Минвет+МинВОТ: как не сделать хуже

Поделиться
Минвет+МинВОТ: как не сделать хуже © Объединенный оперативный штаб ВСУ / Facebook
Почему нами так легко манипулировать, сеять конфликты между украинцами во время войны и отвлекать от действительно важных вещей?

Что мешает нам объединиться в противодействии агрессии России, и какие шаги надо сделать, чтобы преодолеть проблему разрозненности?

Война в Украине повлияла на то, что в стране появились новые общественные группы, - это люди, понесшие значительные потери, которых мы определяем как "пострадавшие от вооруженного конфликта". Но до сих пор они существовали словно параллельные миры - каждый со своими проблемами и путями их преодоления. Недавняя встреча этих миров вызвала острую реакцию и обнаружила еще одну проблему, название которой - "недостаточная сплоченность украинцев". Ее надо признать и стремиться преодолеть, иначе теряется противодействие внешнему врагу.

Одна из таких групп - участники АТО/ООС: военные, добровольцы, ветераны, волонтеры и другие люди, которые защищали Родину, а после возвращении с войны почувствовали на себе все недостатки социальной защиты: сначала - когда хотели получить необходимую медицинскую и реабилитационную помощь, реализовать права на льготы, а потом - когда пытались реформировать советскую систему помощи.

Вторая группа - переселенцы: люди, пережившие ужас войны, чьи дома вдруг оказались в фейковых "ЛДНР" или были разрушены в районе боевых действий. Люди, которым вдруг пришлось оставить налаженную жизнь на оккупированных территориях из-за угрозы проживания под властью незаконных формирований. Они нуждались в помощи государства в переселении, но чаще всего должны были своими силами решать проблемы и преодолевать бюрократические преграды.

Также есть те, кто живет вдоль линии размежевания. Это люди, которые постоянно находятся в условиях боевых действий или под угрозой их развертывания. У них нет возможности оставить собственные дома, и они не считаются переселенцами.

А еще есть люди, оставшиеся жить на оккупированных территориях в условиях информационной агрессии. Это граждане Украины, с которыми очень сложно объясниться из-за потери ими собственной идентификации как украинцев.

Именно эти разные группы, которых затронула война, почувствовав несостоятельность государства обеспечить им адекватную социальную защиту, начали продвигать идею создания отдельного министерства, которое занималось бы их проблемами.

И в середине 2016 года, по запросам переселенцев, международных партнеров Украины и правозащитников, было образовано Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Но вряд ли его работу можно назвать эффективной. В качестве примера неэффективности вспомним Стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц, принятую в конце 2017-го, спустя полтора года после образования министерства, хотя интеграция - основная его задача. План реализации Стратегии утвердили лишь через год, в 2018-м, и так до конца и не реализовали. На эффективность МинВОТ влияли различные факторы, в частности - дублирование функций других министерств, отсутствие поддержки Кабмина и доверия других органов власти, недофинансирование проектов, неудачная кадровая политика. В то же время самая большая надежда была на то, что министерство обеспечит рациональное использование средств иностранной помощи на восстановление Донбасса, но по этому поводу тоже возникло много вопросов.

В конце 2018 года по запросу ветеранов образовали Министерство по делам ветеранов, расформировав при этом Государственную службу по делам ветеранов. Полноценно заработать министерство должно было через полгода (в середине 2019-го) после утверждения бюджета и укомплектования штата. Образование министерства стало не только политическим шагом, связанным с выборами. Просто пришло понимание, что проблемы ветеранов со временем будут обостряться и влиять на общество. В качестве примера возникновения проблемы можем вспомнить псевдоминирование моста метро Алексеем Белько. Для ветеранов АТО/ООС министерство является знаком признательности власти за защиту государства и признания важности их роли в государстве. И даже после выборов, когда появились слухи, что Минвет могут ликвидировать, на это не решились.

В то же время избрание новой власти внесло коррективы в состав министерств. Ради их оптимизации было принято решение объединить Минвет и МинВОТ. Но при этом вряд ли осознавали вероятные последствия и реакцию общества.

Прежде всего недовольство выразили ветераны. Считая такое объединение нецелесообразным, они инициировали встречу с премьер-министром, требуя отмены решения. В качестве аргумента приводили обещание президента оставить Минветеранов и то, что делить бюджет между ветеранами и переселенцами, - неправильно. Вспомнили, как в законопроект о финансировании доступного жилья по схеме 50 на 50 во время второго чтения была включена категория "переселенцы". Это привело к возникновению конкуренции за ресурсы программы, поскольку возможности ветеранов получить ожидаемое жилье после этого уменьшились.

В свою очередь переселенческие неправительственные организации начали активно требовать от нового министра по делам уже не только ветеранов, но и переселенцев немедленных решений, не давая возможности пройти процедуру определения полномочий, объединения и принятия дел. Их пугала возможность игнорирования проблем переселенцев, поскольку назначение Оксаны Коляды на должность министра поддерживало именно ветеранское сообщество. Аргументы о том, что министр работает по принципу "ничего о вас без вас", примеры активного участия в проблемах переселенцев, многочисленные поездки и встречи не работали. Со стороны отдельных активистов, не желающих видеть работу и результаты, началась преждевременная и необоснованная критика.

Ситуация с объединением вышла в информационное поле: зазвучали претензии вроде "переселенцы не патриоты, потому что должны были противодействовать врагу, а не убегать и прятаться за спинами военных", "он воюет за "ЛДНР", а его жена - переселенка в Украине, как мы будем встречаться в одном министерстве?" За всем этим потерялось содержание противодействия врагу, ведь бои идут не столько за кусок захваченной земли, сколько ради защиты тех же переселенцев и даже тех граждан Украины в оккупации, сознание которых искажено информационной войной.

Все указанные события дают основания говорить о рисках возникновения конфликтов между ветеранами и переселенцами. А такие конфликты выгодны прежде всего врагу, который будет их подогревать и поддерживать, настраивая украинцев друг против друга. И в такой ситуации новообразованное министерство может обрести важную роль органа, способного сплотить украинцев, затронутых войной, в противодействии манипуляциям.

Для объединения двух министерств очень важным было определение полномочий в положении о новом министерстве. Должны были быть найдены ответы на важные вопросы. Будут ли ему переданы полномочия по социальной защите переселенцев от Министерства социальной политики, ведь социальная защита ветеранов теперь в его компетенции? Не будет ли дублирования функций наподобие решения экологических проблем, восстановления объектов инфраструктуры или обеспечения жильем? Будет ли заниматься новое министерство укреплением мира, с учетом того, что, по мнению ветеранов, мир надо не укреплять, а обретать победой в войне?

В окончательном варианте образованное министерство получило положение, в котором к полномочиям Минвет добавили полномочия бывшего МинВОТ. И теперь новое министерство стало главным органом, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере социальной защиты ветеранов войны, лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, пострадавших участников Революции Достоинства, членов семей ветеранов и по вопросам временно оккупированных территорий.

От МинВОТ в компетенцию новообразовавшегося Минвет практически полностью перешли функции, в частности, осуществления мер по укреплению мира, содействию социальному обеспечению переселенцев и получению ими образования, организация предоставления гуманитарной помощи гражданскому населению во время конфликта, сбор и анализ информации о необходимости осуществления мероприятий по восстановлению объектов инфраструктуры, защита гражданского населения, проживающего вдоль линии размежевания и на временно оккупированных территориях Украины, содействие развитию крымскотатарского языка, культуры, поддержка военнопленных и заложников, поиск пропавших без вести, их социальная адаптация после освобождения и т.п.

Несколько изменилась формулировка компетенции в сфере противоминной деятельности: новое министерство теперь не координирует проведение противоминной деятельности и не согласовывает проекты гражданского разминирования, а осуществляет меры, направленные на уменьшение влияния взрывоопасных предметов на жизнь и деятельность населения. Как именно будет реализована эта функция, и как это скажется на работе миссий гражданского разминирования, станет известно в ближайшее время.

Важнейшим вопросом стратегического уровня является то, что министерство переняло функцию укрепления мира. И, будучи в центре возможных внутренних конфликтов между разными группами украинцев, пострадавших от войны, имеет возможности идентифицировать, предотвращать и урегулировать их до развертывания.

Первостепенными задачами нового министерства в работе по решению проблем оккупации является пересмотр документов стратегического уровня: Стратегии интеграции внутренне перемещенных лиц и реализация долгосрочных решений по внутреннему перемещению на период до 2020 года, Концепции Государственной целевой программы восстановления и укрепления мира в восточных регионах Украины. Важно безотлагательно проанализировать, какие положения этих документов не были выполнены, и как это можно исправить.

Есть еще одна важная для объединения вещь - схожесть потребностей ветеранов и переселенцев - в частности, в переквалификации и обучении; программах открытия собственного бизнеса; жилищных программах по принципу софинансирования. Реализацию этих программ должно взять на себя министерство.

Довольно остро стоит вопрос решения новообразовавшимся министерством полученной в наследство проблемы неэффективности МинВОТ, в частности из-за несогласованности позиций с политиками и другими органами власти. Самым лучшим решением было бы назначить вице-премьер-министра по вопросам внутренне перемещенных лиц и оккупированных территорий, который и обеспечивал бы координацию между министерствами. Мнение о введении такой должности поддерживают на всех уровнях государственной власти и правозащитники, но есть проблемы с кандидатурой: оказывается, найти такого человека очень непросто.

Как бы то ни было, но новообразованное министерство получило сверхсложные вызовы, связанные с вооруженным конфликтом и его восприятием в украинском обществе. Но объединение под "одной крышей" проблем ветеранов, переселенцев, жителей серой зоны и оккупированных территорий является шансом объединить украинцев.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме