Центром подготовки Украины к Евро-2012 на минувшей неделе стал Харьков. 20 июля прошла встреча с немецкими специалистами в области энергетики. 22 июля - круглый стол, организованный Комитетом общественного контроля «Комитет ЧЕ-12» по внедрению харьковского опыта на всеукраинском уровне. С дебютным участием руководителей польской организации PL-2012, отвечающей за подготовку Польши к Чемпионату. 25 июля - координационное совещание, на которое прибыли вице-премьер Иван Васюник, президент ФФУ Григорий Суркис, губернаторы и мэры принимающих городов (за исключением Леонида Черновецкого), а также представители профильных министерств. Главным экскурсоводом на основных объектах «работал» генеральный инвестор проекта Евро-2012 в Харькове и по совместительству президент ФК «Металлист» Александр Ярославский. А показывая аэропорт и базу «Металлиста» полякам и вашему корреспонденту, «пан олигарх» (как назвал Ярославского вице-премьер Васюник) «поработал» еще и водителем. Надо было видеть выражение лица руководителя PL-2012 Марцина Герры, когда Ярославский, показывая на кучи песка и щебня, заявил, что через полтора дня, т.е. послезавтра, в десять утра на этом месте уже будет новая дорога длиной больше километра. «Послезавтра? - не веря, повторял Герра, глядя в окно. - Послезавтра?..» - Оставайтесь у нас до пятницы, - ответил Ярославский, лавируя между грузовиками и асфальтоукладчиками, - сами убедитесь…»
Но экскурсии для «пана олигарха» - отнюдь не главное занятие. Хотя проводит он их с явным удовольствием. Основное время Александр Ярославский, естественно, уделяет строительству объектов. Такой себе демократично одетый, но авторитарно жесткий Хозяин. Которого, тем не менее, сложно выделить среди голых по пояс строителей…
- Александр Владиленович, 27 июля вам предложили стать координатором подготовки Харькова к Евро-2012. И вы согласились. Какие дополнительные возможности дает эта должность?
- Лично для меня ничего не изменилось. Как работал, так и буду работать. Может быть, это легче для Кабмина. Теперь будут точно знать, кому конкретно можно позвонить…
- А не отразится ли это назначение на процессе подготовки стадиона и аэропорта, которым вы до этого уделяли основное время?
- Не отразится.
- Я имею в виду риск, что новая должность может затянуть вас в чистую бюрократию. В присущие нашей системе бесконечные совещания, обсуждения и согласования бесчисленных документов. Тем более что при подготовке стадиона, футбольной академии, базы «Металлиста» и аэропорта вы практически по всем вопросам принимали решения единолично. Обходя бюрократическую волокиту. Что в итоге, кстати, и обеспечило такую значительную харьковскую динамику.
- На самом деле все эти совещания никому не нужны. В том числе и Кабинету министров. Думаю, что для Харькова расширенное совещание, прошедшее в минувшую пятницу, было последним. Что касается остальных городов, то, наверное, есть смысл провести аналогичные встречи и там. Чтобы на месте оценить ситуацию. Но лишь один раз. И все. Дальше нужно не совещаться, а работать.
- Вице-премьер Иван Васюник назвал Харьков образцом подготовки городов Украины к Евро-2012. Что необходимо, чтобы эта модель была внедрена по всей стране, как это предлагалось сделать в прошлую среду во время круглого стола, организованного Комитетом ЧЕ-12?
- Все очень просто. Нужен такой же подход, как в Харькове. Т.е. не словом, а делом. В первую очередь это касается слаженной командной работы городской и областной властей…
- Плюс наличие «своего Ярославского» в каждом городе…
- В Украине есть немало людей, способных принять самое активное участие в подготовке страны к Евро. Так что пусть власти на местах решают, кого и как привлечь. Главное, чтобы это произошло как можно быстрее.
- Вопреки расхожему мнению, мол, вы так стараетесь, поскольку вкладываете деньги в свою собственность, ни стадион, ни аэропорт таковыми не являются. Аэропорт - собственность муниципальная. Стадион - областная. Не говоря уже о прилегающих к стадиону улицах, которые ремонтируете вы, а не городские власти. Какой смысл вкладывать деньги в то, что вам не принадлежит?
- А какой смысл жить, если изначально жизнь принадлежит не тебе, а Богу? Наверное, чтобы получать удовольствие от того, что делаешь.
Да, сегодня я за свои деньги обустраиваю три улицы возле стадиона: Державинскую, Храмовую и Власьевскую... Хотя, по большому счету, ремонт дорог - это все же больше компетенция местных властей, а не частного инвестора. Но если сегодня не вложу свои средства в ремонт дорог на этих улицах, то неизвестно, когда за них возьмется город, у которого пока просто нет денег. И в итоге пострадает дело. Поскольку эти улицы необходимо привести в порядок в рамках подготовки гостевой территории вокруг стадиона. Будем считать, что я это делаю в кредит.
- Кстати, о деньгах и кредитах. Как вы оцениваете недавнее голосование в Верховной Раде, которая «нашла» 9,8 миллиарда гривен на финансирование проектов Евро-2012 в сверхприбылях Нацбанка? Насколько реальны эти деньги?
- Я не эксперт Нацбанка и Верховной Рады. Так что это решение комментировать не берусь. На конкретные проекты должны быть выделены реальные средства. А где именно возьмут деньги, это уже вопрос тех, кто за это отвечает. Так что по поводу правомочности определения именно такого источника финансирования, это не ко мне. Главное, чтобы пошли реальные деньги. Из любого источника финансирования. А будь то Нацбанк или Минфин, или казначейство - не важно.
- А как вы видите реальное поступление бюджетных средств в Харьков? Поскольку одним из наиболее сложных вопросов, который должно решить именно государство, является реконструкция взлетно-посадочной полосы?
- Все вопросы, связанные с аэропортом, сложны. Не только взлетно-посадочная полоса.
- Но с терминалом вроде бы проблем нет.
- Терминал - это другой источник финансирования. Все, что могли сделать сегодня в Харькове и местные власти и частные инвесторы, уже сделано. Сделали даже больше, чем могли. А в остальном проект Евро-2012 полностью в руках государства. И чем быстрее пойдут деньги из бюджета, тем меньше будет рисков, связанных с 10 декабря, когда УЕФА в очередной раз будет решать судьбу Украины.
Так что от государства требуется лишь держать слово. Никаких других шагов предпринимать не стоит. Еще раз повторю: Харькову нужно обеспечить обещанное бюджетное финансирование. В 2009 году это 187 миллионов гривен на аэропорт, 206,6 миллиона на стадион и 31, 5 миллиона на дороги. Все. У нас на сегодняшний день уже налажена и работает мощнейшая организационная машина. Так что нам от государства ничего не нужно, кроме выполнения тех обязательств, которое оно на себя взяло. В первую очередь это касается начала немедленного финансирования государственного аэродромного комплекса.
- Кстати, об улицах возле стадиона. Для решения проблем по их благоустройству пришлось снести частные гаражи. Насколько известно, этот вопрос удалось решить неожиданно легко…
- Неожиданно легко, но не дешево. Ведь изначально владельцы гаражей были против сноса. И это понятно. Они решили, что можно до бесконечности держать слишком высокую цену. Но в итоге мы нашли компромисс. Люди получили и денежную компенсацию, которая их устроила, и места под новые гаражи в этом же районе.
- Как вы можете прокомментировать заявления о том, что скандал вокруг Премьер-лиги может повредить проведению Евро-2012?
- Ничему он не повредит. Это бессмысленные обвинения. Вопли бездельников, которые на всякого рода сенсациях пытаются заработать дивиденды. Бездельников и бездарностей. Никто ни на что не повлияет. Это частные вопросы украинского футбола. И на матчах, которые будут проходить сейчас в Украине, это тоже не отразится. Надо выгнать Данилова, и все. Так что лично у меня прогноз оптимистический.
- Раз уж мы коснулись темы околофутбольных скандалов, то нельзя не вспомнить еще об одном. Я имею в виду военные действия, которые против УЕФА, Платини и Григория Суркиса затеял мэр Одессы
г-н Гурвиц. Поскольку он никак не может смириться с тем, что Одесса осталась за бортом проведения Евро-2012.
- Я считаю, что позиция любого градоначальника, равно как и других людей власти или бизнеса, в первую очередь должна быть конструктивной. Если бы Одесса показала динамично развивающееся строительство аэропорта и стадиона, тогда, конечно, было бы непонятно, почему ее исключили из списка. А с учетом того, что показывать на самом деле нечего, то не надо кричать о какой-то несправедливости. Нужно молча делать дело. Вот и весь ответ.
- В начале этой недели Мишель Платини посетил Польшу и остался доволен подготовкой к Евро-2012. В отношении Украины в очередной раз сквозил скептицизм. Что, на ваш взгляд, ему нужно было бы показать, чтобы он изменил мнение?
- Динамику строящихся объектов, и больше ничего. Правда, хотелось бы, чтобы все менялось в лучшую сторону гораздо быстрее. Я на это надеюсь. Пессимисты говорят о том, что, в крайнем случае, может остаться и два украинских города. Но формула шесть-два, т.е. шесть польских городов и два наших, для Украины будет просто унизительной.
- Можно узнать, как вам удалось объединить власти в Харькове?
