На психотерапевтическом приеме.
Женщина, 35 лет:
Послушайте, вы не первый психолог, к которому я обратилась. Я была и у психологов, и у астрологов, и у ясновидящих. Мне все говорят одно и то же… Не грузите меня. Лучше расскажите, где мне расставить камни в комнате, чтобы мужчины в жизни появились.
К психотерапевту на прием приходят разные клиенты. Некоторые готовы взять ответственность за работу и изменения в своей жизни на себя, некоторые хотят, чтобы эту работу сделали за них другие, некоторым нужен просто толчок, направление или ускорение для их осознанного движения. Женщине, которая задала вопрос о камнях, я, конечно, рассказала, что сами по себе камни, даже правильно расставленные, не изменят ситуацию в ее жизни. Но, возможно, ей будет интересно почитать книги о литотерапии, о влиянии камней, связанных с ними легендах. Интерес к литотерапии перерос в хобби этой женщины, а потом — в профессию. И с науки о камнях началось ее движение. Через несколько месяцев она задавала уже совсем другие вопросы.
Часто хобби может стать замечательной психотерапевтической методикой. Предложение хобби — это как намек. Вывод человек делает сам. Сам додумывает, принимает решение, создает форму. Хобби-терапия работает как переключатель фокуса внимания. Это один из способов быстро переключиться с травмирующей ситуации на что-то безопасное.
Причем любое хобби — это проявление творческого потенциала личности. А творчество в нужный момент направляет внимание человека на свой внутренний мир или способствует выходу его за пределы. В хобби — человек сам становится Автором. А это всегда путь к повышению самооценки, к выделению и осознанию своего Я.
Я собираю изображения ангелов. Это началось несколько лет назад, когда после окончания терапии одна из очень любимых и талантливых клиенток, теперь уже подруга, подарила мне фигурку ангела. Теперь их много — фарфоровых, тряпичных, каменных из разных стран. У каждого своя история. Они живут на стенках нашего дома. Мое семейство — сын и муж — с радостью знакомятся с новыми обитателями. Я спрашиваю своего четырехлетнего малыша: «Мишка, тебе нравятся ангелы?». «Конечно, они меня охраняют. Я могу теперь и в темноте ходить» (три-четыре года — время так называемого возрастного страха темноты; существует определенная возрастная норма проживания страхов).
Любой предмет, который мы приносим в дом, изображение, слово — это символ, знак, метафора. Это определенная программа, запускаемая нами. Осознанно или неосознанно.
Но хобби — не только пассивное «собирание», это еще и действие. Например, танцы — чудодейственный инструмент в работе с психофизиологической структурой человека. Занятие психологией (и на уровне чтения, и обучение на семинарах) — возможность кардинальных перемен во внутреннем и внешнем пространстве. Рисование и фотография — это способность трансформации травматического (даже неосознаваемого) опыта и раскрытие или развитие творческого потенциала.
Причем хоббитерапия работает одинаково хорошо и с детьми, и со взрослыми. Например, терапевтический рецепт — кулинария в качестве хобби — помогает ребенку (и его родителям) не только решить проблему плохого аппетита, но и развивает мелкую моторику (ведь крупу нужно перебирать, яйца взбивать и т.п.), математические способности (ведь мы имеем дело с измерениями объема и количества ингредиентов). Собирание зубных щеток помогает преодолеть сопротивление малышей в выработке гигиенических навыков… Оригами (японское искусство делать фигурки из бумаги) развивает образное системное мышление, опять-таки работает с мелкой моторикой и помогает справиться с чувством одиночества. Пение — великолепный и доступный метод для гармонизации внутреннего и внешнего пространства.
Хобби — это просто предложение выхода, направления… Классик психологии писал: «Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно сохраняет открытость психики для новых влияний и образует противовес защите по типу замещения». Любое хобби — расширение внутреннего кругозора. Единственная напутственная рекомендация — меньше серьезности. Ведь хобби, как и любое проявление творчества, — это фантазия, игра.