Наследие, вдохновляющее творцов

01 июля, 2011, 13:46 Распечатать Выпуск № 24, 1 июля-8 июля 2011г.
Отправить
Отправить

Девятого мая исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося украинского ученого Владимира Гнатюка!

Девятого мая исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося украинского ученого Владимира Гнатюка! Широта его научных интересов - этнография, фольклористика, языкознание, литературоведение, искусствоведение, переводческая деятельность - поражала современников и не переставала интересовать следующие поколения. Ученый секретарь Научного общества имени Т.Шев­ченко во Львове, член Чешского научного общества, Пражской, Венской и Всеукраинской академий наук...

Директор музея Остап Черемшинский
возле памятника Владимиру Гнатюку (1971 г.)
Владимир Гнатюк (родился в живописном селе Велесневе на Тернопольщине) еще в детстве отличался феноменальной памятью. «Однажды услышанную песню или сказку он мог даже через несколько месяцев воспроизвести слово в слово. Так же запоминал целые страницы из Биб­лии, которую отец (сельский дьяк и одновременно учитель школы при церкви. - Р.Я.) час­то читал вслух», - утверждает известный ученый из Пряшева (Словакия) Микулаш Мушинка в очерке «Владимир Гнатюк: жизнь и его деятельность в облас­ти фольклористики, литературоведения и языковедения». Гнатюк-старший решил, что из сына «поп был бы неплохой, потому что умеет петь и говорить», и повез его в Бучач в народную школу. Любознательный мальчик старается как можно больше времени проводить среди людей - в Бучаче и селах уезда. И уже в 12-летнем возрасте у него была тетрадь с записями свыше 100 песен, сказок, анекдотов и преданий. Отцовская мечта не осуществилась: Владимир за неимением денег не смог стать студентом коллегиума святого Атаназия в Риме, а со временем надеть рясу священника. Но такой поворот в судьбе юноши не стал трагедией.

Закончив Бучачскую и Ста­нис­лавскую гимназии, Владимир Гнатюк поступил на философский факультет Львовского университета. Но от этнографических увлечений не отказался. Уверенности студенту прибавил москвофильский журнал «Но­вый галичанин», опубликовавший семь образцов народного творчества по его записям.

Во время обучения в университете Владимир Гнатюк стал дружить со своим духовным нас­тавником Иваном Франко. Сначала в редактированном им журнале «Житє і слово» ведет обзоры. А когда уволенный с работы в редакции газеты «Кур’єр Львовскі» Иван Франко оказался в затруднительном материальном положении, его младший побратим, как глава студенческого общества «Академічна громада», активно взялся за организацию юбилея - 25-летия писательской деятельности Каменяра. Он выпал на октябрь 1898 года. За счет выпущенной лотереи управа общества приобрела сборник стихотворений «Мій Ізмарагд» и таким способом выплатила Франко гонорар. Кроме того, оргкомитет юбилея, возглавляемый Влади­миром Гнатюком, издал работу Михаила Павлика со списком произведений И.Франко, альманах, а также сборник музыкальных произведений на его слова под названием «Зів’яле лис­тя». Выдающийся писатель этой дружбой дорожил, что подтверждает малоизвестная деталь из биографии Ивана Франко. Он один-единственный раз в жизни был кумом - именно на крестинах сына Гнатюка Стефана (к сожалению, мальчик умер в шестимесячном возрасте), а кумой была жена Михаила Грушевского Мария.

Гнатюк откликнулся на призыв Михаила Драгоманова, адресованный интеллигенции Гали­чины, - подать руку помощи братьям-украинцам из Венгерс­кой Руси, которые в условиях чужеземного порабощения обречены на вымирание. Ученый-эт­нограф и фольклорист с 1895-го по 1903 год принял участие в шес­ти научных экспедициях по Закарпатской Украине, Восточ­ной Словакии, Южной Венгрии. В результате поисков вышло шесть томов этнографических материалов, издан ряд работ о жизни лемков за Карпатами и югославских русинах. Известный ученый Филарет Колесса так оценил значимость этих исследований: «Ими В.Гнатюк, можно сказать, открыл Закарпатскую Украину для украинского гражданства и украинской нации».

Великий галичанин и украинец Владимир Гнатюк не избегал болезненных проблем общественно-культурной жизни своего народа. Вслед за писателем Борисом Гринченко он ищет ответ на вопрос - каково в действительности состояние украинского школьного образования и что означает так называемая народная школа. И делает вывод, что в Украине не только нет украинских школ, но даже в тех, которые есть, «все как огня боятся украинской книги». Как пат­риот В.Гнатюк не мог пассивно наблюдать переписывание украинской истории. «В учебниках, утвержденных оккупационным режимом, - говорит ученый, - детям чужд не только язык, но и сам дух, содержание». Это мнение словно высказано сегодня - как реакция на написание общего украинско-российского учебника для учителей истории, инициированного министром образования и науки Дмитрием Табачником.

