КОМУ ДОВЕРИТЬ МАЛЫША?

10 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 10 августа-17 августа 2001г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Редко какой современной маме удается полностью «догулять» декрет. Реалии рыночной экономики намного раньше, чем через три года после рождения малыша, ставят перед женщиной вопрос: «С кем оставить ребенка?»...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Редко какой современной маме удается полностью «догулять» декрет. Реалии рыночной экономики намного раньше, чем через три года после рождения малыша, ставят перед женщиной вопрос: «С кем оставить ребенка?».

«Заместитель» мамы

Я с этой проблемой столкнулась, едва крохе исполнился год. О детском садике не могло быть и речи: во-первых, таких маленьких теперь не принимают, а во-вторых, он легко простужается, а, значит, будет ходить туда через два дня на третий. «Придется приглашать няню!» — решили мы с мужем и активно занялись поисками.

Дело это оказалось не из легких. Все знакомые пенсионерки, которые при встречах радостно общались с малышом, «отсеялись»: кто сам подрабатывает, у кого резко обнаружился радикулит или требующая постоянного внимания больная родственница, а кто и вовсе разводит котов и может заразить чем-нибудь ребенка.

Пришлось прибегнуть к помощи прессы. В первом же попавшемся номере рекламного издания обнаружилось штук 20 объявлений, в которых предлагались услуги гувернанток. Порадовавшись изобилию, выбрала наиболее оформленное и позвонила по нему.

— Здравствуйте, мне нужна гувернантка.

— $30 в час, $50 — за два.

— Что?! — обалдело переспросила я.

— Это интим-услуги, — ответила собеседница и, потеряв ко мне всякий интерес, бросила трубку.

«Да, моему малышу явно рановато знакомиться с подобными «гувернантками», — подумала я и набрала следующий номер. Но и по нему, равно, как и по двум другим, мне ответила диспетчер секс-фирмы. Полностью отчаявшись, я обратилась к одной из них:

— Скажите, как же отличить рекламу секс-агентства от объявления фирмы, действительно предлагающей гувернанток?

— Возьмите другую газету, — посоветовала та и отключилась.

Приобретя в ближайшем киоске один из отечественных журналов для родителей, я сразу нашла несколько солидных реклам фирм, специализирующихся на предоставлении необходимых мне услуг. В первой же из них мне обрадовались как родной. Приветливая менеджер Марина, выяснив возраст моего карапуза и время, на которое нужна будет няня, тут же защебетала:

— На рынке мы уже пятый год, у нас работают опытные педагоги, бывшие воспитатели детских садиков и те, кто закончил специальные курсы. Наши няни и гувернантки могут полностью заниматься ребенком любого возраста: кормить, водить на прогулки, укладывать спать, делать зарядку. А также воспитывать и обучать по разным методикам, в том числе и зарубежным.

— Сколько стоят ваши услуги?

— Доллар в час вы платите няне и 70 долларов — за услуги агентства. Если, как вы сказали, вам нужно по 7 часов в день, то в месяц получится $168. Вас устраивает такая сумма?

— Да, но могу ли я быть уверена, что ко мне не придет аферистка?

— Что вы, данные паспорта и трудовые книжки сотрудников находятся на фирме. Вы можете приехать и посмотреть каталог, побеседовать с потенциальной няней у нас в офисе. Затем отобранная кандидатка поработает у вас несколько недель пробно, и если все окажется в порядке, вы сработаетесь, то подпишете с фирмой договор.

— Вы как-то контролируете здоровье сотрудниц?

— У всех есть санитарные книжки: при желании вы сможете их посмотреть. Кроме того, в договоре можно оговорить прохождение няней раз в полгода медосмотра.

Диалоги с менеджерами других подобных контор практически ничем не отличались. Цены на услуги стандартные — $1 в час плюс $60—70 одноразово фирме. В любой уважающей себя фирме подобного рода имеется каталог сотрудниц, которых обязуются менять по требованию клиента. Все они, по словам менеджеров, обучались на курсах и владеют стандартным набором знаний и умений в области первой медпомощи, возрастной педагогики и психологии, гигиены и закаливания, диетологии, а также методиками развивающих игр, обучения по дошкольной программе и ряду предметов школьной. Собственно, последним и отличается гувернантка от няни. Помимо ухода за ребенком она может заниматься с ним, скажем, иностранным языком.

Конечно, в агентствах меня уверяли, что все потенциальные няни проходят всевозможные психологические тесты на эмоциональную устойчивость, умение находить общий язык с ребенком и родителями, психическое здоровье. Но проверить так ли это на самом деле, очень сложно, особенно, если ребенок очень маленький, а родители целый день на работе. Известны примеры, когда вполне подходящие на вид няни, били малышей, либо вообще с ними не разговаривали, выполняя все необходимые действия молча. Полной гарантии в этом вопросе не даст ни одно агентство. Поэтому родители изощряются кто как может. Одни ставят скрытые видеокамеры, оставляют включенными магнитофоны или микрофоны факсов, другие прибегают к помощи вездесущих соседей, третьи проверяют реакцию на «вторую маму» самого малыша: если он ей радостно улыбается и с удовольствием идет на руки, значит, все в порядке.

Когда подходящая няня найдена, очень важно установить с ней доверительные отношения. Это многое упростит. К тому же малышу полезно побыть какое-то время не с мамой, а с другим человеком, который о нем заботится. Поскольку няня является «заместителем» мамы по «воспитательной части», то стоит передать ей и свои родительские права — на тот период, пока мамы и папы нет дома. Раз она отвечает за ребенка, то имеет право наказывать и поощрять малыша. После того, как вы согласовали общую воспитательную линию и методы воздействия на чадо, не стоит, по крайней мере открыто, вмешиваться в действия няни. Также нельзя оставлять без внимания и попытки малыша поставить няню «на место», унизить. Важно научить ребенка уважать и ценить другого человека, особенно, если он этого достоин.

Если же вы все-таки решили искать няню самостоятельно, без помощи агентств, то нужно учесть возраст малыша. Ребенку до года больше подойдет няня с медицинским образованием — именно медики работали раньше в ясельных группах детских садиков. Малышам же постарше, уверяют специалисты по дошкольному воспитанию, нужен педагог — грамотно обучать навыкам самообслуживания (держать ложку, надевать трусики или носочки, приучать к опрятности) и развитию речи.

Детские сады: социальная адаптация, подготовка к школе

— Многие родители, — комментирует детский психолог Лидия Яремчук, — вспоминая свое детство, боятся отдавать детей в садики, а общение со сверстниками пытаются компенсировать в различных школах, студиях и спортивных секциях. Иногда это действительно оправданно — если ребенок очень болезненный или крайне тяжело сходится со сверстниками. С возрастом и то, и другое, возможно, пройдет, хотя проблема социализации останется надолго.

Для ребенка без подобных отклонений неизбежно наступает момент, когда нужно идти в детский сад — какие бы прекрасные условия для развития и обучения не были созданы дома. Воспитатели детских садиков полагают, что чем раньше это произойдет, тем лучше. 2—3-летний кроха, переболев различными простудами, уже примерно через полгода-год вырабатывает иммунитет и болеет затем лишь инфекционными болезнями, перенести которые желательно именно в детском возрасте. Примерно за этот год ребенок осваивается и в детском коллективе: находит друзей, с которыми играет в совместные игры, учится защищаться от обидчиков, обретает самостоятельность, учится взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это, кстати, очень важно для первых и единственных детей в семье.

Данный период (год) должны учесть и те родители, у которых есть возможность подержать малыша дома подольше. Так как адаптация как физиологическая, так и психологическая, и социальная длится приблизительно год, то и в детский коллектив ребенка лучше отдать не позднее, чем за год до школы.

Дело в том, что детский организм способен хорошо справляться лишь с одной задачей. Когда «домашний» ребенок попадает в школу, задач перед ним возникает сразу несколько: привыкнуть к новому режиму дня, обстановке казенного учреждения, инфекциям, научиться строить отношения со сверстниками и взрослым — учителем, и, наконец, учиться. Организм, скорее всего, выберет что-то одно. Если это борьба с болезнями, то и учеба, и все остальное пойдет «по боку», если — учеба, то у ребенка могут до конца школы не сложиться отношения с одноклассниками. Зачем усложнять ребенку жизнь и без того нелегкую, «благодаря» сложной школьной программе? Зачем создавать психотравматические ситуации, приводящие к неврозам со всеми вытекающими отсюда последствиями? К нашей жизни нужно приучать поэтапно.

— Как не ошибиться с выбором детского садика?

— Все зависит от той цели, которую вы преследуете. Если ребенок хорошо подготовлен и его нужно просто приучить к детскому коллективу, то подойдет любой ближайший. И не волнуйтесь, сейчас каждый малыш на счету, потому никто вашего кроху не будет ни обижать, ни простужать. Но если вы отдаете ребенка в садик раньше, то ему очень скоро станет там скучно. Поэтому, если есть средства и, главное, личный транспорт, малыша лучше устроить в какой-нибудь хороший платный или работающий по экспериментальной программе садик. Наличие личного авто важно потому, что общественный транспорт — рассадник инфекции (грипп, дифтерия, туберкулез и т.д.) и, пользуясь им регулярно, ребенок будет больше болеть, чем ходить в садик.

При этом нужно учесть, что в принципе наши садики достаточно хорошо готовят ребенка к школе. «Подготовишки» умеют читать, считать, писать печатными буквами, владеют элементами письма и умеют решать задачи на логическое мышление. В самом обычном садике они ходят на спортивные и музыкальные занятия, танцуют, лепят, рисуют, делают аппликации и игрушки из бумаги, участвуют в «утренниках», нередко изучают иностранный язык. Выбирая платный садик, нужно выяснить, что ребенок получит помимо этого. Экспериментальные садики, как правило, отличаются в основном методикой обучения, подходом к воспитанию и технической оснащенностью. Они намного лучше обеспечены наглядными пособиями, играми и игрушками, у них больше возможностей приглашать необходимых специалистов.

В последнее время все больше появляется садиков-школ. В таком учреждении ребенок проходит образовательный курс детского садика, а затем — нескольких первых классов или всей начальной школы. Переход ко «взрослой» жизни происходит довольно мягко и режим первоклашки практически не отличается от распорядка дня дошкольника. Просто вместо воспитательницы занятия проводит учитель, а малыши, как и в обычном садике, имеют возможность четыре раза поесть, поспать днем и спокойно дожидаться родителей до 6—7 часов вечера. Этот вариант идеален для детей, у которых сложности в общении со сверстниками или просто консервативных, тяжело привыкающих к новой обстановке. Вместо того чтобы в 6 или 7 лет заново привыкать к новому коллективу, учителю и «месту обитания», малыш до 5-го класса продолжает ходить в свой привычный садик, приобретая при этом новые знания.

Единственное, не стоит «бросаться» на первое попавшееся объявление в газете или журнале. Лучше обратиться в городское или районное управление образования и проконсультироваться со специалистом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК