Кризис, господа. Кризис. Кризис всего…
Последние события очень подрывают веру в человечество, а главное, вызывают недоверие к тем избранным, которые опять стремительно втягивают нас во что-то неясное, опасное, не обещающее ничего, кроме очередного шоу — кто кого обманет, перехитрит, надует или завоюет.
Вакханалия разыгралась и разгулялась вовсю — в правительстве, на экранах телевизоров, на площадях, на сценах концертных залов, в ночных клубах, да куда ни глянь! Дикая, жующая, регочущая, сорящая бешеными деньгами толпа торгует совестью, убеждениями, людьми, которые им доверяли, торгует душами как пуговицами.
Коварное это время калечит и губит нравственность, вызывает страх перед будущим, рвет нити привязанностей и дружбы, связывающие когда-то людей, искажает правду, сдвигает реальность. Размываются и исчезают традиции в семьях, упрощаются или вообще нивелируются правила взаимоотношений молодежи со старшими. Уважение друг к другу осталось в прошлом веке. Тлеет и увядает высшее человеческое качество — сочувствие.
Словом, люди скоро могут забыть не только, что такое интеллигентный человек, но и что такое человек вообще.
Мы собрались за большим круглым столом в выставочном зале знаменитого в Одессе «Дома с ангелом», который еще называют по имени его создателя Центром Литвака. Собрались просто поговорить. Спокойно, вполголоса, по-человечески. Без микрофонов и аудитории. Без музыкального сопровождения и оригинальных перебивок. Без телекамер и рейтингов. Без обвинений и претензий. Без щелканья зубами. Без кулачных боев. Без темных лошадок за кулисами. Без козырных карт в рукавах. Мы — это люди абсолютно разных занятий, характеров, возможно, вкусов:
Наталия БЕЛОВА — директор Института искусств Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Ушинского, кандидат педагогических наук (Одесса);
Алексей БОТВИНОВ — пианист, лауреат международных конкурсов (Цюрих—Одесса);
Марина ЖУКОВСКАЯ — тележурналист (Одесса);
Евгений ДЕМЕНОК — предприниматель, артпродюсер (Одесса);
Марианна ГОНЧАРОВА — художественный руководитель молодежного театра, писатель (Черновцы);
Валентина СЕРИКОВА — журналист, редактор (Киев);
Иван ЛИПТУГА — вице-президент ЗАО «ПЛАСКЕ» (Одесса);
Светлана ГРИГОРЬЕВА — психотерапевт Центра Литвака (Одесса);
Валерий ХАИТ — вице-президент Всемирного клуба одесситов, редактор (Одесса).
Заседание открыл инициатор встречи.
Валерий Хаит:
— Почему я решил пригласить за этот стол именно вас? Просто во время наших встреч по разным поводам у меня не раз возникало ощущение, что на какие-то очень важные в жизни вещи мы смотрим одинаково, радуемся и огорчаемся по одним и тем же причинам, и, главное, несмотря на происходящее вокруг, пытаемся в меру своих сил делать что-то позитивное… Вот и захотелось встретиться, поговорить, в результате, быть может, как-то объединиться… У меня, в силу возраста что ли, появилось несколько формул или постулатов, которые я часто озвучиваю. Вот, скажем, такой. Я, например, считаю, что в споре никогда не рождается истина. Точнее, истина если и может родиться, то только в научном споре. То есть там, где есть вычисления, результаты экспериментов. А в спорах, если можно так сказать, мировоззренческих, истина только затуманивается… Тут если и имеет смысл спорить, то только единомышленникам. Тогда есть возможность рассмотреть проблему со всех сторон, углубиться в нее. А значит, приблизиться к сути… Так вот мне показалось, что раз мы во многом единомышленники, то нам стоит собраться и поговорить…
И еще важно, что здесь собрались люди, которые не только выдвигают идеи, но и воплощают их в жизнь, делают конкретные вещи, люди созидающие и позитивные. Вот я вас и прошу просто поделиться друг с другом всем этим…
На лежащем перед каждым листке с программой первого заседания клуба «КРЕДО» отчетливо выделялась строчка:
«Объединяющие ценности: правда, красота, милосердие».
Вот оно, КРЕДО! Противопоставить хаосу и кажущейся бессмысленности жизни смысл и гармонию. Не заниматься критиканством, не отрицать, не опускать руки, а что-то делать полезное, важное, в меру своих сил. «Делать то, что ты не можешь не делать». И это не звучащее со всех телеэкранов заклинание типа «Начинать нужно с себя», а искреннее, тихое желание сделать что-то полезное для своей страны, города, друзей и коллег, для тех, кому не очень или очень не повезло в жизни… Удовлетворяя тем самым естественную потребность души в добром деянии. Глубокая внутренняя уверенность, что так надо, что это правильно, что ошибки здесь точно не будет…
Первым ведущий предоставил слово Алексею Ботвинову.
Алексей Ботвинов:
— Каков смысл культуры в нашем обществе, ее место? И нужно ли иметь и высказывать свою гражданскую позицию работникам искусства? Я думаю, что в сегодняшней ситуации — необходимо.
Только что я вернулся из Лиссабона, где состоялся концерт Open air. Играл по приглашению мэрии Лиссабона и оперного театра. Я прилетел за несколько часов до концерта и даже не смог порепетировать, потому что публика пришла на площадь, где проходил концерт, за несколько часов до начала. Что удивительно — на концерте было много детей, молодежи.
Казалось бы, общепринято считать, что Португалия — одна из самых отсталых стран Европы. Но значение таких проектов правительство Португалии очень хорошо осознает. Три года назад концертов Open air было всего два за лето. Два года назад — уже пять, затем больше. А сейчас они проходят каждую неделю.
Вот так португальцы цементируют общество — вокруг красоты, искусства, добра и правды. Это понятно всем, кроме нас.
Концерты Open air — серьезнейший шаг, имеющий реальную силу, шаг к тому, чтобы люди осознали себя обществом. В Одессе провести такой концерт удалось с трудом. Тем не менее результат превзошел все ожидания. Собралось более трех тысяч зрителей. Родители с детьми, молодые люди. Просто гуляли, услышали музыку, подошли и… остались.
Я таких оваций в конце не слышал даже на самых удачных своих концертах…
В Киеве тоже планировался Open air. На Софийской площади… Но что-то там не состыковалось. Перенесли…
О новом моем мультимедийном проекте уже не раз писали периодические издания. Такие проекты носят просветительский характер, рассчитаны на то, чтобы привлечь как можно больше несведущей в музыке молодежи. Ведь в так называемом культурном воспитании — провал как минимум в 20 лет. И когда на мультимедийный концерт приходит человек — белый лист, и хотя бы у одного из сотни происходит переворот в сознании, это уже громадный результат. А на самом деле эффект воздействия на «неофитов» колоссальный, кпд превзошел все мои самые смелые ожидания.
Еще одна тема – мое сотрудничество с Михаилом Семеновичем Казиником, профессором института драматического искусства из Стокгольма. Казиник – музыкант, педагог. На мой взгляд, выдающийся просветитель. Мы с ним провели уже несколько очень успешных совместных концертов.
Есть у нас с Казиником и просветительский телевизионный проект «В свободном полете». Записано уже более
30 телепрограмм, выходят они на российском канале ТВЦ. Это самый большой проект по классической музыке в новейшей постсоветской телевизионной истории. Недавно мы получили приз «Бронзовый микрофон» за лучшую просветительскую программу российского радио: уже почти год еженедельно в режиме нон-стоп по Российскому государственному культурному радио «Орфей» с огромным успехом у слушателей идут наши программы. Интернет-форум нашей передачи на сайте «Орфея» лидирует с большим отрывом по сравнению с коллегами. Значит, просветительство востребовано! И я ощущую горечь, что все это происходит в России, а не в моей родной стране. По сути, все, что мне удается сделать на родине, приходится пробивать буквально головой.
Почему же у нас такие действенные, такие востребованные просветительские программы не имеют никакой поддержки государства? Ведь это даже не забота о культуре, а забота о нашем будущем! Будущем наших детей и внуков. Ну сколько можно не замечать опыт передовых стран, бесспорно указывающий на невозможность нормального развития без мощной поддержки и культивирования духовной сферы? О каком европейском выборе мы тогда говорим?
