Французская кинозвезда Натали Бай: «Я знаю, как пахнет Париж…»

Поделиться
Как и любой уважающий себя фест, «Уик-энд в Каннах» подготовил сюрприз.

В Киеве состоялся, уже ставший традиционным, третий «Уик-энд в Каннах» - ежегодный киносмотр хитов и премьер МКФ класса «А». Как и любой уважающий себя фест, «Уик-энд в Каннах» подготовил сюрприз. Специальное событие - сборник короткометражных фильмов «5 портретов Натали Бай», сделанный по заказу CANAL+.

Эта последняя работа популярной актрисы Натали Бай (в другой транскрипции - Бей), приехавшей в Киев, чтобы лично представить ее зрителям. На фестивале состоялся показ и одного из любимых фильмов артистки - криминальной драмы «Молодой лейтенант» режиссера Ксавье Бовуа (2005). Картина получила приз ассоциации европейских кинотеатров на Венецианском кинофестивале, а Натали Бай была удос­тоена престижной кинопремии «Сезар» в номинации «Лучшая актриса».

В Украину обладательница четырех(!) «Сезаров», призер Вене­цианского кинофестиваля за исполнение главной роли в фильме Фре­дерика Фонтейна «Порнографическая связь», материализованное воп­лощение французского вкуса, стиля и шарма, улыбчивая и «не звездная» Натали Бай приехала впервые.

- Мадам Натали, вы впервые приехали в наш город. Успели немного погулять. Есть ли в Киеве что-то, поразившее вас, не характерное для Франции?

- Меня удивила яркость домов - розовые, зеленые, голубые! Невероятные сочетания! Мы побывали на большом рынке на Подоле, и меня поразила щедрость, с какой хозяйки дают пробовать свой сыр, другие продукты. И делают это так тепло, гостеприимно, по-дружески. Жаль, мало времени, хотелось больше увидеть.

- Мадам Натали, вы работали с Франсуа Трюффо, Жан-Люком Годаром, Стивеном Спилбергом, другими крупными режиссерами. Почему для презентации в Киеве ваш выбор пал именно на картину Ксавье Бовуа «Молодой лейтенант»?

- Я сыграла более чем в 85 фильмах. И не могу сказать, что данная работа - самая любимая. Но так сложилось, что с режиссером нас связывают очень добрые отношения, я ценю его как профессионала и человека.

Недавно Бовуа снял картину «Люди и боги», которая с большим успехом прошла во Фран­ции, потому из уважения к его творчеству я и привезла в Киев «Молодого лейтенанта».

История моего участия в этом фильме весьма любопытна. Главная роль - опытного капитана полиции - поначалу предназначалась для актера-мужчины. А мне режиссер предложил второстепенную - прокурора. Бовуа долго ждал согласия артиста, который должен был играть полицейского, - тот был занят. И, наконец, сказал: «Придумал! Я поменяю вас местами. Главную роль будешь играть ты!» Я размышляла четыре с половиной минуты… и согласилась! Я очень люблю свою героиню: когда готовилась к роли, много раз приходила в полицейские участки Парижа, наблюдала, как работают женщины, занимающие такие же должности, как и мой персонаж в фильме. И была поражена, насколько они женственны, несмотря на то, что сутками вращаются в сугубо мужском специфическом коллективе, как отдаются службе, получая при этом не очень большую зарплату.

- Мне кажется, что в «Молодом лейтенанте» для портрета вашей героини - талантливого копа не менее важна драматическая история, которую она пережила…

- Несомненно! У Каролин умер семилетний ребенок, были проблемы с алкоголем… И молодой лейтенант, которого она берет в криминальный отдел на работу, напоминает ей сына... Меж­ду начальницей и подчиненным складываются особые отношения: 50-летняя Каролин прикипела к Антуану всей душой, опекает новичка… В финале, когда тертый капитан полиции стреляет в убийцу молодого лейтенанта и ликвидирует его, обычная женщина и мать Каролин испытывает огромное потрясение. И проход героини фильма берегом моря в одиночестве, наверное, должен подвести зрителей к мысли - жизнь нелегка, но и прек­расна!..

- Кроме Ксавье Бовуа, кто еще из актеров, режиссеров (с которыми вы встречались на съемочной площадке) наиболее близок вам по духу?

- Наверное, Франсуа Трюф­фо... Встреча с ним, действительно, профессионально важная для меня. Произошла она, когда Трюффо предложил мне главную роль в фильме «Американская ночь».

Жерар Депардье… Я начинала работать с ним, тогда совсем молодым и никому не известным актером, еще в театре.

Режиссер Тони Маршалл, снявший «Салон красоты «Венера».

Одри Тоту, с которой мы дважды пересекались на площадке: у упомянутого Маршалла и Пьера Сальвадори в картине «Комплексный уход».

Обе эти ленты мне дороги.

Николь Гарсия, актриса и режиссер, весьма популярная сейчас как постановщик фильмов в Америке. Я снималась в ее дебюте, и с тех пор мы с Николь дос­таточно близкие подруги.

В моей жизни было много прекрасных встреч! И нередко случается, что долго не видимся с человеком, но каждая новая встреча всегда искренна и насыщена.

- Известно, что с детства вы хотели быть танцовщицей. Профессионально занимались классическим балетом. И вдруг решили изменить ему - начали изучать драматическое искусство…

- Мои родители были художниками. Но целенаправленно не толкали меня к какой-либо творческой профессии. Люди этого вида искусства вообще не склонны выпячивать свое «я». У Оскара Уайльда есть замечательная фраза: «Нужно мыслить как художник, а жить как буржуа».

Они воспитывали меня традиционно. Но поскольку я очень плохо училась в школе, к тому же страдала дислексией и мне было трудно читать, мама решила отдать меня на танцы в раннем возрасте. На классический балет. Когда мне исполнилось 14 лет, а в школе дела пошли совсем худо, родители отправили меня в балетную школу в Монако. Она славилась очень хорошими строгими русскими преподавателями. И отец сказал: «Раз уж ты выбрала этот путь, занимайся профессионально».

- Если у вас учителя из России (тогда Советского Союза), вы наверняка хорошо знаете русский балет. Кумиры были?

- Конечно! Всех завораживала Майя Пли­сец­кая, когда она танцевала в Большом театре.

Галина Уланова…

И Рудольф Нуриев. Он каждый год в июне приезжал к моему педагогу в Монте-Карло и мы вместе отрабатывали номера. Мне исполнилось лишь 14, когда я впервые увидела Нуриева у балетного станка - это было потрясение! Шок!

- А с Майей Плисецкой повезло познакомиться?

- Когда была маленькой, на гастроли в Париж приезжал Большой театр. Родители водили меня на спектакль. А позднее посмотрела хороший документальный фильм о Плисецкой, он шел во Франции в прокате. Там было много ее интервью. Неверо­ятная жизнь и судьба!

- Вы ушли из дома подростком. Профессиональная балетная школа: с одной стороны, жесткая дисциплина и тяжкий тренинг, с другой - множество соблазнов, поскольку родители находятся далеко. Как совмещали несовмес­тимое?

- Тот период был сложным. Родители собирались разводиться, и все время ссорились. Я очень страдала по этому поводу, потому что хотела, чтобы они любили друг друга и жили вмес­те. Кроме того, у меня был брат, младше меня на 12 лет. И я чувст­вовала за него ответственность. Поэтому между строгими нравами балетной школы и драмой, которую переживали родители, у меня не оставалось зазора - ни времени, ни желания пойти «налево». Можно даже сказать, что и подросткового возраста у меня не было.

- Почему все-таки мечту о балете вы решили поменять на профессию драматической актрисы?

- Когда мне исполнилось 17 лет, родители отправили меня в Нью-Йорк. Я продолжала там учиться танцам и подрабатывала как бебиситтер. В девятнадцать вернулась в Париж.

Пыталась искать работу по профессии, но танцовщицей я была хоть и не совсем плохой, но уж точно не гениальной. И найти себя в этом качестве не получалось.

И вот однажды моя подруга абсолютно случайно привела меня на занятия в драматический кружок. Там меня заметил преподаватель и познакомил с коллегами из консерватории (Выс­шая национальная консерватория драматического искусства. - Авт.). Там я быстро влилась в профессиональную обойму, сразу получила несколько предложений играть в театре. А как только попробовала актерство на вкус, поняла: это моя стихия! Она мне ближе, чем танец. Больше к профессии танцовщицы я уже не возвращалась.

- А в театре сегодня играете?

- Регулярно. Два года назад была занята в весьма радикальной современной пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе.

- Многие ваши звездные коллеги, не доверяя, очевидно, легкомысленной музе лицедейства, открывают собст­венный бизнес. Жерар Де­пардье и Пьер Ришар, например, увлекаются виноделием, экспериментируют с рес­торанами… А у вас есть свое дело?

- О нет, я совершенно не бизнес-леди!

- Если представить ситуацию, что в мире не существует ни театра, ни кино, кем видите себя?

- Я бы скучала... Сложно представить такую цивилизацию, но выбрала бы, очевидно, профессию, связанную с человеческим существом. Может, врач или человек, помогающий людям самовыразиться, найти себя. Что-то из этой области.

- Париж - признанная в мире столица моды. Как относитесь к искусству французских кутюрье? Кого-нибудь из них выделяете?

- Не могу сказать, что я одержима модой. Конечно, мне приятны красивые вещи. Фран­ция действительно славится дизайнерами одежды. Многие из них очень известны, но это не значит, что они талантливы.

Я бы выделила Жанну Лан­вен. Кроме того, что я знаю ее лично и она прекрасный человек, в моделях Ланвен есть некая изысканность, в наши дни редко встречающаяся.

Сегодня ценится не столько элегантность, сколько марка и внешний признак богатства. Раньше - у Кристиана Диора и Коко Шанель - в чести были качество и красота, а сегодня многочисленные брендовые сумки и парфумы - лишь фиксация некоего официального статуса. Вульгаризация того, что раньше являлось модой.

- Вы упомянули парфум - еще один бриллиант в короне французской гордости. На ваш взгляд, какой аромат характеризует Париж? Холод­ный, теплый, терпкий, свежий?

- Запах - нечто весьма интимное, его сложно ассоциировать с городом. Аромат рифмуется с человеком - его кожей, лицом, характером… Есть какой-то парфум под названием «Париж», но я не знаю, как он пахнет, насколько соответствует названию.

Наверное, Парижу подошел бы некий безвременной запах. Этот город признан человечеством уже давно. Думаю, ближайшие тысячелетия он будет на высоте, потому что необычайно красив.

Хотя в то же время Париж невероятно утомителен, сжигает тебя. Но, несмотря на это, город волшебный, город-музей. И я, почти всю жизнь прожив там, до сих пор не устаю поражаться уникальности Парижа… Не знаю, какой аромат не имеет времени? Может быть, «Шанель №5»?..

- А какой парфум предпочитаете сегодня вы?

- Мой любимый аромат - запах кожи. У каждого человека он индивидуален. Когда мы касаемся плеча любимого мужчины или обнимаем ребенка, прислоняемся к бабушке - чувствуем запах этого человека, он тебя будоражит…

Что касается парфумов, я не верна определенному аромату, меняю их. В повседневной жизни люблю легкие свежие запахи и пользуюсь не столько духами, сколько туалетной водой.

Бывает весьма неприятно, когда шлейф от туалетной воды, воссоздающий в памяти образ определенного человека, с которым ты был близок, вдруг ощущаешь на другом… Именно поэтому я люблю запах кожи - он всегда индивидуален.

- У вас есть дочь Лаура. Она пошла по вашим стопам или выбрала свой путь?

- Лаура занимается тем же, что и я. Она актриса.

Иногда смотрю фильмы, в которых она играет. Дочь следит за моими работами.

Но я никогда не толкала Лауру к актерству, и услышав, что она хочет стать артисткой, очень переживала, поскольку знаю, насколько сложна и коварна эта профессия. Избранных в ней немного. Но Лаура талантлива. И это ее спасает. Она самос­тоятельна и уверенно строит свою жизнь именно в этой области.

- У нее ваша фамилия?

- Нет, у нее фамилия отца - Смет (настоящая фамилия рок-певца, композитора и актера Джонни Холлидея. - Авт.)

- Если выдается свободное время, чем занимаетесь?

- Встречаюсь с близкими, родственниками, занимаюсь домом, читаю, готовлю. Хожу в кино, театр, общаюсь с дочкой, с друзьями. Наверстываю все то, что ускользает от меня, когда снимаюсь.

- А что читаете?

- Читаю много. Самые разные книги. И современную литературу, и классику. Рассказы Чехова почитываю, Шатобриана, Пруста. Люблю новую американскую прозу.

- Музыка?

- Слушаю тишину. Не люблю фоновую музыку. Ее обилие в ресторанах, метро, такси меня раздражает. Слушать музыку - значит, погружаться в нее.

- Есть ли черты характера, от которых вы хотели бы избавиться?

- Раньше я была нетерпеливой. Но в этом плане есть прогресс. Пытаюсь совершенствоваться.

- В любовь верите?

- Это основа жизни.

- Сейчас влюблены?

- Не совсем... Но, надеюсь, скоро это случится.

Избранная фильмография Натали Бай:

«Американская ночь» (1973)

«Зеленая комната» (1978)

«Спасайся, кто может» (1980, премия «Сезар»)

«Странное дело» (1981, премия «Сезар»)

«Доносчик» (1982, премия «Сезар»)

«Я вышла замуж за тень» (1982)

«Берег левый, берег правый» (1984)

«Уик-энд на двоих» (1990)

«Салон красоты «Венера» (1998)

«Порнографические связи» (1999)

«Цветок зла» (2003)

«Молодой лейтенант» (2005, премия «Сезар»)

«Клиентка французского жиголо» (2008)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме