда: бюджетные средства, выделяемые на решение молодежных проблем, имеют весьма отдаленное отношение к реальным нуждам. К примеру, по словам председателя молодежного парламента Алексея Кляшторного, на жилищное строительство и долгосрочное кредитование молодых семей в этом году первоначально планировалось выделить 100 миллионов гривен. После прохождения документа по инстанциям в бюджетной строке осталось 52 миллиона. Но разница перестает казаться столь уж существенной, если сопоставить эту цифру с другой, приведенной замдиректора Госдепартамента по вопросам молодежной политики Сергеем Романюком: подписать контракт с Фондом содействия молодежному жилищному строительству сегодня уже готовы более ста тысяч молодых семей, а это не меньше трех-пяти миллиардов гривен кредита, которые негде взять…
Однако, возможно, именно потому, что денег традиционно недостаточно, — хотя, конечно, эта причина не единственная, — особенно остро встает вопрос: кто же, собственно, будет ими распоряжаться? Финансирование молодежных нужд расписано в бюджете-2003 на шестнадцать строк. «Бельмом в глазу» для участников слушаний стала одна из них: «Финансовая поддержка Украинского национального комитета молодежных организаций на выполнение государственных программ по вопросам молодежи».
Пресловутый УНКМО, окрещенный зубром молодежной политики Анатолием Толстоуховым «украинским комсомолом», претендует на десять миллионов бюджетных гривен. Разве что ленивый не бросил камень в адрес этой структуры, которая объединяет больше половины украинских молодежных общественных организаций, а выступает порой — как прозвучало на слушаниях — едва ли не от имени всей молодежи страны.
Не так давно УНКМО имел большие проблемы в связи с проверкой его деятельности Счетной палатой, в результате которой всплыло немало хитроумных комбинаций с государственными деньгами (дабы сей факт не прошел мимо внимания журналистов, пресс-служба НДЛМ вручила им ксерокс газетной статьи под красноречивым названием «Молодежь в законе»). Тем не менее высокопоставленным УНКМОвцам удалось выйти сухими из воды: им-де покровительствует не кто-нибудь, а сам глава администрации Президента. Вот и в нынешнем бюджете структура вновь фигурирует…
Правда, уже собраны подписи депутатов десяти фракций и групп под обращением к министру финансов Игорю Юшко с предложением изменить формулировку этой строки бюджета. С аналогичной объяснительной запиской обратилась к министру глава Государственного комитета по вопросам семьи и молодежи Валентина Довженко. И в адресованных Верховной Раде рекомендациях нынешних общественных слушаний содержится пункт о ликвидации монополии УНКМО на бюджетные деньги…
Какую структуру участники слушаний выдвинули на роль распределителя средств, отпущенных на молодежные проблемы, догадаться нетрудно. Как заметил Анатолий Толстоухов, бюджетная строка, выделенная созданному не так давно Госдепартаменту по вопросам молодежной политики, покрывает только расходы на зарплату его штатным сотрудникам. «Это означает, что они будут искать деньги, кому-то мешать, у кого-то просить, с кем-то спорить… Ни в одной стране ни один департамент таких функций не выполняет. Государство должно либо вообще не создавать таких структур, либо создавать условия для их работы».
В случае, если Верховная Рада прислушается к голосу разума, убеждал присутствующих Константин Ващенко, возглавляемый им Госдепартамент ежегодно будет составлять детальный план работы, а в конце бюджетного года отчитываться перед общественностью за каждую государственную копейку. При этом особое внимание будет уделятся разработке именно тех реальных механизмов действия, о которых помалкивает Национальная программа…
Распределение средств между молодежными общественными организациями планируется производить на тендерной основе, через рассмотрение проектов, поданных в Департамент. Шанс получить свою долю будет и у организаций — членов УНКМО — но опять-таки на общих конкурсных основаниях. Перспективно также наладить финансирование молодежных организаций в регионах из местных бюджетов путем установления сотрудничества с органами местного самоуправления… Но пока все это — лишь в проекте. Слово за парламентариями, у которых могут быть свои мотивы для принятия того или иного решения.
«Политику — в сторону! В таких вопросах политика не может и не должна быть главным фактором» — заявил советник Министерства финансов по вопросам молодежной политики Андрей Майснер. Да и в выступлениях других участников слушаний неоднократно звучала мысль о том, что именно сфера молодежной политики может и должна стать той нейтральной территорией, на которой обязаны объединить свои усилия представители разных политических сил.
Идея чистая и светлая — но верится в нее как-то с трудом. И страсти вокруг УНКМО — яркое подтверждение тому, что большая политика глубоко запустила свои не очень чистые щупальца в дела молодежи. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство молодежных общественных организаций имеют патронов среди «взрослых» политических структур и в своей деятельности тщательно равняются на «старших товарищей». Молодежное движение, разрозненное и пребывающее в состоянии перманентной «войны всех против всех», зеркально отражает настроения большой политики.
Не случайно главной темой общественных слушаний стала именно интрига злополучной бюджетной строки, связанной — в любой формулировке — с финансированием молодежных общественных организаций, и лишь потом — с реализацией тех или иных государственных программ. А ведь члены таких организаций, как указано в той же Национальной программе поддержки молодежи на 2003—2008 годы, составляют всего два-три процента от этой социальной категории. В то время как перечисленные в программе и очевидные каждому серьезные проблемы охватывают значительно более широкие массы молодых людей. Социально незащищенных, нуждающихся в образовании и работе, оздоровлении и жилье. Наконец, хоть в каких-то жизненных ориентирах…
Лидеры молодежных организаций, образованные юноши в деловых костюмах, уже весьма четко представляют себе, чем они будут заниматься в жизни. Именно здесь растет смена теперешней генерации украинских политиков. Именно в этом возрасте постигаются и отрабатываются на практике правила большой игры.
И было бы действительно очень неплохо, если бы сейчас, занимаясь своими — молодежными — проблемами, эти молодые люди сумели-таки отбросить в сторону политические разногласия и сойтись для конкретной совместной работы на нейтральной территории. Ведь в жизни страны, которой им рано или поздно дадут порулить, немало и других сфер (социальная, научная, культурная — это только навскидку!), проблемы которых непременно должны решаться именно там.