Событие, которое у одних вызовет недоумение, у других улыбку. Лишь очень немногие посвященные (историки, может быть, этнографы) знают о том, что одним из гетманов реестрового казачества был Ильяш Караимович из рода князей Узунов. Должность он получил от Речи Посполитой, служил верно, в начале освободительной войны Богдана Хмельницкого встал на его пути и был первой жертвой этой войны. Караимские роды Крыма объявили «канлы» - кровную вражду роду Богдана Хмельницкого и его соратникам. Когда Хмельницкий привез своего сына Тимоша в Крым, караимская община, которой татары всегда доверяли заложников, наотрез отказалась его охранять, и Тимош находился под присмотром армянской общины. Эта священная война потерялась в морщинах истории, но она не была снята. И вот ноябрьским вечером, спустя три столетия, этнограф Алексей Зотиков по собственному почину и с согласия караимов Крыма, наследников древних родов, объявил о том, что священная война прекращена.
Зэнгин олуп,
къабарма, зугурт олуп
ебермэ -
Не возгордись,
разбогатев, не
помирай, обеднев
Караимы - потомки хазар - один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов.
Историческая родина караимов - Крым. Компактно расселены караимы на Западной Украине (Луцк, Галич) и в Литве (г.Тракаи).
В Галицко-Волынскую Русь караимов пригласил князь Даниил Романович в 1246 году, дал им землю, предоставил льготы.
Около 400 семей переселил в Литву великий князь литовский Витовт после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века. Он расселил их вокруг своего замка.
Караимы составили личную охрану князя, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Переселение караимов в Литву продолжалось и в XV-XVI вв.
В середине XIV века в Крыму свирепствовала чума. Спасаясь от страшной эпидемии, караимы на плоской вершине горы Кырк-Ер построили крепость Чуфт-Кале. За стенами крепости в минуты опасности укрывались татарские ханы, позже татары перенесли в крепость монетный двор хана и пожаловали караимам тарханную грамоту, которая освобождала их от налогов и пошлин.
В 1783 году Крымский полуостров был присоединен к России. Указом Екатерины II караимы были уравнены в правах с прочим населением Таврической губернии.
Период 1907-1917 гг. ознаменовался для караимов подъемом национального . духа и культуры. В августе 1917 года в Евпатории состоялся самый представительный съезд караимов. Революция, гражданская война вызвали в караимской общине большой раскол. Часть караимов эмигрировала в Константинополь, Прагу, Париж, повторив путь русской эмиграции.
Караимские клубы и кенасы (молитвенные дома) просуществовали до начала тридцатых годов. В начале сороковых национальные организации были ликвидированы, храмы уничтожены. Были разграблены национальная библиотека и музей в Евпатории. Караимская жизнь в Крыму начала приходить в упадок. Ушли из жизни носители караимского языка - старики, резко увеличилось количество смешанных браков, забывался фольклор. Непоправимый удар был нанесен караимам в период Великой Отечественной войны. Многие погибли на фронтах, многие были репрессированы вместе с крымскими татарами.
В последующие мирные годы ассимиляция древнего народа продолжалась. Действующий храм караимов в бывшем СССР сохранился только в Тракаи.
Народ оказался на грани уничтожения. Если в начале XX в. в России было около 13000 этнических караимов-тюрков, то сейчас в Крыму проживает около 800 человек. Считанные семьи остались на Галичине и в Луцке...
И стегенын йузинэ бир
кара, берменнын -
эки кара - Позор
просящему, вдвойне
позор отказывающему
И вдруг в конце XX столетия находится человек, который зажигает маленький костер надежды. Киевлянин в третьем поколении.
Русский. Директор украинского государственного историко-культурного заповедника «Трахтемиров» на Каневщине, президент благотворительного фонда «Трахтемировская фундация» Алексей Зотиков. Всем сердцем заботящийся о караимах и других, как он их называет, «непредставленных народах». Да и основное направление деятельности фонда - экология человека и национальных меньшинств, охрана и использование памятников истории и культуры.
Если государственная должность позволила Алексею осуществить символическую акцию примирения (Ильяш Караимович был убит на территории Трахтемирова - столицы реестрового казачества), то фонд позволил осуществить вполне конкретное мероприятие по возрождению жизнедеятельности религиозной караимской общины в древней духовной столице караимизма Евпатории. Через всю Украину (в объезд Молдавии) из Галича была перевезена в Евпаторию главная святыня разрушенной кенасы гехал (алтарь), который хранился в угольном сарае 87-летней Сабины Абрагенович, а также 17 драгоценных пергаментных рукописных свитков, светильники, караимская библиотека.
«КЫСМЕТ БОЛСА» - так называется сорокаминутный видеофильм, снятый группой Алексея Зотакова. Фильм, который достоин быть в мировой видеотеке, ибо он создан на уникальном материале существующих в Украине караимских семей. 6 ноября в Киеве состоялся первый показ этого фильма.
Сам проект «Непредставленные народы» выходит за рамки видеофильма. Он сочетает локальность объекта и тотальность использования всех возможных каналов для воссоздания древнего народа. Это попытка сделать невозможное, идти против течения - включить внутренний стимулятор в наследниках караимов и задействовать внешние факторы. Шоковая терапия. Кроме видеофильма, сделана объемная фондовая запись караимского фольклора и богослужебных песнопений в исполнении талантливого представителя древнего народа Алексея Кефели; организована историко-этнографическая выставка, всецело состоящая из оригинальных экспонатов; издан иллюстрированный буклет с историческими справками и изложением нынешних проблем караимского народа. А ведь со времени начала реализации проекта прошло всего три месяца.
- Любая из акций проекта «Непредставленные народы» имеет продолжение, - говорит Алексей Зотиков. - Включаются следующие звенья проекта. Стороннее финансирование независимым институтом в рамках программы «Matra Car» - посольством Нидерландов в Украине - позволяет сохранить максимальную объективность и неангажированность исполнителей проекта в возможные внутриобшинные противостояния.
Что дальше? Не теряя контроля над развитием ситуации внутри караимской общины и продолжая оказывать ей адекватную поддержку, мы намерены расширять рамки программы по поддержке малых этнических групп, которые мы условно называем «непредставленные». Это такие этнические меньшинства, которые не имеют за спиной большой страны-метрополии с однонациональным большинством и не располагают поддержкой эмигрантской диаспоры. Среди таких групп караимы в Украине находятся еще в неплохом положении. Поразительно другое - в самом географическом центре Европы существуют реликты, которые считаются исчезнувшими последние 500-600 лет: ятвяги; севера; крымские готы...
Во тьме и тумане нынешнего смутного времени исполнители проекта разжигают и поддерживают сигнальные огни в районах бедствия. Огни, достаточно заметные для государственных инстанций и в то же время безопасные для самих спасаемых. Пока что ЭТИ огни видит только Небо. Кысмет болса...
(При подготовке материала использована статья Ю.А.Полканов» «Караимы-караи в Украине»)