Маркиян Лубкивский: на потемкинские деревни на местах пусть не рассчитывают

Поделиться
30 мая в Киеве был представлен второй нацио­нальный спонсор Евро-2012 — ОАО «Укртелеком».

30 мая в Киеве был представлен второй нацио­нальный спонсор Евро-2012 - ОАО «Укртелеком». Директора УЕФА, посетившие на этой неделе Украину, остались довольны ходом подготовки. Так что за год до старта Евро-2012 уже понятно, что турнир остается в Украине. Что финал пройдет в Киеве. Что все основные требования УЕФА относительно стадионов, аэропортов, гостиниц и тренировочных баз будут выполнены. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах. И если не обратить на них внимание сегодня, они могут стать той самой ложкой дегтя, которая запросто испортит весь праздник. О рисках, угрозах и способах решения проблем сегодня рассказывает директор турнира Евро-2012 в Украине Маркиян ЛУБКИВСКИЙ.

- Маркиян, 8 июня начинается отсчет последнего года подготовки. Давайте пройдемся по четырем принимающим городам. Итак, Львов.

- Тут целый клубок открытых вопросов, который может развязаться одномоментно либо затянуться еще туже. Централь­ная тема, на которой сегодня сфокусировано все внимание, - это, естественно, Львовский стадион. В первую очередь речь идет о завершении строительства. К сожалению, очень много времени было потеряно впустую. Согласно начальному плану, стадион должен был быть построен уже давно. В связи с этим ситуация еще недавно оставалась критической. Но нужно отдать должное строителям, новому правительству и Нацагентству, благодаря которым темпы значительно ускорились.

Сегодня нужно не только завершить строительство самого стадиона, а и благоустроить прилегающую территорию, создать дорожную инфраструктуру. Го­родские власти должны четко понимать, что именно, кроме стадио­на, будет на этой территории. Это то, о чем сегодня говорит УЕФА. Т.е. не просто провести турнир и забыть. А чтобы потом и территория, и стадион продолжали развиваться. Важно иметь видение развития этого микрорайона.

- А городские власти это понимают?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Пока что город вынашивает планы.

- Да, но остался год…

- Я имею в виду перспективу развития. А сегодня мы говорим о задаче-минимум - достроить стадион и обустроить прилегающую территорию. Второй воп­рос в этом клубке - как управлять стадионом. Слава Бо­гу, управленческая команда, пусть и с существенным опозданием, но появилась. А на время турнира управление будет идти совместно с УЕФА. Но вот, что будет пос­ле турнира - непонятно. Не ясно, кто будет на этом ста­дионе играть. «Карпаты» будут иг­рать или нет? А если «Кар­паты» будут играть на этом стадионе, то кто будет играть на стадионе «Украина»? Пока ответа на этот вопрос мы не получили.

- То есть вы опасаетесь, что пос­ле Евро-2012 львовский стадион может оказаться эдаким чемоданом без ручки?

- Такая угроза существует. Ведь стадион - это весьма серьезный и очень затратный в своем содержании объект. В перс­пективе он должен еще и при­носить прибыль. Нужна концепция развития, как это происходит во всем мире. Также в клуб­ке львовских проблем - воп­рос транспортной инфраструктуры.

Попробуйте сегодня проехаться львовскими дорогами… Ведь и украинские, и иностранные болельщики должны не просто приехать во Львов, а и добраться домой живыми и на своих неразбитых машинах. Эти дороги нужно построить. Мы сегодня говорим, что Львов выполняет условия УЕФА по размещению. Да, это правда. Но львиная часть номерного фонда находится в Трускавце. Центр управления будет размещен в гостинице «Леополис» во Львове, но часть целевых групп УЕФА будет жить в Трускавце, до которого тоже нужно нормально добраться. К тому же ожидается, что во Львов прибудет много болельщиков из Польши, а это - автотранспорт, т.е. и пропускные пункты, и таможня, и выделенные полосы на границе, и логистика передвижения большого количества людей и транспорта через границу. Это мегапроект! А некоторые чиновники до сих пор понимают сие достаточно туманно.

- Создается впечатление, что речь идет как минимум о Евро-2015… Год до турнира, а чиновники, словно ежики в тумане…

- Нет, большая часть задач уже решена. Но сделать нужно еще очень много. Ну, например, вопрос обеспечения турнира автобусами. Во Львове есть ЛАЗ, но вы поинтересуйтесь у мэра, сколько Львов закупил автобусов. Донецк автобусы закупил. Харьков закупил. Что во Львове - неясно. Хотя они прекрасно понимают, что людям нужен комфортный транспорт, а не убитые маршрутки.

- А что с аэропортом?

- Терминал построен, сейчас идут внутренние работы. Но опять же вопрос с операционным управлением. Аэропорт должен функционировать и после Евро-2012, и уже сегодня нужно думать о расширении географии полетов. Ведь к хорошей теории о том, что Львов - это туристическая Мекка Украины, нужно добавить практическую конкретику. Начать уже сегодня приучать туристов к тому, что во Львов можно легко и комфортно попасть по воздуху. Скажем, прилететь из Вены или Варшавы на премьеру в оперный театр, провести здесь уик-энд и улететь обратно. Нужно уже сейчас заводить во Львов и лоу-косты, и чартеры, и регулярные рейсы. Вопросов, которые нельзя решить, нет. Но времени остается все меньше и меньше.

- Повторюсь - власти Львова это понимают?

- Я бы очень хотел, чтобы каждый принимающий город сам продуцировал идеи и энергию. Но на сегодня, пока вице-премьер Колесников не даст импульс, ничего не происходит.

- Но он же не может все время ходить за всеми с палкой?

- И я не могу. Но смотрите, что происходит. Приезжает вице-премьер в один из городов и говорит собравшимся чиновникам: вот здесь будет автовокзал, здесь, скажем, эстакада и так далее… И все с ним молча соглашаются, хотя наверняка не согласились бы будь у них альтернативный план развития города. Мы ведь не просто организовываем футбольный турнир. Решаются куда более глобальные вопросы. Речь идет о выводе страны на сов­сем иной цивилизационный уровень, а особого энтузиазма на местах я не вижу.

- Со Львовом понятно. Точнее, не совсем понятно. Что в Донецке?

- В Донецке на сегодня самая большая проблема с размещением целевых групп. Требова­ние УЕФА по полуфиналу - это чуть больше 5,5 тыс. гостиничных номеров. Пока имеется где-то 1600. При лучших сценариях мы можем добавить еще порядка 1000 номеров. Хотя городские власти давали гарантии, что все недостроенные объекты будут сданы. И это я говорю только о семье УЕФА. Так что проблема есть. В Донецке уникальный стадион, один из лучших в Европе. Отличный менеджмент. Но при этом Донецк не является турис­тическим центром. Он не привлекателен для туристов. Ухо­жен­ный, чистый индустриальный центр, но без туристических традиций. А ведь там будут проходить и четвертьфинал, и полуфинал. Представляете себе количест­во болельщиков, в том числе и фа­нов без билетов. Да, До­нецк и «Донбасс Арена» имеют опыт про­ведения матчей Лиги чемпио­нов, но с подавляющим большинством своих болельщиков. А если в полуфинал выйдут сборные, скажем, Германии и Голландии…

- Не говоря уже о том, что и сам Донбасс безумно футболизирован…

- Да. Плюс под боком безвизовая Россия, откуда тоже приедет огромное количество людей, которые захотят просто окунуться в атмосферу чемпионата такого уровня. Так что если Львов - это болельщики в основном с Запада, то Донецк и Харьков - это преимущественно Восток плюс большое количество чартеров из Европы. Так что основная проблема Донецка - размещение. И опять же - дороги.

- Да, но есть еще и «мелочевка». Типа перевода тех же уличных указателей хотя бы на английский язык…

- Конечно, европейцы на кириллице не читают. Вот во Льво­ве центр города уже оборудован указателями и на кириллице, и на латинице. Европейцы, кстати, не поймут, почему в наших мет­ро, на вокзалах и в аэропортах запрещено фотографировать. Вдумайтесь, в Украине до сих пор действует антишпионская советская норма 30-х годов прош­лого века!

Вы правы, все нужно продумать до мелочей. Я понимаю, что всем не угодишь, но предусмотреть все риски мы обязаны. Причем многие из проблемных вопросов не входят в компетенцию УЕФА. Эти наши личные проблемы и ответственность, которая лежит сегодня на правительстве, должны разделить и принимающие города.

Правительство прилагает неимоверные усилия для того, чтобы обеспечить полное финансирование проекта, а на местах должны обеспечить все остальное. От питания и тех же указателей на латинице до обмена денег. Не говоря уже о медицинском обеспечении, ведь это тоже зона ответственности городских властей… Местный оргкомитет несет ответственность за медицинское обеспечение целевых групп, но при этом оказывает поддержку властям в организации надлежащего обеспечения в городах, где этот вопрос тоже до конца еще не отработан. Очень интересно было наблюдать реакцию чиновников, когда Борис Колес­ников спросил, какими картами вы будете принимать оплату в больницах - Master-card или Visa?.. А ведь для Европы в этом нет ничего необычного, они с этими картами рождаются.

У нас порой сложно провес­ти границу ответственности между структурами в центре. Но то, что за комфортное пребывание болельщиков отвечают исключительно местные власти, обсуждению не подлежит.

- Понятно, что об открытом саботаже на местах речь сегодня не идет. Вряд ли среди чиновников найдутся камикадзе. Но в ваших словах присутствует элемент тревоги…

- Я думаю, что главной причиной такой тревоги является непонимание многими чиновниками истинных масштабов проекта. И это главное. Ну нет в Украине традиций проведения подобных мероприятий! Зато есть советская традиция готовить все в авральном порядке.

- Плюс любовь к потемкинским деревням…

- Но с УЕФА потемкинские деревни не пройдут, поверьте. Причем речь идет не только об УЕФА. К нам скоро приедут представители французских городов, которые будут принимать следующее Евро. Хотя у них турнир будет в 2016 году, они посмот­рят, как мы проводим подготовку. Будут изучать наш опыт и делать для себя выводы. Потому что каждый последующий турнир должен быть лучше, чем предыдущий. Так что на потемкинские деревни на местах пусть не рассчитывают.

- Так как все-таки будет решаться вопрос с недостачей гостиничных номеров в До­нецке? Чартеры на матч из Киева и обратно, о которых Борис Колесников говорил «ЗН» в прошлом году?

- Да, но не только. Надо найти способы достроить все, что ос­талось недостроенным. Попро­бо­вать отыскать все гостиницы, которые по каким-то причинам не попали в поле зрения. Надо, очевидно, задействовать и скоростной железнодорожный транс­порт при размещении части целевых групп в Днепропетровске - на матч в Донецк можно будет комфортно добраться за 2,5-3 часа.

- Донецкий аэропорт?

- Строительство идет быстрыми темпами. 27 мая началась сертификация взлетно-посадочной полосы. Я верю, что, как и во Львове, здесь будут решены вопросы с последующим управлением. Т.е. в Донецке нет вопросов с аэропортом, стадионом и тренировочными базами. Место для фан-зоны выделено в парке Щербакова. В сухом остатке - размещение целевых групп. Ну, и дороги.

- Едем в Харьков.

- В Харькове запущен новый терминал аэропорта. В стадии реконструкции старый корпус, также строится временный терминал и заканчивается строительст­во взлетно-посадочной полосы. На стадионе завершается реконструкция, которая про­­водится и согласно требованиям УЕФА, и видению для кого-то «сумасшед­шего» Александра Ярос­­лавского (генеральный инвестор и куратор подготовки Харькова к Евро-2012. - А.К.), который по своей инициативе вкладывает в подготовку к турниру огромные деньги. Сейчас он стелет на «Металлисте» самый современный в Европе газон. По своей инициативе расширяет тренировочную базу «Металлиста». Ведь команды разные, а Ярославский теперь сможет принять в полном составе сборную (не буду называть страну), за которой следует очень много сопровождающих лиц. Что опять же работает нам в плюс. К тому же Ярославский с нуля строит пятизвездочный отель, который уже законтрактован под мини-штаб-квартиру УЕФА. Да, он еще реконструировал и стадион «Динамо». Т.е. создал еще одну трансферную базу, полностью отвечающую стандартам УЕФА.

- Что остается?

- В первую очередь дороги, которых в городе практически нет. И опять же, общие проблемы. С тем же понятным европейцам дорожным ориентированием…

- А как же кольцевая дорога?

- Да, конечно. То, что сделали кольцевую дорогу, очень большое дело. Но остаются проблемы внутригородских магистралей, того же проспекта Гагарина, который ведет из аэропорта на стадион. Власти Харькова обещают, что все будет сделано, и мы им хотим верить. Знаете, если честно, то я мечтаю о том моменте, когда власти в принимающих городах в ответ на мои вопросы дадут однозначные ответы и скажут: слушай, Лубкивский, не трать на нас время, у нас все нормально…

- А гостиницы в Харькове, кроме той, которую строит Ярославский?

- По общему количеству номеров тут небольшой дефицит. Не хватает прежде всего пяти­звездочных. Но мы считаем, что в целом в Харькове больших проблем нет.

- Плюс фан-зона на одной из самых больших площадей Европы.

- Да. К тому же за год до начала турнира стартует программа оформления городов. Это и аэропорты, и стадионы, и фан-зоны. Поверьте, это будет здорово и очень красиво.

- И вот из Харькова мы прибываем в Киев. Прилетаем в Борисполь, и сразу возникает ощущение прифронтовой зоны. Потому что эти жуткие красно-белые бетонные лабиринты говорят исключительно о повышенной террористической угрозе…

- Согласен. Я такого не видел ни в одном аэропорту мира…

- Я уже не говорю о беспределе со стороны таксистов… По­чему в терминале А пункт сервиса такси заламывает несусветную цену до центра Кие­ва? А толпы частных извозчиков, терроризирующих пассажиров в зале прилета? А ведь это - лицо города, стра­ны. Кто-то за это отвечает?

- По-человечески можно понять этих людей, которые борются за выживание. Но при этом я не могу себе уяснить, почему город и государство не могут урегулировать этот вопрос. По моей информации, сейчас и в правительстве, и в принимающих городах идет работа над решением этой проблемы. Равно, как и над остальными проблемами, связанными с работой «Борисполя». Нужно отдать должное команде Руди Верчелли, бывшего генерального директора аэропорта в Абу-Даби, который сейчас работает в Киеве. С одной стороны, он видит тот хаос, который царит у нас, а с другой - привносит культуру цивилизованных авиаперевозок. Это касается и организации пассажиропотоков, и решения крайне болезненных для Украины проблем с безопасностью багажа, и упрощения работы погранслужбы и таможни, и создания комфортных условий для людей с ограниченными возможностями… Это тоже очень важно. Ведь в Украине никогда не задумывались о проблемах инвалидов в транспорте.

В УЕФА очень надеются, что все объекты, включая и аэропорт «Борисполь», по которым правительство давало гарантии, будут построены и введены в эксплуатацию до конца этого года. Для стадионов во Львове и Киеве - это 15 и 30 октября, а для аэропортов - конец декабря.

- Киев - город финала. Куль­минации турнира. При этом все это время именно Киев был самым проблемным городом. Что не один раз ставило под угрозу проведение турнира в Украине.

- Слава Богу, ситуация поменялась. И мне кажется, что сегодня со стороны городской власти - и главы КГГА Попова, и его зама Голубченко - есть полное понимание всех насущных проб­лем, где самая главная - это НСК «Олимпийский». Киев - единственный город, где стадион втиснут в центре мегаполиса между домами, поэтому организация движения больших масс людей требует дополнительных усилий и отдельного планирования. Что касается размещения, то для целевых групп УЕФА необходимо 7300 номеров. На сегодня имеется около 6200. Однако с учетом строящихся гостиниц, думаю, можно выйти даже на профицит. Еще один серьезный вопрос: организация автобусных перевозок людей по маршруту Киев-Борисполь. Пока стабильного циркулирования автобусов нет. Но работа идет.

- А как при непростой ситуации со стадионом будут учитываться права тех киевлян, которые в дни чемпионата будут находиться за рулем автомобилей? Ведь не секрет, как страдают киевляне из-за перекрывания улиц, когда едут наши VIPы. А тут вся Европа...

- Безусловно, мы думаем о том, чтобы создать комфортные условия для всех. К людям нужно относиться уважительно. И если в период матчей центр и будет перекрываться, то обязательно разработают объездные маршруты, о которых водителей заблаговременно предупредят.

- Я это все мягко веду к тому, что в СССР в 1980 году во время Олимпиады проблема была решена просто. Лишних людей - детей, студентов, пенсионеров - просто выгоняли из Москвы.

- Этого, естественно, не будет. Ведь это все та же потемкинская деревня…

- Ну хорошо, перейдем к частностям. Фан-зона?

- Фан-зона в Киеве будет расположена по Крещатику - от Майдана Незалежности, где будет установлена сцена, до улицы Богдана Хмельницкого.

- Тренировочные базы?

- Ни одной проблемы. Есть и база «Динамо», и стадион «Обо­лонь», и стадион «Динамо», и база налоговой академии в Ирпене…

- Еще одна болевая точка - безопасность на стадионах, где не будет милиции, а только стюарды и волонтеры. Во что это может вылиться, мы недавно видели на примере расправы динамовских ультрас над стюардами.

- Мы за то, чтобы на стадионе все чувствовали себя комфортно. А милиция может быть фактором раздражающим. С другой стороны, возьмите «Донбасс Арену», где работают только стюарды, - там не было ни одной стычки.

- Посмотрел бы я на фанов «Шахтера», рискнувших устроить погром на «Донбасс Арене»…

- Понятно, что вертикаль футбольной власти в Донецке жестче, но очень многое там было сделано благодаря правильной организации работы. И нам нужно все это учесть перед принятием ВР нового закона о безо­пасности в местах проведения спортивных соревнований. Наде­емся, что депутаты за него проголосуют до летних каникул.

- А что с общей безопасностью? А то уже слышны разговоры, мол, зачем нам турнир, который привлечет к Украине внимание международного терроризма.

- Предупреждение террористических атак является одной из составляющих общегосударственной концепции безопасности и правопорядка, разработка которой сейчас завершается.

- Речь идет только об украинских спецслужбах?

- Нет. Сотрудничество ведется на очень серьезном международном уровне. Отдельно разрабатываются совместные дейст­вия между ключевыми структурами Украины и Польши, которые отвечают за безопасность. Поверьте, идет очень кропотливая внутренняя работа, так что поводов для тревог нет.

- Но есть еще один фактор. Политический. Я имею в виду вмешательство в процесс подготовки представителей КПУ, которые после событий 9 Мая во Львове зая­вили, что Евро-2012 у Льво­ва нужно отобрать. И даже собрались по этому поводу писать письмо Платини. К тому же планируется не менее боевое 22 июня. Что, опять же, вряд ли пройдет мимо УЕФА.

- Знаете, в УЕФА настолько тщательно мониторят все, что происходит в обеих странах, что я порой просто поражаюсь их осведомленности…

- Ну, по Львову можно было особо и не мониторить…

- Я не хочу углубляться в политическую составляющую. Тем более что проект Евро-2012 абсолютно аполитичен. Но вместе с тем здесь затрагиваются вопросы безопасности. Хотя КПУ, наряду с другими политическими силами, входившими в 2007 году в парламент, давала УЕФА письменные гарантии, что будет не только всячески содействовать организации и проведению турнира в Украине, но и никоим образом не будет использовать Евро-2012 для реализации своих политических целей. Кстати, на начало этой недели никакого письма от коммунистов в УЕФА не поступало, так что это просто политический блеф.