- А вот это секрет (смеется).
- И все же. Ведь противостояние мэра-регионала Михаила Добкина и губернатора-нашеукраинца Арсена Авакова ни для кого не было секретом. И тут на тебе - «большое водяное перемирие». Причем, успех этого примирения приписывают именно вам…
- Просто нужна правильная идея. Когда следует показывать не какие-то лозунги, а реальные кубы бетона или квадратные метры асфальта. Многие наши чиновники и политики любят говорить обо всем, ничего при этом не делая. И в итоге ничего не имеют. А там, где нужен конкретный результат, необходимо что-то одно. Либо делать, либо не делать. В Харькове была идея точно сфокусированного конкретного проекта - Евро-2012. Он и послужил причиной объединения. Всех за общий стол усадил не Ярославский, а проект. Понятно, что в каждом городе есть своя специфика. Ну, там, киевская или львовская… Своя специфика есть и в Харькове. И хорошо, что именно она привела к тому, что сегодня по подготовке к Евро-2012 в Украине лидируем мы.
- А как воспринимают представители других городов такое лидерство Харькова? Зависть не ощущаете?
- Честно скажу, не обращаю на это внимания. У меня четкая цель: стадион, база, аэропорт, гостиницы. И если бы я тратил время еще и на это, то мы были бы не в лидерах, а… сами понимаете, где…
- Если не изменяет память, то лишь за июнь вы лично провели как минимум пять экскурсий по стадиону для высших государственных чиновников, включая Ющенко, Литвина и Януковича. До этого вы показывали объекты премьер-министру. Не говоря об экспертах УЕФА и зарубежных послах. Такое впечатление, что ознакомление с подготовкой к Евро в Харькове стало для VIP всех уровней какой-то обязательной программой. Все приезжают. Восторгаются. Дружно аплодируют... На ваш взгляд, это искренне?
- Когда на счета начнут поступать бюджетные средства, то тогда все будет искренне.
- Недавно в Варшаве украинских журналистов знакомили с принципом формирования команды менеджеров высшего звена организации PL-2012, занимающихся подготовкой Польши к Евро. Их всего семь человек. Каждый отвечает за свое направление и имеет очень большие полномочия. Может быть, поэтому поляки так уверенно продвигаются вперед? Как вы формировали команду? При том, что такой проект для вас был не самым привычным?
- На самом деле, это проект стройки. То есть это знакомая мне тема. Я занимаюсь этим давно. И в организационном плане у меня не было сложностей. Да, были вопросы специфики проекта. Той же начинки стадиона, обязательных условий УЕФА. Но мы открыли все их справочники, нам передали все их требования. И команда начала реализовывать эти требования на практике. Единственная сложность заключалась в том, что у нас уже был готов старый стадион, который нуждался в реконструкции. А в плане организации, как я уже сказал, никаких проблем. Да, мы по ходу работы меняли подрядчиков. Искали тех, которые наиболее соответствуют нашим требованиям. Тех, которые работают по 24 часа в сутки. Чтоб можно было в любое время позвонить, спросить о любой мелочи. Тех, которые знают ответы на все вопросы и не вылазят со стройплощадок.
- То есть вы искали подобных себе? Поскольку создается впечатление, что вы живете прямо на стадионе. Во всяком случае, с половины седьмого утра и до позднего вечера вас можно найти именно там…
- Конечно. Поэтому сегодня и мне и подрядчикам понятен формат. Тут никаких ноу-хау. Просто четкая системная организация, не более того.
- Ну, хорошо. С «чистым» строительством, допустим, все понятно. Ну, а, скажем, вопрос «начинки» стадиона. Кто-то же подсказал вам, к примеру, насчет достаточно дорогих антивандальных зрительских кресел? В той же Польше такие кресла устанавливают пока только в Варшаве...
- Я сам всем этим занимаюсь. И все решения принимаю сам. Ну, практически все. И по поводу кресел, и по поводу табло... Понятно, что подсказывали. Некоторые решения были коллективными. При этом к нам постоянно приезжали эксперты УЕФА, и мы не делали ничего лишнего. Но, в любом случае, я сам занимаюсь всеми вопросами. Мне на стадионе знаком каждый построенный миллиметр.
- Руководитель PL-2012 Марцин Герра, увидев темпы работ по строительству новой дороги к стадиону «Металлист», заметил, что в Польше тоже есть проблемы со строительством дорог. Поинтересовавшись при этом, не хотите ли вы поехать в Польшу и поделиться опытом с польскими коллегами?...
- В Польшу я бы съездил с удовольствием. Но не только для того, чтобы делиться опытом. У них достаточно своих квалифицированных специалистов, и нам есть чему поучиться.
- Харьков как-то подозрительно обходят стороной коррупционные скандалы, связанные с Евро-2012. У вас что, нельзя украсть деньги? Ну, там попробовать чуть-чуть приподнять смету расходов, чтобы немножко «распилить» бюджет?
- Если кто-то хочет, может попытаться (смеется)…
- А как вам это удается?
- А вы сами попробуйте начать вкладывать собственные деньги в какой-нибудь проект. Я посмотрю, как вы дадите у себя воровать… А после этого точно так же начните относиться и к государственным деньгам... Вот и весь секрет.
- Стадион к Евро-2012 как вложение средств - это еще понятно. Но зачем вам понадобилось строить еще и Академию детского и юношеского футбола?
- Дело в том, что в Харькове не было базы, на которой растили бы своих футболистов.
- А не проще ли в футбольном бизнесе, скажем, заниматься торговлей футболистами? Сперва покупать легионеров. А затем перепродавать?
- Нет. Не проще. Это путь в никуда. Хотя и решает определенные задачи. Но частично. Причем это не задачи социально-футбольного масштаба. Потому что, когда ты сам растишь футболистов, это совсем другое дело. Во-первых, ты отвлекаешь молодежь от всяких пагубных и ненужных вещей. Во-вторых, в этот процесс втянута уйма народа: мамы, папы, тети, дяди, бабушки, дедушки. Все вокруг этого крутятся, переживают, все заняты добрым благородным делом.
- Когда вы планируете увидеть первые плоды селекционной работы академии? Возможно, уже к 2012 году?
- Лично я вижу уже сегодня. Когда наши «цыплята» в желтой форме каждый день бегают по полю. Это уже результат. Ведь академия это не только дети или их мамы и бабушки, которые водят малышей на тренировки. Изменилась сама жизнь вокруг «Металлиста». Раньше вечером здесь было страшно даже просто пройти. А теперь мы расчистили все эти «конюшни». Люди здесь стали по вечерам просто гулять. Вы не поверите, но подготовка Харькова к Евро-2012 изменила харьковчан. Они поверили в то, что у нас в стране власти могут что-то делать. Можете сами походить по городу и поспрашивать…
- Евро 2012 - это бизнес-проект. И УЕФА не скрывает, что зарабатывает на своих турнирах деньги. Причем деньги немалые… Но чемпионаты евро-класса будут проходить у нас не так часто. Как вы видите дальнейшую эксплуатацию стадиона после Евро?
- Стадион - это многофункциональное предприятие, на котором будут проводиться не только футбольные матчи или другие спортивные мероприятия. Мы планируем предоставить наиболее широкий спектр услуг. От концертов до выставок и конференций.
- То есть такой большой спортивно-социально-культурный центр?
- Да. Причем сегодня «Металлист» в Харькове вне конкуренции.
- Вы один из первых людей большого бизнеса, полностью порвавший с политикой. Не тянет ли вернуться в Верховную Раду? Ведь сложно представить, что вас не пытаются подтянуть. Включить в какой-нибудь список.
- Нет. Я в политику возвращаться не собираюсь. И, зная мое отношение к политике, никто меня даже не пытается подтянуть.
- Можно ли говорить, что объединению политических сил в городе помогла именно ваша аполитичность?
- Ну конечно! Понимаете, если сегодня не являясь участником большой политики, ты можешь принести пользу, то надо это и делать. Какой смысл рваться в одну из партий… Толку никакого. Вопрос же в цели. Депутатский мандат - не моя цель. Кресло - тоже не моя цель. А если ты что-то можешь сделать даже с таким нейтральным отношением к политике, если можешь привести к большим социальным плюсам, так используй этот шанс.
- В марте прошлого года я разговаривал с польским министром спорта Джевецким. Помню его фразу: «Я скажу Юлии Тимошенко, чтобы в подготовку к Евро привлекли людей бизнеса». Украина пока шла путем привлечения исключительно чиновников. Но, похоже, лед тронулся. Вы дали согласие стать координатором подготовки к Евро-2012 в Харькове. А если вас завтра привлекут к подготовке Украины в целом?
- Я думаю, что это из области фантастики.
- Но если вдруг да, вы готовы?
- Если это для пользы дела - я, конечно, готов. Если только для реальной пользы. Не ради создания какой-то очередной организации или чьего-то распиаривания. У меня времени, честно говоря, нет. И я не готов тратить его на такие «содержательные» вещи. Это точно.
- То есть инструмент в руки и…
- Да, да. Рычаги есть. Дайте мне точку опоры, и мы построим страну к Евро…
P.S. Что касается дороги, о которой Ярославский рассказывал польским партнерам, то, как и было обещано, к десяти часам утра 24 июля она была готова.