Еще с союзных времен слово «исполком» звучит более весомо, чем «совет». Причем первый в обыденном сознании ассоциируется не с представительским органом, заседающим время от времени, а с аппаратом совета и исполнительного комитета. У аппаратчика есть кабинет, стол, кресло, телефоны, а то еще секретарша и служебный автомобиль. Есть часы приема посетителей и, значит, возможность принять или не принять кого-то в такой-то срок, пойти навстречу заявителю или отфутболить его.
А что такое депутат, скажем, районного совета? Вкалывает на своем рабочем месте и несколько раз в году приглашается посидеть в сессионном зале. А если по поручению избирателей приходится решать какой-то вопрос, идет все к тому же чиновнику и убеждает его, просит, требует. Голова беспомощно дергается на могучей шее.
В прежние времена это не бросалось в глаза, поскольку все головы откровенно росли из одного места, и их сиамская зависимость воспринималась как природой данная извращенность. Нынче власти распутали, освежили нумерацию и вдохнули в них самосознание. Головы тут же передрались. Вторая, самая рассудительная, чтобы не разорвать Горыныча-кормильца и прилично выглядеть перед богатеньким Кощеем, сделала вид, что почтительно склоняется перед первой, не забывая повиливать воображаемым хвостиком перед четвертой.
Вторая головушка явно оказалась первой по сообразительности и ловкости. Вместо того чтобы извергать пламя и грозный рык, она прибегла к менее зрелищному способу, в котором, однако, ей нет равных, — бюрократическому менеджменту. Последние выборы в советы разных уровней отличались невиданным по размаху походом чиновников в представительскую власть. Можно было и не сомневаться, что они дойдут. Многие возглавили депутатские комиссии. Некоторые потом из депутатского кресла пересели в государственно-административное.
Шло и встречное движение — из государственной администрации в совет. Депутаты из числа ответственных лиц райгосадминистрации становились во главе районного совета. Напомним, что и многие руководители госструктур стали депутатами. Теперь на местных сессиях нередки ситуации, когда чиновник — он же депутат, а то еще и председатель профильной депутатской комиссии — докладывает совету о своей же служебной деятельности и ставит задачи перед самим же собой. Решение, контроль и исполнение сосредоточиваются в одних руках — вот путь к административной гармонии и общественному согласию. И вторая власть идет по нему уверенным шагом.
Увы, родная четвертая нередко семенит следом. Уже есть примеры, когда райгосадминистрация становится соучредителем газеты районного совета. Газетчики при этом уверяют, что в «творческий процесс» чиновники не вмешиваются. Но тогда зачем огород городить? Ведь по сути своей государственно-административный орган просто не может выступать учредителем: он не имеет своих средств, чтобы войти в долю, и не должен иметь своей воли, кроме воли выполнять решения законодательного органа. Но с умной головы не упадет корона, если прикинуться шеей.
Вот и революционное августовское заявление Президента относительно парламентско-президентской формы правления в государстве не вызвало в глубинке никакой реакции, можно сказать, вообще не было замечено. Дело не только в том, что простой человек в этой стране не верит гаранту, который ничего хорошего не гарантирует. Наверное, люди просто понимают и ощущают, в чьих руках реальная власть. И это, конечно же, не представительская ее ветвь, хоть поставь ее номером первым.
Но, может, вся наша политика сосредоточена в Киеве? Как говорят в Одессе, ой, я вас умоляю. Там донецкие против СДПУ(о). Боксер и гимнастка сражаются в шахматы. Продуктивного идейно-политического противостояния, из которого и рождается путь державы к общественному процветанию, нет и в верхах. У нашего Горыныча два крыла, на которых можно подняться к вершинам власти, — партия и деньги.
На местах зачастую нет ни того, ни другого. Значит, нет и политики. В этих условиях идея формирования местных парламентов по партийно-пропорциональному принципу воспринимается как социальный романтизм. Нет, в предвыборную пору на нас тоже сыпались партийные программы и наступали колонны партийных выдвиженцев. Но где теперь все эти «Жінки за майбутнє» и «заедушники»? По крайней мере, в провинции их не видать. Они свое дело сделали — поддержали «больших» кандидатов и сами подъехали с ними в местные советы.
Так, в Измаильском горсовете из 50 депутатов всего 19 беспартийных. К тому же в совет прошли трое партийных функционеров — руководители местных организаций СДПУ(о), НДПУ и «Яблука». Вы думаете, это привело к политизации высшего органа местной власти, к фракционному строительству в совете, к его идеологическому структурированию? Тогда возвращаю вас к одесскому выражению. Зарегистрирована только депутатская группа «Измаил без окраин» для защиты интересов жителей так называемого частного сектора. В нее вошла добрая половина депутатов. Вот на какой почве создается парламентское большинство у нас, в провинции.
Но партии, как вирус, затаились до времени и изредка напоминают о себе мелкими благодеяниями и знаками внимания. Методично, независимо от выборов, действуют только левые. Но авторитета у земляков им это не прибавляет. По партийным спискам в Верховную Раду более четверти измаильчан проголосовали за КПУ, а в горсовет не избран ни один из 13 предложенных коммунистами кандидатов.
Стоящая идея и достойный человек не всегда находят друг друга. Бедный Горыныч уже совсем втянул в плечи свои боковые головы…
Но не спите! Это еще не конец сказки.