Пятницкое кладбище в Кременце |
Старинный Кременец на севере Тернопольщины можно без преувеличения назвать музеем. Город был свидетелем бурной истории: сперва он входил в состав Галицко-Волынского княжества, затем — Литовского государства (до Люблинской унии 1569 г.), Речи Посполитой, после третьего раздела Польши, то есть с 1795 года, — свыше столетия существовал под властью Российской империи. С 1921-го по 1939-й Кременец снова в составе Польши... Каждая историческая эпоха оставила здесь свои неповторимые реликвии.
В Кременце есть на что посмотреть. Городской голова Андрей Гуславский рассказывает:
— Для того чтобы сделать город привлекательным для туристов, нужно привести в нормальное состояние свыше 20 объектов — лицейский комплекс, дома-близнецы, провести консервацию замка… Наши расчеты показывают: по крайней мере на следующий год необходимо 1 млн. 900 тысяч гривен. Несколько десятков тысяч гривен, которые удастся заложить в городском бюджете для финансирования реставрационных работ — это чересчур мало. Основные затраты должен взять на себя госбюджет, хотя город не отказывается от участия в восстановлении историко-культурных памяток.
Не зря в мае в этом году Кабинет министров принял постановление о создании Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, куда войдут просто сказочные объекты центральной части Кременца, комплекс сооружений Почаевской лавры, замка в селе Белокриницы. Но основные реставрационные работы, скорее всего, начнутся не ранее чем в следующем году. А город имеет огромные возможности для развития международного туризма, пока что используемые очень слабо.
Поражает величием бывший иезуитский костёл (сейчас — Преображенская церковь УАПЦ) со всем комплексом зданий. Одно из древнейших — в форме буквы Е — бывший братский Богоявленский монастырь, построенный в начале XVII века. В нем много элементов ренессансного стиля. Над дверью и окнами сохранились декоративные украшения, растительные орнаменты, гармонично вписывающиеся в архитектонику фасада. Но здесь в средневековье религиозная жизнь была неразрывно связана с развитием образования.
В 1636 году при монастыре возникло братство, активными деятелями которого стали известные люди края — волынский хорунжий Данило Малинский, луцкий епископ Афанасий Пузына и другие религиозные и политические деятели того времени. Пройдет всего год — и киевский митрополит Петро Могила предоставит братству ставропигию, то есть освободит его от местной духовной власти и подчинит непосредственно себе. В Кременце будет основан филиал Киево-Могилянской академии со своими школой, типографией и госпиталем. В этой типографии появится редкостная, но тем самым не менее ценная «Граматика... языка словенскаго», а также некоторые церковные книги, в частности, «Синод... в церкві кафедральній Луцькій отправований» Афанасия Пузыны и «О мистиріях или тайнах в посполитості» Сильвестра Косова.
Очень похоже, что «Граматику» составили учителя братской школы. Взяв за основу известную «Граматику» Мелетия Смотрицкого, они упростили ее, согласовали с возрастными особенностями детей средних классов. И в течение продолжительного времени она была учебником по украинскому языку.
После поражения казацкого войска под Берестечком (1651 г.) польские магнаты и шляхта, убежавшие отсюда во время национально-освободительной войны 1648—1654 годов, возвращались на обжитые места. Национально-религиозные притеснения украинского православного народа лишь усиливались. И вот в 1701 году кременецкий староста Януш Вишневецкий пригласил в город иезуитов, которые сперва завладели униатской церковью, а со временем захватили и Богоявленский монастырь. В 1731 году на холме в центре Кременца по проекту архитектора иезуиты начали строительство большого каменного костёла Игнация Лойолы и Станислава Костки. Тринадцать лет длилось сооружение архитектурного комплекса, куда вошли костёл и два учебных корпуса коллегиума. А после третьего раздела Польши (1795 г.) в 1805 году польский магнат Тадеуш Чацкий — главный визитатор Волынской, Киевской и Подольской губерний — основал на их базе Высшую Волынскую гимназию, в 1819 году реорганизованную в лицей.
Учебные курсы этого заведения мало чем отличались от программ Виленского университета. Здесь преподавали известные тогдашние ученые — украинский биолог австрийского происхождения Виллибальд Бессер, польский историк демократического направления Иоахим Лелевель, украинский природовед Антон Анджеёвский, литературовед Эвзебиуш Словацкий — отец Юлиуша Словацкого, правовед Александр Мицкевич — брат Адама Мицкевича и прочие. Но лицею будет благодарно не одно поколение украинцев: здесь сформировалась так называемая украинская школа в польской литературе — Антоний Мальчевский, Юзеф Коженёвский, Тымко Падура и другие. Воспитанники лицея поддерживали тесные контакты с деятелями декабристского движения в Украине.
Судьба вручила Кременцу еще и особый подарок. Дочка управителя имений лицея Янушевского Саломея выходит замуж за профессора лицея Эвзебиуша Словацкого. И 4 сентября 1809 года в Кременце родился великий польский поэт, автор «Конрада Валенрода» и «Української думи» Юлиуш Словацкий. Сохранился дом, где Юлиуш прожил с 1809 по 1811 год, пока его отца не перевели на кафедру польской литературы Виленского университета. Будучи студентом в Вильно, поэт не раз приезжал на каникулы в Кременец. До недавнего времени в семейном доме Словацких находилась городская библиотека. Тем не менее в прошлом году министры культуры Украины и Польши подписали соглашение, в соответствии с которым украинская сторона обязалась найти для книгохранилища другое помещение, а польское правительство — выделить деньги на реставрацию дома Словацких. Сейчас активно ведутся восстановительные работы.
Напротив этого дома увидите здания францисканского монастыря XVI века, построенного по распоряжению итальянской королевы Боны, и костёла (1636 г.) в готико-ренессансном стиле. В 1832 году, после того как Волынь вошла в состав Российской империи, костёл был переосвящен в православный Николаевский собор. Ныне он принадлежит УПЦ Московского патриархата.
Другой важный религиозно-культурный памятник — бывший монастырь католиков-реформаторов, возведенный в 1760 году. Позднее здесь находились монахи-василианы, выдворенные польской властью из Богоявленского монастыря. Реформаторов перевели в село Большие Дедеркалы. А название Богоявленский монастырь василианы дали новому помещению. С 1838-го оно стало православным, и здесь разместилась резиденция епископа православной церкви Волынской губернии.
Первое письменное упоминание о Кременце датируется 1227 годом. Под замком, которым владел тогда тесть князя Данилы Галицкого Мстислав Удатный, положили головы много угров. Не взяла его и орда Батыя в 1240 году. А когда польские короли отстроили его и превратили в неприступную твердыню, то продолжительное время никто не мог одолеть ее. Это удалось только казацким отрядам, во время войны под предводительством Богдана Хмельницкого в сентябре 1648 года окружившим замок. После этой героической битвы он утратил свое значение и больше не отстраивался.
Возле подножия Замковой горы видны каменные кресты казацких могил. А неподалеку и по сей день сохранилось Пятницкое казацкое кладбище (название происходит от церкви Параскевии Пятницы), где, по преданиям, свыше трехсот лет назад полегли казаки. С ветром разговаривают свыше ста могил. Одна из плит по форме напоминает кобзу. Возможно, так увековечена память о казаках-бандуристах.
Однако туристы, прибывающие в город, лишь походя видят памятные следы исторических эпох. В большинстве своем экскурсанты дольше одного дня в Кременце не задерживаются. Их привозят, как правило, туристические фирмы из восточных и центральных регионов Украины и сразу же везут дальше. Одна из основных причин кратковременного пребывания — слабая туристическая инфраструктура города. Коммунальная гостиница уже продана, и сейчас она используется в других целях. Правда, недавно один из жителей и предпринимателей города Владимир Чуба основал частную гостиницу на 40 номеров с торговыми точками, где нынче и останавливаются редкие туристические группы. Современные путеводители, видеокассеты о Кременце тоже остаются только пожеланием. И город-музей, получается, создан вроде бы для самого себя. А туристы — это уже как повезет…