Прекрасный остров Гоцо — настоящая жемчужина мальтийского архипелага! Гулял тут до самого вечера, поднимался на самые высокие точки местной крепости, весь остров видел как на ладони. К тому же дополнительное удовольствие — приплыть сюда на пароме, посмотреть на все три острова, на море... А до этого было еще почти часовое путешествие на автобусе, во время которого я увидел южную Мальту и знаменитые острова святого Павла, возле которых, по легенде, потерпел катастрофу корабль отца христианства...
Правда, до приезда на Мальту я планировал свое путешествие несколько иначе. Все путеводители обещали мне не поездку на автобусе в ближайший от острова Гоцо порт, а приятное и недолгое путешествие на катамаране прямо из мальтийской столицы Валетты или же из ближайшего к ней курортного городка. Когда же я прилетел на Мальту и не увидел ни одного катамарана, меня удивил даже не сам факт нового маршрута, а именно факт исчезновения катамарана. Может, я выдумал этот катамаран? Но с другой стороны, выдумать целый катамаран — это уже что-то совсем фантастическое...
Представитель туристического агентства, к которому я обратился за разъяснениями, выходец из Сербии, прекрасно чувствующий себя в мальтийском бизнесе, подтвердил, что катамаран был: «Был, был. И я очень хорошо знаю его капитана, он россиянин. Но вынужден был изменить маршрут, теперь возит туристов на Сицилию. Понимаете, владельцы компании, которой принадлежит паром, были недовольны, это какая-то лишняя конкуренция...» — «Недовольны, ну и что? — не понял я сначала. — Для туристов было бы лучше, если бы существовало несколько альтернативных маршрутов». — «Ну, вы понимаете, — тут мой собеседник для выразительности и понятности перешел с сербского на русский, — уважаемые люди. Они здесь начинали туристический бизнес, так зачем их обижать?»
И правда — такая маленькая страна, все друг друга знают, и такой красивый остров, и такой красивый паром — для чего это нужно таких уважаемых людей обижать? Что, нельзя на автобусе до парома доехать, который к тому же отправляется каждые тридцать минут? А на пароме можно выпить кофе, полюбоваться видами... Корпоративное государство! Может, на триста тысяч населения это не очень мешает, хотя именно поэтому мальтийцы вели отчаянные дискуссии о вступлении в Европейский Союз — видимо, понимали, что тогда с корпоративностью будет как-то иначе. Но в нашей реальности мы встретились с совсем другими моделями корпоративных государств — на пятьдесят или даже на сто с лишним миллионов. У нас тоже в каждом коридоре — свои уважаемые люди, которые или что-то начинали, или еще что-то не хотят заканчивать. И мы должны относиться к их желаниям с очевидным пониманием, потому что у них есть свои рычаги влияния на нас и на общество в целом. И общество даже не удивляется этой корпоративности, оно с ней свыклось, все собралось на одном пароме и не может даже поверить, что кто-то другой передвигается совсем с другой скоростью и совсем в другом направлении. Нам тоже хорошо. К тому же, пока нас довезли, мы по пути видели такую красоту, такую красоту. Интересно, кому она принадлежит?