По ходу заседания Валерий Исаакович Хаит еще не раз делился с нами своими выношенными постулатами. Например, таким: «Вот как вы думаете, почему скептиков вокруг гораздо больше, чем оптимистов? А потому что скептиком быть очень выгодно: чаще оказываешься прав…».
Марианна Гончарова:
— Один праведник как-то сказал, что добро надо делать тихо. К сожалению, не в наше время и не в нашем случае. Преследует острое ощущение, что если сегодня не забить в колокол, то есть опасность потерять доверие подростков, их очень зыбкое ощущение добра и сочувствия. Они умеют сочувствовать, но, наверное, чисто теоретически. Как сделать, чтобы их готовность к добру и состраданию была активной?..
Я часто заглядываю в «живой журнал» в Интернете. Там постоянно вывешиваются объявления с просьбами помочь больным детям. И есть в «ЖЖ» люди, преподаватели и журналисты, актеры и студенты, которые этим занимаются всерьез, постоянно, считают самым важным делом своей жизни. Помогают сбором средств и медикаментов для больных детей, работают волонтерами в клиниках…
А теперь — мне не совсем удобно об этом говорить, но несколько слов о моем опыте. Точнее, нашем…
Театр «Трудный возраст», которым я руковожу, был создан в маленьком провинциальном городке под Черновцами двадцать лет назад специально для моих собственных детей, их друзей и одноклассников. Дети вырастают, а в театр приходят новые и новые. Есть у нас в театре уже семьи, есть уже дети наших первых актеров. Театр становился лауреатом различных театральных конкурсов. Но в этой вот дружбе, в этой заботе старших о младших, в их стремлении проводить вместе время, путешествовать, читать, открывать новое чего-то не хватало, пока нас не научила беда. Одна из самых ярких актрис театра, студентка нашего университета, девочка-праздник, редкая умница, без преувеличения — надежда Украины, вдруг серьезно — очень серьезно! — заболела. Мы не могли не помочь. Что мы могли сделать? Только то, что умеем. И мы придумали благотворительный спектакль в пользу этой девочки. Нас серьезно поддержала местная администрация и предприятия города. Потому что добро заразительно, потому что благородные цели всегда находят отклик. И произошло чудо: в день спектакля зал был заполнен до отказа, пришли просто незнакомые люди — какая пронзительная тишина стояла на спектакле, какие красивые одухотворенные лица мы видели со сцены! В этот день мы давали пьесу «Солнечный синдром» по мотивам рассказов Рея Брэдбери. Пьесу о том, что не могут быть счастливы все, если плохо хотя бы одному. Нам удалось собрать серьезную часть средств на операцию.
И уже когда мы обсуждали результаты со старшими и с детьми из студии, мы поняли — нам это необходимо, это обязательно должно быть в наших биографиях и в биографиях наших детей… И теперь у театра есть новое и важное дело — продолжение проекта «Спешите делать добро», потому что наша помощь востребована. Теперь мы не можем этого не делать.
А что касается кризиса, политических перемен и других созданных человеком стихийных бедствий, будем пережидать это как плохую погоду, как «солнечный синдром».
Марина Жуковская:
— Что мы делаем и что мы не можем не делать. Организовать, подтянуть лучшие силы общества, помочь им быть увиденными и услышанными — такая задача у меня как у тележурналиста, ведущей программы «5 дней» на телеканале «Одесса». Это многолетний телепроект — встречи в прямом эфире. Конечно, большой резонанс вызывают передачи, связанные с проблемами ЖКХ, цен, политические бои, но когда ко мне в эфир приходят люди искусства — это как глоток свежего воздуха. Рейтинг у таких программ очень высок: люди инстинктивно тянутся к красоте, духовности…
Как ведущая я считаю себя ученицей первого диктора Одесского телевидения, легендарной Нелли Степановны Харченко. Это она учила меня толерантности, естественности в кадре, безукоризненной грамотности речи. Она же подчеркивала важность умения «разговорить» гостя, дать ему возможность проявить лучшее, на что он способен. Я уверена, что в наши дни, когда телевидение настолько вторглось в нашу жизнь, именно оно может и должно быть наиболее действенным и в вопросах возрождения культуры. Причем это может проявляться не только прямо, но и косвенно: общим культурным уровнем передач, грамотной речью ведущих, вдумчиво подобранным музыкальным сопровождением и — главное — отсутствием агрессии. Вот от нее, думаю, как раз вся беда. Рейтинг — любой ценой! А значит, любой ценой скандал. Подобные передачи, на мой взгляд, как раз и сеют цинизм и безверие… На нашем канале этого, к счастью, нет и тем не менее, судя по опросам, его очень многие смотрят…
Два года назад, как оказалось, в последний раз в Одессу приезжал известный писатель Василий Павлович Аксенов. Мы встретились в студии, и он, человек мира, говорил о том, что мы все — украинцы, россияне — особенные люди со своим восприятием мира, способные многое изменить. Важно еще, чтобы мы сами верили в это…
Вспомним Льва Толстого: «Хороших людей больше, но плохие лучше организованы…». Так что главное — действовать, двигаться. Пусть даже маленькими шажками. Например, в Одессе в рамках благотворительного проекта «Доброчин» объединились 15 телекомпаний, а также другие СМИ и бесплатно стали размещать информацию о тех, кому нужна помощь и поддержка.
Возвращаясь же к главному, скажу: роль телевидения в нравственном оздоровлении общества колоссальна; вопрос в том, чтобы оно само как можно скорее нравственно оздоровилось…
Светлана Григорьева:
— Вы обратили внимание, что здесь у нас в выставочном зале новая и очень необычная экспозиция детских рисунков. Это работы детей и подростков, которые проходят реабилитацию в нашем центре, выполненные по методу американской художницы Монарт. Суть этой техники — научиться рисовать может каждый. И как результат — у ребенка исчезает страх перед листом картона или бумаги. Нет неправильного рисунка, они просто разные, нет конкуренции — каждый рисует для себя, учитель никого не выделяет и не критикует. Наоборот, каждый новый маленький шаг поощряется.
Вообще способ «шаг за шагом» в Центре медицинской, психологической и социальной реабилитации детей с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата используется очень широко. И он весьма эффективен. Скажем, я занимаюсь арттерапией. Об этой нашей методике уже много писали. Если кратко — мы лечим детей творчеством. То, что ребенок создает сам, то, как он может самостоятельно играть и фантазировать, — формирует личность и позволяет ему уже в подростковом возрасте легче определиться с профессией. Мы предлагаем детям проявить свои таланты и в музыкальном, изобразительном, театральном искусстве. А если у ребенка двигательные нарушения, то арттерапии иногда удается справляться и с ними...
При этом мы занимаемся не только с больными детками, но и с их родителями. Например, работая с мамами. Мы стараемся восстановить ту утерянную в семьях структуру, которая раньше передавалась из поколения в поколение как внутреннее знание, как голос интуиции.
Многие техники арттерапии пришли из народного творчества. Работа с тканями, вышивка, изготовление кукол-мотанок — этот богатый пласт культуры, к сожалению, уже забыт. Ведь раньше делали куклы-мотанки на счастье в семейной жизни, на рождение ребенка, на выздоровление члена семьи. Кукла, которую создает мама для своего больного ребенка, помогает и ей понять свои проблемы. Таким образом, у нас реабилитируют не только ребенка, но и всю его семью.
Конечно, даже такому слаженному коллективу, как у нас, нужна помощь, ведь общее число пациентов центра более 19-ти тысяч. К нам приходят волонтеры, студенты-психологи и социальные работники, мастера народного творчества, деятели искусств. Мы с радостью принимаем любую помощь, которую нам предлагают, и сами с радостью делимся своими наработками, знаниями и умением.
Евгений Деменок:
— Из того, что я услышал, стало еще более очевидным, что для нас — тех, кто хочет и готов помогать, необходим единый информационный центр с условным названием «Помогите помогать!» Это нужно для того, чтобы средства, которые мы передаем, нигде не оседая, попадали конкретным людям немедленно.
И вот что я хочу еще сказать. Вы заметили, на одесских улицах наконец-то опять появились молодые люди с мольбертами? А ведь их уже лет двадцать не было. Что-то витает в воздухе. Мы должны удобрять эту почву, чтобы Одесса поскорее вновь стала культурным центром, каким она была раньше.
Кстати, а вы знаете, что 9 июня 2009 года на аукционе Сотбис впервые продавались работы современных украинских художников? Очень радует, что среди них были представлены работы трех одесситов. А это значит, что одесская художественная школа остается одной из сильнейших в Украине. И мы стараемся этому способствовать. Мы открыли галерею молодых художников, где проводим первые персональные выставки. Минимум три в месяц! Я вообще мечтаю о том, чтобы среди сегодняшней одесской молодежи появились и выросли всемирно признанные таланты.
Кроме того, мы начали проект «Культурная эволюция», создаем развивающие центры и детские кафе. Кстати, прибыль от этих кафе идет на развитие детских творческих центров.
Не совсем ловко хвастаться, но раз формат нашей встречи — отчет о проделанной работе, добавлю, что по нашей и Всемирного клуба одесситов инициативе (после почти столетнего перерыва!) в Одессе возрождено литературное объединение «Зеленая лампа». Там собираются молодые авторы — талантливые поэты и прозаики до 35 лет — они читают свои новые сочинения, слушают критику (порой нелицеприятную) своих коллег, встречаются с маститыми поэтами и писателями.
Поддерживаем мы и современные артпроекты. В городе уже несколько лет существует группа молодых художников, так называемых артрейдеров, занимающихся художественными проектами на улицах Одессы.
Например, они как-то собрались и покрасили знаменитую колоннаду около Воронцовского дворца, которая годами стоялa испещренная надписями, грязнaя. На знаменитом одесском Староконном рынке уже три года проходят художественные артакции, на которых художники из старых вещей делают предметы искусства. В нынешнем году в этих акциях участвовали немцы, австрийцы и швейцарцы. В сентябре опять планируется большая выставка и будет издан каталог. Таким образом мы пытаемся внедрить в Одессе и во всей Украине традицию стрит-арта, традицию, которой раньше не было в принципе.
Есть такое понятие — арттуризм, путешествия по местам сосредоточения высокой культуры и искусства. Человечество на самом деле больше всего на свете ценит талант. Это то, что остается в веках. Люди все больше путешествуют по культурным мировым центрам, международным выставкам и фестивалям.
Так вот, мы уже давно ни от кого ничего не ждем. Более того, я уверен, что нам самим без посторонней помощи под силу сделать Одессу одной из туристических и культурных столиц Европы. Во всяком случае, вернуть ей этот статус…
Наталья Белова:
— Действительно, молодежь стала более прагматичной, во многом циничной, как часто говорят, бездуховной. К сожалению, становится непрестижным, немодным проявление душевной теплоты, человеческого сопереживания, искренности, щедрости. Все это диктуется сегодняшней реальной жизнью. Но эта сегодняшняя жизнь есть данность, которую нельзя не принимать во внимание. Однако воспринимать ее пассивно ни в коем случае нельзя. И если нам не под силу полностью изменить сложившуюся в нашем обществе подобную антидуховную ситуацию, то мы должны хотя бы приложить усилия, чтобы во всех учебных заведениях (начиная с детского сада, школы и заканчивая вузом) для детей и молодежи создавалась такая среда обитания, в которой общечеловеческие ценности оказались бы на первом плане…
Я хочу поделиться с вами опытом нашего вуза. Когда говорят, обобщая, что молодежь у нас циничная, черствая, думаю (надеюсь!), что это не о студентах института искусств. И одно из доказательств — творческий проект «День матери» (на основе синтеза музыки, поэзии и хореографии), подготовленный молодыми преподавателями и студентами нашего института. Когда ребята подошли ко мне с предложением провести этот вечер, первая моя мысль была — предлагается нечто традиционное, из «хорошего» советского прошлого. Я ожидала увидеть «правильное», заформализованное и много раз уже виденное. Но все оказалось совсем другим: свежим, необычным, искренним, коллективным деянием молодых, объединенных единым эмоциональным порывом, творчеством, одухотворенностью, личностным переживанием и отношением. Проект выглядел как концерт-преклонение, концерт-прославление, концерт-покаяние перед самым родным и близким человеком — мамой. Более того, когда эти, как полагают, ни во что не верящие, невнимательные и незаботливые молодые люди пригласили на вечер своих мам, те привели с собой и отцов. И вот для своих родителей и только для них наши студенты, обычные юноши и девушки, пели знакомые песни, читали, быть может, известные стихи, танцевали, но при этом находили те единственные, сокровенные, трогательные интонации, которые шли из глубины их души, прочувствованные и пережитые лично каждым. В зале не оказалось ни одного человека, который не был бы искренне взволнован. У многих на глазах были слезы. Мы все явственно ощущали атмосферу какого-то духовного единения, эмоционального резонанса, нравственного очищения. И это вновь говорит об огромном и крайне слабо реализованном нравственном потенциале искусства.
О силе воздействия искусства, особенно музыки, на человека известно еще с античных времен. Но это воздействие может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Важно не только, о чем говорить, но и как говорить. В связи с этим подготовка специалистов, призванных развивать и просвещать детей и молодежь, сегодня не может сводиться лишь к приобретению знаний. Главными профессиональными качествами должны быть способность эмоционально позитивно «заряжать» аудиторию, слушателей. Молодые должны находить в классической, нередко отторгаемой ими музыке и поэзии созвучное каждому настроение, состояние, чувства и мысли. И пример такого мастерства продемонстрировал нам Михаил Семенович Казиник, о котором уже рассказывал Алексей. Это мы первыми пригласили его в институт искусств для участия в нашем семинаре. Потом он выступил и в других одесских вузах как музыкант-просветитель. Я была свидетелем метаморфоз, происходивших со студентами во время его выступлений. Они приходили в зал явно недовольные, полные скепсиса и пренебрежения к «каким-то симфониям», и они же, переполненные впечатлениями, эмоциями и открытиями, обступив сцену, долго не отпускали Казиника, делились своими ощущениями, говорили, что услышанное им близко и понятно, что за одно выступление он им открыл классическую музыку. Феномен Казиника, на мой взгляд, проявляется в удивительном умении с помощью художественной интриги в сочетании с ярким проявлением артистизма и вдохновения добиваться контакта аудитории с высокой музыкой. И я уверена, что метод Казиника должен стать неким эталоном для педагогов-музыкантов, чья миссия — просвещать. Приобщая людей к высокохудожественным образцам разных направлений музыки, педагог должен делиться с ними своим восторгом, зажигать их своим огнем, открывать им не только то, что написано в учебнике, а прежде всего то, что открылось ему самому…
Иван Липтуга:
— Прежде всего нужно сказать, что социальная сфера и культура в экономически развитых странах финансируются за счет государства. Это правильно, и так должно быть. Как в здоровом теле здоровый дух, так и в стране со здоровой экономикой и культура здоровая. В Украине, к сожалению, пока нет ни здоровой экономики, ни культуры.
Говоря же о культуре, я подразумеваю не культурное наследие, — оно как раз у нас есть, а именно культуру современной Украины и представление о ней у государства, бизнеса и простых граждан. В этом отношении в нашей стране наблюдается некий парадокс. Государство на фоне экономического и политического развала страны совершенно не уделяет внимания культуре (за исключением некоторых акций, важных политически). В основном же культурные проекты осуществляются за счет частного капитала.
Расскажу о нашем опыте. Основными направлениями деятельности фирмы «ПЛАСКЕ», где я работаю вице-президентом, являются организация экспедирования грузов и логистические услуги, транспортно-туристические услуги и информационно-консультационное обслуживание.
Являясь одной из лидирующих компаний на транспортном рынке Украины, мы тем не менее считаем своим долгом поддерживать ряд социальных проектов. Среди них я бы выделил сотрудничество с Одесским литературным музеем, которое носит системный и долгосрочный характер.
Так, скажем, совместно с литературным музеем мы ведем два интересных проекта. Первый — «Одесский календарь», который выходит ежегодно ко Дню рождения Одессы. И в рамках его же — последние три года с нашей помощью выходит серия календарей «История одной улицы». Эти яркие, художественно оформленные календари повествуют о той или иной легендарной одесской улице, подкрепляя рассказ историческими материалами и экспонатами, собранными научными сотрудниками литературного музея. В этом году, в связи с юбилеем знаменитой Одесской научной библиотеки им. Горького, календарь посвящен истории улицы Херсонской, ныне Пастера.
Второй наш долгосрочный культурный проект — это Сад скульптур во дворике того же литературного музея. Первая мини-скульптура — памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу (идея Михаила Жванецкого, скульптор Резо Габриадзе) появилась там почти пятнадцать лет назад. Сад стал неотъемлемой достопримечательностью нашего города. По задумке моего отца Леонида Липтуги, каждый год 1 апреля в день Юморины здесь открывается новая знаковая скульптура. Все они, безусловно, связаны с Одессой, ее литературой и фольклором и, конечно, юмором. Благодаря поддержке ЗАО «ПЛАСКЕ» в саду появились такие скульптуры, как «Сашка-музыкант», «Джинсовый Дюк» (местный краевед Олег Губарь обнаружил, что джинсы впервые сшили ни в какой не в Америке, а у нас, в Одессе), «Памятник одесскому читателю», и последняя работа, посвященная 200-летнему юбилею Н.В.Гоголя — «Птица-тройка».
А с недавнего времени мы стали официальным издателем и меценатом проекта Всемирного клуба одесситов — литературно-краеведческого альманаха «Дерибасовская — Ришельевская». Альманах регулярно выходил с 2000 года, но в связи с финансовым кризисом начал испытывать трудности. Когда редакция альманаха к нам обратилась за помощью, мы с радостью и без раздумий согласились: литературные традиции Одессы нужно обязательно поддерживать…
Что касается помощи конкретным людям. Здесь, к сожалению, полный информационный беспорядок. В Интернете появляется огромное количество неправдивых объявлений о больных детях, нуждающихся в помощи. Часто невозможно понять, какие из этих объявлений реальные, а какие мошеннические. Я согласен с Евгением Деменко — необходим единый центр, который будет учитывать и систематизировать все случаи, требующие помощи и материальной поддержки.
Занимаясь также организацией различных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, мы проводим семинары и конференции на различные темы. Одним из самых значимых в этом году событий в области профессиональных тренингов для всей Украины стал организованный фирмой «ПЛАСКЕ» мастер-класс Филипа Котлера — основателя и классика науки под названием «маркетинг». Его работы издаются с середины 60-х годов и стали настольными книгами маркетологов и менеджеров. Он написал труды не только по бизнес-маркетингу, но и по маркетингу некоммерческих организаций, музеев, городов, целых наций и др. Он является непревзойденным лидером в своей сфере и выступил автором и соавтором около 50 книг, каждая из которых стала бестселлером. Его последняя работа вышла в свет в мае 2009 года и посвящена новому маркетингу в эпоху кризисов и потрясений. Мастер-классы Филипа Котлера прошли в июле в Киеве и Одессе и вызвали в деловом мире огромный резонанс…
Валентина Серикова:
— Я очень рада присутствовать здесь…Такие емкие мысли сегодня были озвучены, они в каждом из нас отозвались и срезонировали, хотя между этими идеями, акциями и поступками вроде бы и нет прямой связи. А ведь на самом деле есть, и самая тесная.
Аристотель составил иерархию того, что важнее всего для человека. Вот смотрите: искусство, философия, религия и наука.
То есть искусство он поставил на высшую ступень. Там, где есть живое, искреннее, где есть душа, а значит, искра Божья, там начинается творчество. Духовный практик сказал бы, что работает сердечная чакра. Человек раскрывается через милосердие и сострадание. И все начинается с личной инициативы.
Я уверена, что сегодня мы собрались не зря. Понятно для чего — высказать и сформулировать. И на этом замесе выросла важная тема — роль одного человека или небольшой группы людей в выходе из кризиса, в котором мы сегодня оказались.
Валерий Хаит:
— А теперь, подводя итоги, позвольте еще один постулат. К сожалению, не мой. Как говорили древние: «Делай, что должно, и будь что будет…».
Завершая нашу первую встречу, я хочу сказать, как приятно видеться и разговаривать с теми, кто разделяет твои мысли, чувства и убеждения!
А еще я хочу вам сказать, что «Круг» наш не замкнутый. В него можно войти, из него можно выйти. Сегодня была одесская встреча. В будущем мы планируем проводить такие встречи в Крыму, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге… Встречи единомышленников…
Антуан де Сент-Экзюпери — писатель, мыслитель, летчик и немного волшебник, оставил нам удивительную молитву. Вот несколько строк из нее:
«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
…Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
…Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
…Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе.
Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
… Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
…Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».
…Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов».