ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ

Поделиться
1 июня исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего композитора Михаила Ивановича Глинки, нашедш...
М.Глинка. С акварели Я.Яненко. 1840-е гг.

1 июня исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего композитора Михаила Ивановича Глинки, нашедшего в украинских песнях неисчерпаемые источники для своего творчества, отдавшего много времени и сил работе над так и незавершенной симфонией «Тарас Бульба» (неофициальное название — Украинская, или Казацкая). История ее написания трагична...

Поездка в Качановку и дальше...

В апреле 1838 года М.Глинка, работавший капельмейстером Придворной капеллы, получил от Николая I указание набрать певчих. Для этого он отправился в Украину. Интерес к нашей земле зародился у композитора еще во время учебы в С.-Петербургском университетском благородном пансионе, где, как известно, выходцы из Украины были первыми и по количеству, и по успеваемости. Представителей других национальностей принимали в общество малороссиян только за особые заслуги: Льва Пушкина — за то, что брат знаменитого поэта, а Михаила Глинку — за способности к музыке.

Лето 1838 года было для композитора Глинки запоминающимся. И не только потому, что на украинской земле после застоя в работе над оперой «Руслан и Людмила» он завершил основные сцены, специфику которых составлял местный колорит…

В имении Григория Степановича Тарновского в Качановке Глинка прослушивал и вместе с помощниками обучал талантливых певцов из разных украинских городов (ныне Качановка — поселок Ичнянского района Черниговской области). Хозяин имения, владевший большим капиталом и 9 тыс. душ, преклонялся перед творческими людьми, и хотя был скуповат, содержал даже собственный оркестр. Композитора Григорий Тарновский принял весьма радушно. Посоветовал поехать в Переяславль прослушать певчий хор полтавского архиерея Гедеона. «Мы так безжалостно обобрали хор, что Гедеон долго после этого на меня жаловался своим знакомым», — писал Михаил Глинка о поездке в Переяславль, где он отобрал для капеллы одиннадцать мальчиков. Это было большой удачей!

Эмоциональный подъем усилился, когда 10 июня в Киеве, в Михайловском монастыре, Глинка услышал пение воспитанника духовной семинарии С.Гулака-Артемовского, ставшего впоследствии всемирно известным оперным певцом, чему немало поспособствовал сам композитор. Он привез молодого певца в столицу, поселил в собственной квартире, работал с его неповторимым баритональным басом, после чего отправил на гастроли в Италию.

В Качановке Михаил Глинка вместе со своими помощниками — учителем пения Дмитрием Палагиным и певчим Нафанаилом Шеиновым — готовил мальчиков для прослушивания в Санкт-Петербурге. Кроме мальчиков из Переяславля, в столицу привезли пятерых певцов из Чернигова, троих из Харькова, одного отобрала Анна Дмитриевна Тарнавская.

Впечатление на композитора произвел сосед Тарнавского Петр Скоропадский. Он не только подражал своим предкам, отдавая предпочтение казацкой одежде, но по духу был украинофилом, не мыслил себя без народной музыки. Именно Скоропадский помог композитору приобщиться к украинским песням, думам, которые исполняли местные бандуристы.

В Качановке вдохновение Михаила Глинку не покидало ни на день. Свободное время он проводил с наезжавшими в имение этнографом П.Маркевичем, поэтом В.Забилой, художником В.Штернбергом. Используя неисчерпаемые богатства фольклора, композитор написал здесь две украинские песни на слова Виктора Забилы — «Гуде вітер вельми в полі!» и «Не щебечи, соловейку». Помимо этого, итогом его пребывания в Качановке стали три основные части оперы «Руслан и Людмила», несколько романсов. Это был, по словам самого композитора, результат «творческой зарядки в благословенном крае».

Не менее удачным оказался и официальный итог — набор хора малолетних певчих. В письме к своему другу, драматургу и поэту Нестору Кукольнику, Глинка отмечал: «...Последний набор в Переяславле был весьма удачен... Из набранных есть отличные дисканты, пять из них берут до верхнего ми... а из всех 15 нет ни одного, у коего слух не был столь хорош, что каждый из них берет всевозможные интервалы («самые несообразные с законами гармонии)...»

В конце августа 1838 года Михаил Глинка уехал в Санкт-Петербург, мечтая как можно скорее вновь побывать в Украине. К сожалению, этому не суждено было сбыться. Набранных певчих композитор представил лично императору Николаю I. Государь остался доволен и приказал выплатить композитору вознаграждение — 1500 рублей. Лето в Качановке Михаил Глинка запомнил на всю жизнь.

Казацкая симфония

В 1852 году М.Глинка задумал написать симфонию «Тарас Бульба» — произведение, на которое возлагал большие надежды. Композитор, подаривший Российской империи первую оперу, был преисполнен желания создать и первую симфонию, которую неофициально уже назвал Казацкой, или Украинской. В сентябре 1852 года Глинка занялся ее написанием, убежав от светских сплетен в Париж. Но через месяц охладел к произведению, и его помощник Дон Педро сжег партитуру...

Спустя некоторое время известный музыкальный критик В.Стасов найдет причину неудачи в работе над Казацкой симфонией: «Ему нужны были страстные симпатии, ему нужно было широкое признание со стороны многих. Как Шопен, он считал себя не только мало, но и худо аплодированным, и угрюмо уходил и запирался в свою раковинку…»

Несколько лет Михаил Глинка ничего не сочинял. В ноябре 1854 года он напишет Нестору Кукольнику: «Муза моя молчит, отчасти, полагаю, оттого, что я очень переменился, стал серьезнее и спокойнее, весьма редко бываю в восторженном состоянии; сверх того, мало-помалу у меня развилось критическое воззрение на искусство, и теперь я, кроме классической музыки, никакой другой без скуки слушать не могу».

К нему пренебрежительно относилось светское общество, о нем и его жене распространяли различные слухи, театральные писаки критиковали своего гения, преклоняясь перед итальянцами. Мягкий по натуре, Михаил Глинка от насмешек уезжал за границу, но и там не мог обрести покоя. В мае 1851 года умерла его мать, Евгения Андреевна. Композитор, тяжело переживавший несчастье, не мог работать, отнялась правая рука. Перед этим много душевных сил у него забрал долготекущий бракоразводный процесс с женой Марией Петровной, с которой Глинка состоял в законном браке около десяти лет. Не получив развода, он не мог жениться на дочери Анны Керн Екатерине. Вскоре его жена тайно обвенчалась с Н.Васильчиковым — корнетом конно-гвардейского полка. О противозаконном венчании донесли в Санкт-Петербургскую консисторию, и Михаил Глинка получил, наконец, долгожданную свободу: брак, по его настоянию, был расторгнут.

По возвращении в Россию, окруженный заботами своей сестры Л.Шестаковой, композитор вновь принимается за работу над «Тарасом Бульбой». «Ожившую» Украинскую симфонию Глинка вдохновенно наигрывает друзьям. В это же время театральный директор П.Федоров предложил ему написать оперу, и Глинка начинает работу над «Двумужницей». Весной 1855 года он напишет сестре: «Я, кажется, пристрою своего «Тараса» к «Двумужнице». Был у меня Гейденрейх, ему я играл «Тараса» и сказал, что хочу сделать из него антракт. «Какой антракт? — воскликнул он, — что такое антракт? Школьник, сиречь профессор, который бежит в буфет, чтобы поскорее выкурить папироску. Нет, говорит он, «Тарас» — это барыня, да еще какая! Просто отличнейшая увертюра».

Однако судьба распорядилась иначе: ни «Двумужница», ни «Тарас Бульба» так и не были завершены. В 1855 году в печати появились статьи Феофила Толстого и Антона Рубинштейна. Первый, весьма ограниченный человек, ранее клявшийся в любви к произведениям М.Глинки, поверхностно, но резко критиковал композитора; второй, талантливый пианист, утверждал, что создание истинно русской оперы Глинкой — это «смелая, но несчастная мысль». В то же время либреттист «Двумужницы» Василько-Петров прекратил сотрудничество с композитором и начал распространять в Санкт-Петербурге нелепые слухи о нем. Недруги композитора и просто завистники объединились. Для Глинки это было страшным ударом: последняя надежда на то, что его произведения необходимы России, умерла.

Сочиненное им для «Тараса Бульбы» в Петербурге осталось незаписанным. След Украинской симфонии сохранился лишь в памяти двух близких к М.Глинке людей — В.Энгельгардта и М.Балакирева. По просьбе В.Стасова, они воспроизвели по памяти отрывки главных тем симфонии.

В.Энгельгардт писал Стасову: «Глинка всего чаще играл нам всем, знакомым, три отрывка мотивов. Первый назначался для изображения «Степи», второй — для «Сечи Запорожской», третий — для «Сцены любви» Андрия с полькой. Два из них я помню хорошо». М.Балакирев сообщил Стасову вторую тему первой части симфонии «Тарас Бульба». Отрывки Украинской симфонии Глинки В.В.Стасов опубликовал на страницах журнала «Русская старина» через тридцать лет после смерти композитора. Однако исследователи творчества Михаила Глинки, упоминая о несостоявшейся симфонии, отмечают, что она полностью утеряна.

Умер великий композитор в Берлине 18 (6) февраля 1857 года. Свою болезнь он вначале воспринял как обычную простуду. Н.Кукольник о причине смерти уверенно скажет современникам: «Глинка умер с голоду. Нашли его печень чрез меру отолщенную, а желудок крошечный. Две недели он не мог принимать пищи...»

В последний путь великого композитора проводили всего несколько знакомых, чиновники русского посольства. Из близких не было никого! Лишь через три месяца, по просьбе сестры композитора, в Берлин выехал В.Энгельгардт, чтобы перевезти гроб Глинки в Санкт-Петербург.

Отпевали его в той же церкви, что и Пушкина. «Я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих», — скажет позднее Анна Керн. 24 мая 1857 года тело М.Глинки на простой телеге было перевезено на кладбище Александро-Невской лавры, где и захоронено. И хотя в то время ни в Европе, ни в России на надгробных памятниках композиторов и музыкантов не вырезали нот, для Глинки сделали исключение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме