В одной из киевских школ десятиклассники «распяли» сверстника, примотав его скотчем к шведской стенке, и отхлестали по лицу. Сцену сняли на мобильный телефон и выложили в Интернет. Аналогичный случай произошел в одном из поселков Днепропетровской области: подростки поставили на колени одноклассницу и принялись избивать, документируя расправу видеосъемкой.
Дикий случай «виртуального» издевательства, последовавшего за издевательством реальным, произошел на Западной Украине. Одноклассники создали фальшивую страничку своей жертвы в социальной сети, писали и рассылали от ее имени непристойные предложения, помещали снимки с мобильного в двусмысленных позах. Это стало последней каплей для впечатлительного подростка - девочка повесилась. К моменту, когда дело дошло до милиции, проявившей полное равнодушие к происходящему, злополучная страничка была удалена.
Подобные эпизоды становятся типичной практикой школьной травли в ХХІ веке (по статистике, такой травле регулярно подвергаются до 10% учеников - свой отверженный есть почти в каждом классе). Хотя с ростом технического прогресса издевательства частично переходят в виртуальную плоскость - мир чатов, форумов и соцсетей, становится более «интерактивным», психологические механизмы травли не меняются с доисторических времен.
Между полусемейной атмосферой начальной школы и переходом ко взрослости в выпускных классах лежат темные годы подростковости, буйства гормонов и довления первобытных инстинктов. В этот период дети ощущают себя особенно уязвимо и неуверенно. И чтобы избавиться от этого дискомфорта, им важно почувствовать свою принадлежность к какой-либо группе. «Мир урока», более-менее структурируемый учителем, и «мир перемены», когда подростки предоставлены сами себе, далеки друг от друга, как космос и хаос. Группа школьников, отданная во власть перемены, - это стая, в которой есть вожак, иерархия «приближенных» и отверженные. Как писал швейцарский психолог Аллан Гуггенбюль, это особый мир со своими ценностями, не имеющий ничего общего с миром взрослых. Интегрируясь в «стаю» и поступаясь личными убеждениями во имя ее законов, ребенок чувствует себя защищенным; более того, «стая» дарит пьянящее ощущение власти и возможности диктовать свою волю другим - в том числе взрослым. По отдельности эти дети искренне признают, что обижать других - плохо. Но вновь очутившись в группе, тут же об этом забудут.
Как правило, травлю инициирует неформальный лидер класса. Психолог Вадим Деркач характеризует его как достаточно активного, агрессивного, способного устанавливать и поддерживать большое количество связей. Кроме того, «вожак» весьма чувствителен к соблюдению норм, установившихся в данной группе, и направляет острие атаки на тех, кто этим нормам не соответствует.
Некоторые школьники из-за особенностей своего поведения (так называемой виктимности) больше других рискуют оказаться в роли жертвы. Как правило, объект травли - ребенок неагрессивный, боязливый, зависимый от любви и одобрения окружающих. Поводом для «буллинга» (от англ. bullying - запугивание, третирование) может быть любой признак, выделяющий его из основной массы: социальный статус семьи или национальность, особенности внешности, нестандартная одежда или привычки, легко поддающаяся коверканью фамилия или «непрестижное» хобби. Впрочем, даже спортсмен, который проучился в классе лет семь и все это время пользовался всеобщим уважением, может однажды прийтись не ко двору. В немилость может впасть как слишком «серая мышка», так и яркая, стремящаяся выделиться индивидуальность. Издевательства над ребенком могут длиться годами, а если их удается прекратить, группа тут же находит себе другой объект.
«Руки прочь от моего мальчика!»
Родители ребенка, оказавшегося аутсайдером, обычно совершенно не подготовлены к такому повороту событий. Хотя уверены, что легко справятся. Зачастую они совершают действия, которые кажутся логичными, но на самом деле только усугубляют ситуацию.
Идут в школу разбираться. Побывать в школе и поговорить с педагогами - первое, что приходит на ум многим. Однако не ждите, что такой визит сразу все решит. Учителя обычно в курсе, какая ситуация сложилась в классе, но не хотят и/или не могут ее изменить. В конце концов, они тоже люди, притом люди с очень маленькой зарплатой, вредной работой и множеством личных проблем. Рычаги влияния на класс у них есть, но полностью контролировать три десятка чужих детей для человека без воспитательного таланта немыслимо. Так что не стоит рассчитывать, что учитель по вашему требованию «наведет порядок». Он может разве что попытаться, если окажется хорошим человеком.
Самое же главное - если идете в школу, не подставьте ребенка. О беседе с учителем ни в коем случае не должны узнать дети. Ладно еще, если в школу приходил папа. А если мама или, не приведи Господь, бабушка?! Об этом «позоре» (ему/ей бабушка сопли вытирает!) одноклассники будут вспоминать много лет.
Можно еще, разумеется, поговорить напрямую с учениками. Но вряд ли вы чего-то этим добьетесь. Даже если обидчики согласятся с вашей позицией, они с легкостью забудут об этом, как только вы уйдете. А раздражение от нарушившего их покой взрослого перенесут на свою жертву.
Действуют официально. Во взрослом мире сила бумаги очень велика. Порой кажется, что постановление с печатью может если не решить все проблемы, то стать весомым фактором их решения. И вот официальными путями - через администрацию и милицию - родители часто пытаются помочь своим детям. Действительно, разве хулиганов нельзя отвести к директору, исключить из школы, поставить на учет в детскую комнату милиции или даже отправить в колонию для несовершеннолетних? Вообще-то вмешательство власти может давать неплохие результаты, хотя и со специфическим душком.
М.М., учитель с 35-летним стажем, рассказывал одному из авторов этой статьи такую историю. В советское время ему довелось преподавать в школе, которую буквально затерроризировал так называемый школьный актив - группа учащихся-хулиганов. Особую ненависть вызывали у негласных хозяев учебного заведения дети, имевшие наглость хорошо учиться - им устраивался ад. Так продолжалось довольно долго, пока не назначили нового заместителя директора - женщину, муж которой был полковником КГБ. Несколько месяцев не происходило ничего нового - начальница изучала ситуацию. А потом в один прекрасный день наиболее авторитетных членов актива вывели из школы милиционеры. В дальнейшем трудные подростки попали в психоневрологический интернат с диагнозом «гиперактивность и гиперагрессивность». Таким образом советская карательная психиатрия сделала школу шелковой.
В современной Украине, однако, реализация этого сценария маловероятна. А поскольку все дети имеют право на получение среднего образования, даже исключить ребенка из школы практически невозможно. Но если вы и сумеете каким-то образом выгнать хулигана, который инициировал издевательства, это вовсе не означает, что для вашего ребенка что-то изменится. Травля - процесс, начать который гораздо легче, чем прекратить.
Советуют перетерпеть и решить все словами. Самый ужасный совет, который можно дать ребенку - избегать конфликта и игнорировать своих обидчиков. Обычно такое советуют мамы и бабушки. Считается, что если не реагировать на оскорбления, то хулиганы не будут видеть результата своих действий, им просто надоест и они переключатся на кого-то другого. Увы, на практике это не срабатывает. В издевательствах друг над другом дети и подростки невероятно жестоки и изобретательны. Они всегда найдут способ вызвать нужную им реакцию у жертвы - особенно если жертва не защищается. В самом деле, Вова никак не отреагировал, когда его назвали дураком? Так он согласен с тем, что дурак? А что будет, если окунуть его головой в унитаз? Что же касается «решить конфликт словами», то это отличный совет, если есть конфликт. Но о каком конфликте может идти речь, если дошло до травли? Ведь обвинения по адресу ребенка, над которым издеваются, - обычно не более чем формальный повод.
Папы, не страдающие пацифизмом, впадают в противоположную крайность и считают, что проблема решится сама собой, если отдать ребенка в секцию спортивных единоборств.
На первый взгляд идея выглядит отличной. Занятия спортом развивают характер, учат не сдаваться, даже если трудно, делают человека храбрее и увереннее. В известном фильме «Малыш-каратист» главный герой - объект травли - красиво побеждает на спортивном татами одного за другим своих обидчиков, проучившись у пожилого японца всего месяц. В реальности, однако, занятия спортом дают результат только через годы упорных тренировок, а ведь издеваются над ребенком уже сейчас, утверждает Аркадий Красовский, шеф-инструктор Федерации Айкидо Йошинкан Украины. Если уж назрела необходимость быстро научиться драться, лучше всего, по его мнению, поможет бокс - в этом спорте уже два-три месяца настойчивых тренировок могут принести ощутимый результат.
«Драться надо - так дерись»
«Как же мне это знакомо! В седьмом классе я перешла в другую школу. Следующие два года - это был ад…» - вспоминает журналистка Елена. «Как ты справлялась?» - «Долго работала над собой. Научилась и в зубы дать, если нужно, и послать правильно, и просто занималась настойчиво. Со временем со мной стало выгодно дружить - я могла помочь на контрольных. Потом, с очередным приходом новеньких, у меня появились настоящие друзья и все наладилось... А вот девочка, на которую переключились после меня, поступила проще. Однажды ее окружили мальчики, насмехались, а один демонстративно ущипнул за попу. Девочка ничего не сделала, села на место. А на следующей перемене, когда весь класс обедал в столовой, подошла к своему обидчику и надела тарелку супа ему на голову. Больше ее не трогали».
Правда заключается в том, что эта война - не война родителей, не война взрослых в принципе. В этом испытании ребенок должен выстоять сам. Ему придется провести над собой большую работу. Встретиться лицом к лицу со своим страхом и победить его. Ответить обидчикам. Продемонстрировать силу - как минимум силу духа. (Как учат преподаватели единоборств, порой уверенность в себе и спокойная демонстрация готовности вступить в бой сводит на нет агрессивные выпады противника.) Стать менее зависимым от мнения толпы. (Впрочем, в некоторых случаях, пожалуй, полезнее будет к ней прислушаться - к примеру, если поводом для придирок является привычка ковыряться в носу, неряшливость, шаркающая походка…) Стать интереснее как личность (и, возможно, в один прекрасный день вчерашние обидчики начнут искать дружбы своей жертвы…).
Что же могут сделать родители? Поддержать и поспособствовать.
Не бегать по инстанциям - но спокойно побеседовать с классным руководителем можно. Если все совсем плохо (издевательства не прекращаются долгое время, и все только усугубляется), можно перевести ребенка в другую школу. Но не факт, что это понадобится. Очень важно создать отверженному возможность как можно меньше времени проводить в школе (вне уроков). Поощрять его способности и внешкольные интересы, записать в какую-нибудь секцию, клуб, кружок (в новом коллективе ребенок может утвердиться в совершенно ином статусе и таким образом обрести уверенность в себе; кроме того, там, где дети объединены общими интересами, вероятность травли крайне низка).
Но самое главное - ребенок должен знать и видеть, что родителям не все равно, что дома у него есть надежное убежище от всех невзгод и люди, которые всегда его поймут, поддержат и примут таким, как есть. Тогда со своими проблемами в школе он справится сам. А если не справится... Так ведь из детей-аутсайдеров часто вырастают довольно успешные взрослые. Тогда как их бывшие мучители, навластвовавшиеся в школе, часто останавливаются в развитии ввиду отсутствия мотивации к каким-либо достижениям и особых высот в жизни не достигают.