- А на дирекцию турнира, т.е. на вас, они тоже не выходили?

- Нет. Я уже не говорю, что это безответственное заявление коммунистов породило брожение в Одессе и Днепропетровске. Мэр Одессы Костусев уже заявил, что готов построить новую взлетно-посадочную полосу. Мало того, что за год это нереально, так и в УЕФА никто не планирует отбирать у Львова Евро-2012.

- Я понимаю, что ни дирекция, ни УЕФА остановить противостояние не в силах. Но ведь впереди не только 22 июня 2011 года, но и 9 Мая 2012. А мы слишком хорошо знаем «специфику» наших политических сил.

- Этот вопрос нужно решать на государственном уровне на основе общенационального консенсуса. Путей и механизмов более чем достаточно.

- А если и это не поможет? Тем более что в той же Европе у Украины в связи с получением Евро-2012 достаточно недоброжелателей, которые с радостью подхватят эту тему.

- Я не хочу обсуждать «черные» сценарии. Потому что в странах с политической нестабильностью, несущей факторы риска, спортивные турниры такого уровня не проводятся. Но я верю в здравый смысл.

- Вы представляете структуру, перед которой вынуждены отчитываться главы государств. Т.е. вы, как глаза и уши УЕФА, да еще и с полно­мочиями, являетесь достаточно необычным и не самым удобным явлением для украинского истеблишмента. «Кры­ша» Платини помогает?

- Если отталкиваться от вашей терминологии, то «крыша» Платини давит. Потому что, в первую очередь, это огромный груз ответственности. С другой стороны, конечно, помогает. Поскольку это еще и ценностная, если хотите, цивилизационная «крыша», что дает возможность более успешно бороться с той постсоветской чиновничьей косностью и узостью взглядов, о которых я уже говорил. Ведь УЕФА по отношению к Украине в каком-то плане дублирует роль ЕС, куда Украина стремится. Но УЕФА подтягивает нас к европейским стандартам гораздо быстрее.

- Оргкомитет по подготовке Украины к Евро-2012 возглавляет президент страны. Как часто вам удается доводить свое видение хода подготовки до сведения Виктора Януковича?

- Надо отдать должное: президент держит на постоянном контроле вопрос подготовки к Евро, очень предметно разбирается в подготовительном процессе. Он четко понимает важность успешной реализации этого проекта для Украины. У меня нет проблем с предоставлением ему информации, как во время заседаний оргкомитета, так и выездных совещаний.

- Ну, хорошо. Вы обсудили ряд острых моментов. А последуют ли затем какие-то практические шаги? Ну, там, уволить пару-тройку наиболее непонятливых чиновников?

- Пока об увольнении речь не шла, но многих «подлечили», что, кстати, не замедлило отразиться на положительной динамике подготовки. Но, опять же, все происходит из-под палки, а мы все время говорим, что это наш общий проект. Понятно, что в правительстве у меня очень тесный контакт с вице-премьером Борисом Колесниковым, но при этом мне сложно вспомнить хотя бы одного профильного министра, который позвонил бы и по своей инициативе предложил встретиться для обсуждения текущих проблем.

- А в УЕФА уже отошли от шока, который они испытывали первые три года?

- Сейчас, конечно, отошли. Но постшоковое состояние дает о себе знать. Иногда разговор все еще проходит на разных языках, потому что в УЕФА никогда не поймут, почему у нас так трудно идут на решение, казалось бы, элементарно простых вопросов. Но при этом они уверены в том, что Украина - страна небывалых возможностей и с фантастической перспективой.

- Т.е. Платини уже не так часто кричит it is impossible?

- Тут дело даже не в эмоциональности Платини. Да, он возмущался, убеждал, требовал… Ведь цена вопроса очень высока. Причем не в денежном эквиваленте. Это в первую очередь вопрос престижа. И самого УЕФА, и Украины. Знаете, у меня порой возникает ощущение, что Платини переживает за судьбу Украины гораздо сильнее, чем многие наши чиновники.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме