Новая редакция Закона Украины «О занятости населения» подана на рассмотрение в Верховную Раду. Ее обсуждению были посвящены парламентские слушания в комитете ВР Украины по вопросам труда и социальной политики.
Ныне действующий закон о занятости был одним из первых рыночных законов (принят еще в 1990 году) и соответствовал тогдашним реалиям:
— В этом законе мы впервые признали добровольность труда, определили понятие «безработный» (хотя сегодня оно уже требует уточнения), механизмы социальной защиты безработных, роль и место Государственной службы занятости (ГСЗ). Но все механизмы были ориентированы преимущественно на социальную защиту, которую предоставляла прежде всего ГСЗ, — отметила Наталья Иванова, заместитель министра труда и социальной политики Украины, председатель правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Первая половина 90-х — времена массовых сокращений и поголовного обнищания. Времена, когда людей отправляли в бессрочный отпуск без сохранения зарплаты и каких-либо гарантий. В те годы множество людей потеряли работу по объективным причинам, не зависящим от работодателей. Спрос на рабочую силу был крайне низок.
Но в последние годы ситуация изменилась. Потребность в квалифицированных кадрах растет. На рынке труда закрепилась позитивная тенденция к росту занятости и снижения уровня безработицы. Так, в первом полугодии с.г. среди населения в возрасте 15—70 лет безработных было 6,8%. Этот показатель ниже, чем в среднем по Евросоюзу, и в целом уровень безработицы у нас приближается к естественному. Хотя это не значит, что в Украине нет проблем с занятостью:
— Для нашей страны характерны атипичные формы адаптации к рыночным преобразованиям, работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденных административных отпусков, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержка заработной платы и теневая оплата труда, — отмечает Владимир Галицкий, директор Государственного центра занятости, руководитель исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
По мнению В.Галицкого, реальное положение дел на рынке труда большинство украинцев сегодня представляют себе не вполне адекватно. Система образования пока недостаточно ориентирована на нужды работодателей. Массовость высшего образования, ориентация молодежи не на потребности экономики, а на «модные» специальности, такие, как менеджмент, бухгалтерский учет, правоведение, экономика предприятий, привели к тому, что на рынке труда бухгалтеров, юристов и экономистов приходится по 50 человек на одну вакансию. В то же время две трети вакансий, которые не укомплектовываются в течение месяца, — рабочие профессии: токарь, фрезеровщик, строитель, электросварщик и т.д. Кроме того, на производствах не хватает инженеров-механиков, технологов, конструкторов.
При этом молодые специалисты охотно едут за рубеж — в качестве дешевой рабочей силы. Впрочем, «дешевая» — понятие относительное. В России, объявившей агрессивную политику занятости, средняя зарплата в первом квартале 2007 года составит около 1000 долл. Средняя зарплата в Европе — 1000 евро. В Украине же — всего 200 долларов… Так что профессионалов не удерживают в родной стране ни наличие жилья, ни страх длительной разлуки с семьей, ни патриотические соображения. За рубежом они чаще всего работают не по специальности и потому теряют квалификацию.
— Зарплата перестала быть стимулом к занятости, — подчеркивает Владимир Галицкий. — В нашем банке вакансий сейчас около 2 млн. 100 тыс. различных вакансий, из них практически половина оплачиваются ниже прожиточного минимума — 425 грн. и только 5% — выше 1000 грн. Люди не хотят работать за такую зарплату — и они в общем-то правы.
Сегодняшние реалии показывают, что большинство статей Закона Украины «О занятости населения» устарели. Экономическая ситуация, сложившаяся сегодня, требует нового подхода, считает Наталья Иванова. С одной стороны — формирования активной позиции ищущих работу, развития у них мотивации к легальному труду, профессиональному развитию в течение всей жизни. С другой — создания рабочих мест с достойными условиями труда и соответствующей заработной платой.
Сегодня молодежь, начинающая трудовую деятельность, — один из основных источников рабочей силы для страны. Но в то же время именно молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет наименее конкурентоспособны на рынке труда. Вероятность трудоустройства для них в три раза ниже, чем для людей старшего возраста. В 2005 году доля безработной молодежи 15—24 лет составляла 14,9% (в 2000-м — 24,2%). Новая редакция закона предусматривает для молодых людей профессиональное обучение, частичную компенсацию зарплаты работодателю за прием на работу молодого специалиста, квотирование рабочих мест (до 4%).
В эту же квоту попадают инвалиды. Им в законопроекте также уделяется особое внимание.
Не прибавляет оптимизма и постепенное старение нации, наблюдаемое с середины 90-х годов. Впрочем, многие люди пенсионного возраста еще ого-го как готовы работать. Ценнейшие и опытнейшие работники, полные творческих сил, — сегодня они могут быть запросто отправлены на пенсию «по выслуге лет». Однако если новая редакция закона будет принята, то людям предпенсионного возраста досрочный выход на пенсию грозить не будет.
Кроме того, законопроект предусматривает административную ответственность за любые проявления дискриминации при приеме на работу и в рабочих условиях, а также меры, направленные на противодействие торговле людьми. Нормы нового Закона о занятости населения приведены в соответствие с международными нормами, в частности с недавно ратифицированными Украиной конвенциями Международной организации труда.