Симпатичный древнегреческий юноша проходил мимо ручья и, бросив случайный взгляд на поверхность воды, остановился. Как выяснилось, навсегда. А что делать, если парень вовремя сообразил, что ему в жизни не увидеть ничего более привлекательного, чем собственное отражение?
Странный вообще-то миф. Было бы гораздо логичнее, если бы в известный цветок превратилась женщина.
Любое чувство, а уж тем более любовь, подразумевает двойственность объекта и субъекта. Суть нарциссизма как явления состоит в том, что объект и субъект любви уживаются в одном человеке. Поставив свое «я» как абсолютную высшую ценность, нарцисс в то же время постоянно наблюдает за собой как бы со стороны. Окружающих он, как правило, не ставит ни в грош, и тем не менее их мнение о его особе исключительно важно для классического нарцисса.
Элементы нарциссизма, совершенно невинные и изящные, лежат в основе поведения почти каждой женщины. Ни один мужчина не способен полюбить нас так, как мы того заслуживаем, точнее говоря - так, как мы сами себя любим.
На вопрос о том, какое самое страшное наказание можно придумать для женщины, один известный шутник ответил: купить ей дюжину модных шляпок и запереть в комнате без зеркала. Он был прав: без зеркала - это действительно ужасно. Редкая женщина позволяет себе выйти из дому без этого маленького, но исключительно необходимого предмета в сумочке. И дело отнюдь не только в том, насколько ровно подведены стрелки на глазах и не размазалась ли помада.
В зеркале живет Она, другая, достойная восхищения. Художница Мария Башкирцева признавалась в любви своему двойнику из зеркала. Может, это и слишком, но молодые девушки то и дело прикладываются губками к поверхности гладкого стекла, торопясь затем стереть с него отпечаток помады. А кому из нас не случалось чуть-чуть повернуть голову, проходя по улице мимо огромной зеркальной витрины? Другая женщина из зазеркалья может огорчать нас, не вполне отвечая идеалу или катастрофически старея, и все-таки чаще она очень даже ничего.
В чем ярче всего проявляется нарциссизм женщины, даже не считающей себя красавицей, - это в сознании собственной исключительности. Она не такая, как все. И была такой всегда. Женщины очень любят рассказывать о своем детстве, кстати, это тоже способ «раздвоиться», вызвать к жизни себя другую, достойную восторга и умиления. Сколько историй, которые мы рассказываем друг другу, начинаются: «Когда я была маленькая... ». Если в мужских автобиографиях детским годам уделяется обычно несколько строк, женщина описывает свое детство подробно, останавливаясь на мелких деталях, интересных, по ее мнению, каждому - своей бесспорной уникальностью.
И в повседневной жизни женщина-нарцисс тщательно лепит свой неповторимый облик. У нее есть «свой» цвет, «свой» запах, «своя» марка нижнего белья. Она обожает аргентинские орхидеи или полевые ромашки. В отличие от простых смертных, она жить не может, если цвет домашних тапочек не совпадает с тоном обивки мебели. У нее самая престижная работа, самый образцовый муж и самые гениальные дети. А если нет...
В своем нарциссизме женщина и тут находит выход: она самая несчастная! Никто не страдает так, как она. Она с удовольствием проливает слезы над своей неудавшейся судьбой - результатом того, что окружающие не разглядели и не оценили ее своеобразия, исключительности. Причем им это не удалось потому, что она изначально загадочна, непонятна. Именно в ней нашла свое отражение Великая женская тайна.
И все-таки куда большее удовлетворение приносит внимание окружающих. В чьих-то восхищенных глазах женщина любуется собой не хуже, чем в зеркале. Героиня пьесы Оскара Уайльда, обращаясь к жениху, высказывает свое желание прямо: «Говорите мне - обо мне!» Женщина разговаривает на эту увлекательнейшую тему с подругами, с врачом, со священником. Иногда она даже обращается к гадалкам и хиромантам - не потому, что всерьез верит их предсказаниям, а чтобы лишний раз послушать, как говорят о ней.
Желая как можно больше расширить аудиторию своих поклонников, женщина-нарцисс жаждет славы. Театральные институты и модельные агентства постоянно подвергаются набегам этих амазонок. Но женщинам этого типа редко удается добиться успеха на избранном поприще. В безмерном самоупоении они совершенно не могут работать над собой, не способны на самокритику. Поэтому движимые нарциссизмом женщины часто шли другим путем, оставаясь в истории в роли муз-вдохновительниц великих людей. Жоржетта Леблан, возлюбленная Метерлинка, бескорыстно служа его таланту, все-таки настояла на том, чтобы увидеть свое имя в его книге. А муза Маяковского Лиля Брик вообще потребовала от поэта посвятить ей все свое дальнейшее творчество...
Женщина-нарцисс постоянно смотрит на себя глазами третьего, постороннего человека. Она - актриса, и все ее поступки, мысли и чувства - компоненты роли, которую она играет - то ли перед полным залом, то ли перед зеркалом. И в этом - главная ловушка невинного на вид нарциссизма. Когда настоящие эмоции и переживания начинают подмениваться откровенно театральными, изначально ориентированными «на зал», происходит обнищание внутреннего мира, потеря какой-то части себя, той самой себя, которую мы так любим.
А любовь к себе как таковая - это совсем не так уж плохо! В конце концов, женщина, глядящая на нас из зеркала, действительно всегда неповторима - такая, какая она есть. Эта женщина достойна быть окруженной изысканными цветами и восхищенными поклонниками. А если вам есть, что предложить этому миру кроме «себя, любимой» - будь то достижения в работе, творчестве, науке, спорте или же замечательные дети - воспринимайте с улыбкой все обвинения в нарциссизме. И почему бы не взглянуть ненароком в зеркальную витрину, где среди безликой толпы легкой походкой движется та красивая, элегантная женщина, которая более, чем кто бы то ни был, стоит вашей любви.
Кстати, недавние социологические исследования показали, что представители сильной половины человечества отнюдь не реже нас косятся на витрины. Причем не затем, чтобы поправить шарфик или прическу, как многие женщины, а с вполне конкретной целью: полюбоваться на себя, красивого. Наверное, была своя логика у древнегреческих мифотворцев, превративших именно мужчину в хрупкий женственный цветок?