За свою недолгую жизнь ученый собрал десять тысяч коломыек, помещенных в четыре тома, упорядочил и издал по два тома колядок, щедровок, басен, по одному - веснянок, рассказов об опришковском движении, похоронных обычаев и обрядов, других образцов народного творчества.

А вот - другой, еще лучший, результат. Бу­дучи постоянным автором и какое-то время редактором «Лі­тературно-нау­кового вісни­ка», Владимир Гна­тюк дал жизнь 30 томам этого журнала, опубликовал свыше 50 собственных научных разысканий и более 600 рецензий, обзоров, статей. Жур­нал пользовался популярностью не только в Галичине, но и на востоке Украи­ны. Недаром ради нераспространения «вольнодумства» царская цензура в 1901 году запретила его ввоз на территорию Российской империи.

А в серии изданий Украинско-Русского издательского союза, где Владимир Гнатюк в течение 14 лет был главным редактором, до Первой мировой войны появились аж 323 книги. В них - лучшие образцы мировой и украинской литературы, работы по физике, астрономии, статистике, истории и другим наукам. Вла­димир Гнатюк сам издал произведения 150 украинских авторов, которые не могли быть изданы в Большой Украине: там до революции 1905 года действовали Ва­луевский и Эмский указы о зап­рете ввоза и издания книг на украинском языке. Ученый отредактировал 40 томов Этно­графи­ческого сборника, превратив его в самый важный фольклорно-этнографический орган в тогдашней Украине. Порази­тельно - половину выпусков составляли его собственные работы!

Страдая от множества болезней - радикулита, бронхиальной астмы, туберкулеза легких, Вла­димир Гнатюк не опускал рук до последних минут жизни, обор­вав­шейся шестого октября 1926 го­да. Он выполнял обязанности ученого секретаря Научного общества имени Т.Шевченко во Львове. В это известное научное учреждение пришел тридцатью годами раньше, где работал под руководством своего великого учителя - Ивана Франко в филологической секции, а со временем секретарем этнографической комиссии.

Власть советской Украины не рискнула проигнорировать заслуги ученого - в 1924 году Владимира Гнатюка избрали дейст­вительным членом Всеук­раинской академии наук. Ученый глубоко ошибся в кратковременных стремлениях большевистской власти защищать украинский язык и культуру, побудив сына Юрия - выпускника Гор­ной академии в городе Пржи­браме (Чехословакия) - отправиться в Днепропетровск «уті­лювати в життя політику украї­нізації». Здесь его впервые арестовали, а в кровавом 1937-м осудили в Харькове и отправили в сибирские концлагеря. После смерти Сталина Юрия Гнатюка реабилитировали, но не позволили жить в Украине. Так он остался в Тамбовской области Рос­сийс­кой Федерации. Более благоприятной была судьба к дочерям Владимира Гнатюка - Ири­не и Лесе, служившим медсест­рами в рядах Украинских сечевых стрельцов. Ирина стала женой Василия Косаренко-Коса­ревича, посла УНР в Берлине, где и жила, забрав с собой мать. Леся, окончив медицинский факультет Карлового университета в Праге, во время Украинско-польской войны 1920-х годов эмигрировала в Париж, стала там доктором медицины.

А когда на родине Владимира Гнатюка была установлена советская власть, о нем потихоньку забыли. Длительное время, вплоть до 1971-го, могила выдающегося ученого на Лычаковском кладбище во Львове оставалась крайне заброшенной. Но находились небезразличные люди, которые несмотря ни на что пытались воскресить знаменитое имя. С 1961 го­да материалы о его жизни собирает выпускник Киевского института культуры, а ныне заслуженный работник культуры Украины Остап Черемшинский. Пройдет еще семь лет - и по инициативе главы местного колхоза Леонида Мацюка в селе Велесневе появится дом, который отдадут для музея Владимира Гнатюка. Сюда из Львовской научной библиотеки имени Васыля Стефаника была перевезена часть архива ученого. А его шурин - бывший выпускник Тернопольской гимназии Иван Боднар и художник Григорий Смольский передали мебель и другие вещи семьи Гнатюков. 150 мемориальных экспонатов сегодня представляют особую ценность музея, который посетили уже свыше 100 тысяч гостей и туристов. Не выдерживает критики факт открытия памятников к круглым датам, но в 1971 году, к 100-летию со дня рождения Владимира Гнатюка, во дворе музея установлен оригинальный бюст. Его авторы - скульптор Лука Биганыч и архитектор Владимир Блюсюк. Но, по моему мнению, лучшей памятью о выдающемся ученом стало превращение его богатого научного наследия в источник вдохновения для людей разных поколений. Например, композитор Владимир Ивасюк на основе коломыйки «про чар-зілля» создал знаменитую «Червону руту». Изучая систематизированные фольклорные и этнографические исследования В.Гнатюка, Борис Харчук написал повесть «Планет­ник», интересные картины нарисовали художники Иван Крислач, Ирина Левитская, Юрий Кисли­ченко, Василий Перевальский и другие. Владимир Гнатюк - жив. И прежде всего - в своем творчестве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК