Первая всеукраинская перепись населения 2001 года выявила просто-таки национальную катастрофу — за весь послевоенный период, при увеличении количества выпускников вузов на 60%, впервые было зафиксировано сокращение количества лиц с высшим образованием среди молодежи 25—29 и 30—34 лет. По мнению Эллы Либановой, заместителя директора Института демографии и социальных исследований, объяснение здесь может быть только одно — миграция. Молодежь, которая не может найти работу, удовлетворяющую ее требованиям, едет за рубеж. В среднегодовом исчислении за границей работают около 2,5 млн. украинцев, в том числе и молодежи. В пиковые периоды (сезонные) эта цифра достигает 5—7 млн. А ведь именно молодежь является существенным движущим фактором развития экономики страны, ее мотором.
Что такое безработица, вчерашнему студенту, преисполненному радужных надежд на будущее, с ворохом теоретических знаний в голове (в лучшем случае) и полным отсутствием практического опыта, довольно часто приходится ощутить на собственной шкуре. Оказывается, его, молодого и весьма перспективного, как ему кажется, на самом деле работодатель не ждет за порогом вуза с распростертыми объятиями. Он предпочитает специалиста с опытом работы. Да только где ж его взять, этот опыт? А там, где он не требуется, либо платят копейки, либо предлагаемая вакансия весьма далека от полученной специальности, что молодого человека тоже не очень-то устраивает. «Ешь, пока рот свеж» — любил повторять мой прадедушка, подразумевая, что потом будет, как говорится, уже не в кайф…
Искать работу Оля начала на последнем курсе института. Специальность — экономическая. Разослала резюме, просмотрела вакансии и поняла, что работодателю нужны опытные сотрудники. А опыта как раз и нет. Практические занятия в институте — одно название. Никому не нужная стайка студентов, послонявшись по предприятию, быстро понимает, что толку от такой практики — с гулькин нос. Сделав несколько попыток, девушка решила отложить поиски работы и сначала закончить институт. Но спустя какое-то время знакомые родителей предложили место. Зарплата — около ста долларов, зато с перспективой роста. Первое время читала книги по специальности, заботливо подкладываемые начальством. Понемногу освоилась, а через четыре-пять месяцев и зарплату подняли.
А вот ее подружке повезло меньше. После окончания исторического факультета университета устроиться по специальности она даже не пыталась — бесполезно. Закончила курсы английского языка и стала работать секретарем в какой-то фирме. Сначала в одной, потом в другой, в конце концов попала в рекламное агентство и увлеклась. Только спустя четыре года она смогла сказать, что работа и зарплата ее устраивают.
Согласно данным опросов, проведенных Институтом социологии НАНУ в 2004 году, остаться без работы боится две трети населения Украины. В своеобразном рейтинге страх безработицы занимает второе место после боязни повышения цен. Одной из наиболее уязвимых категорий на рынке труда является именно молодежь, экономическая активность которой сокращается во всем мире, отчасти из-за желания продолжать образование. Однако причина заключается также в том, что многие юноши и девушки настолько разочаровываются в процессе поиска работы, что просто выбывают из состава рабочей силы. А те, кому повезет найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, с низкой зарплатой, в условиях недостаточной социальной защиты или ее полного отсутствия.
К сожалению, механизмы преодоления молодежной безработицы в нашей стране пока еще не выработаны — проблема сравнительно нова. В первые годы независимости Украины трудности при поиске работы чаще всего испытывали женщины, лица с высшим и средним специальным образованием и люди предпенсионного возраста, и только в последние годы — молодежь. И хотя сегодня в Украине создано около 125 молодежных центров труда и планируется открыть еще 14, функционирует Всеукраинский молодежный центр развития предпринимательства и расширяется сеть студенческих служб трудоустройства, проблема молодежной безработицы не теряет остроты.
Так, по данным за 2004 год, среди лиц в возрасте 15—24 лет безработных насчитывается 15,7%, среди 25—29-летних — 9,3%. С одной стороны, на фоне общей безработицы по Украине (8,6%) общий «молодежный» показатель — 11,2% — катастрофическим вроде бы не выглядит и приблизительно отвечает соотношению, которое сложилось во всех европейских странах. Там безработица среди молодежи всегда несколько выше, чем среди лиц среднего возраста, поскольку, во-первых, молодежь, как правило, хуже подготовлена к рынку труда, во-вторых, не имеет опыта работы. В-третьих, жизненные установки молодежи неустойчивы, в силу чего она более мобильна при выборе и поиске рабочего места, хотя и не готова к самостоятельным действиям на рынке труда.
С другой стороны, все, кто занимается этой проблемой, обращают внимание на недостаточную профессиональную подготовку молодежи, особенно выпускников школы, вступающих во взрослую жизнь без какой-либо профессии.
Система профессионального образования в Украине переживает кризис. Например, в Германии — индивидуальная система обучения в этой стране известна во всем мире — молодежь получает профессиональную подготовку в школе. Люди постарше помнят о подобной практике и в Советском Союзе в 1960-х годах. Оканчивая школу, молодой человек уже имел какую-то профессию (возможно, не слишком престижную) и на рынке труда чувствовал себя более или менее защищенным. Ведь поступить в вуз сразу после школы удается не каждому.
В Германии, Италии, Швеции, Франции проблему занятости молодежи решают с помощью профессиональной подготовки, стимулируя ее альтернативную форму, то есть теоретическая подготовка в учебном заведении чередуется с трудовой деятельностью на условиях частичной занятости. В Украине практические занятия в ходе обучения чаще всего являются формальными, а последипломная практика обязательна далеко не во всех вузах. Не секрет, что многие из них больше нацелены на набор абитуриентов, чем на выпуск специалистов.
Хотя сегодня количество выпускников вузов в целом по Украине увеличилось по сравнению с 1990 годом примерно на 60%, но при этом в 13 раз возросло количество выпускников юридических вузов, в 6 раз — экономических, бухгалтерских и коммерческих. А вот специалистов по технологическим дисциплинам, то есть тех, кто должен внедрять в стране инновационную экономику, новые технологии, стало больше только на 8%.
Выбор профессии часто осуществляется молодыми вслепую или на основании личных, не всегда адекватных, пристрастий. Ситуация усугубляется еще и тем, что учебные заведения в первую очередь предлагают и дублируют специальности одного, «модного», профиля, не уделяя должного внимания реально нужным профессиям. Отсюда перепроизводство некоторых специалистов и нехватка других, то есть дисбаланс на рынке труда. Нередко выпускники вузов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы. Так, сегодня украинский рынок перенасыщен экономистами и юристами, а их по-прежнему продолжают готовить. Спросом же пользуются технологические специальности. Но конкурс при поступлении, например, в политехнический институт значительно ниже, чем в вузы юридического профиля.
Исторически так складывается, что некоторые профессии постепенно, другие довольно быстро и непредсказуемо становятся ненужными. Параллельно возникает потребность в новых специальностях. Попытки предугадать будущее рынка труда в развитых странах мира предпринимаются постоянно. В Украине с прогнозированием пока не сложилось. Кроме того, уровень подготовки студентов в некоторых нынешних вузах оставляет желать лучшего.
По мнению Сергея Романюка, вице-президента правозащитной организации студентов, очень важно, чтобы молодой человек был удовлетворен выбранным профилем образования, уважал свою будущую профессию. Для этого прежде всего следует привести в порядок список специальностей. А еще было бы неплохо, если бы при открытии новых вузов учитывалась необходимость в специалистах отрасли в регионе, на требуемые специальности формировали госзаказ, а государственные органы стимулировали бы активность предприятий в профессиональной подготовке молодежи и повышении ее квалификации. Например, в США средства предприятий, направленные на подготовку молодых кадров, полностью освобождают от налогов.
Первому рабочему месту должно уделяться особое внимание. Принятие закона «Об обеспечении молодежи, которая получила высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотаций работодателю» — это очень хорошо. Но почти нет сомнений в том, что такое рабочее место будет с крайне низкой зарплатой, то есть молодежь будут направлять на рабочие места, которые сегодня фактически не могут заполнить никаким другим путем. Рассчитывать на то, что посредством защиты рабочего места могут быть решены абсолютно все проблемы молодежной безработицы, не стоит.
Ярким примером тому служит возникшая ситуация со студентами-медиками. Стоило министру здравоохранения заговорить о предоставлении первого рабочего места в селе (где условия жизни и труда крайне тяжелые, а оплата очень низкая), как студенты-медики запротестовали.
В предвыборной программе Президента говорилось о создании пяти миллионов рабочих мест. Элла Либанова считает, что речь идет не о новых рабочих местах, а прежде всего о таких, которые заменят непродуктивные, неэффективные, с тяжелыми и опасными условиями труда и с крайне низкой зарплатой.
Отчасти проблему молодежной безработицы, по мнению Эллы Либановой, может решить реформа оплаты труда. «Если зарплата по Украине в целом станет нормальной, тогда не будет этих проблем. Сегодня в стране есть вакансии, и их немало, но они так и останутся вакансиями: люди не идут туда из-за низкой зарплаты».
Американец Уильям Швеке, автор книги «Умные деньги», считает, что страны мира прежде всего должны инвестировать средства в «человеческий капитал». По его мнению, инвестиции в здравоохранение, образование и профессиональное обучение способны благотворно повлиять не только на производительность труда, но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (алкоголизма, наркомании, преступности, бедности и пр.), которые тяжким бременем ложатся на национальные экономики.