ЕСЛИ ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ…

Поделиться
«…Я бегло просмотрел ворох утренней почты. Не распечатывая, бросил в ящик стола полдюжины конвертов со счетами, которые не собирался оплачивать в ближайшее время...

«…Я бегло просмотрел ворох утренней почты. Не распечатывая, бросил в ящик стола полдюжины конвертов со счетами, которые не собирался оплачивать в ближайшее время. С минуту поразмыслив, отправил туда же пару повесток в суд. Швырнул в корзину для бумаг два десятка рекламных писем, настойчиво предлагавших мне обзавестись новой сантехникой, лекарствами от насморка или экономичной пачкой памперсов. Оставшийся на столе последний конверт привлек мое внимание…»

Примерно так начинается едва ли не половина американских детективов. И читатель, с этого момента погруженный в проблемы сыщика и его клиента, имеет все шансы заметить, что уж тамошняя почта явно может похвастаться гордым «ноу проблем!».

Государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта» порадовало журналистов всесторонним отчетом об итогах работы в первом квартале 2002 года. Итоги весьма и весьма оптимистичны: почтовики перевыполнили план по доходам на 108%, выплатили все налоги и сборы в бюджет, на четверть подняли среднюю зарплату своим работникам и ухитрились остаться в плюсе, получив 7,1 миллиона гривен чистой прибыли. Ощутимо выросли объемы пересылаемой письменной корреспонденции, денежных переводов, периодических изданий. Почта осваивает все новые и новые виды услуг: «Курьерская доставка почты», «Лекарства по заказу», «Фотоуслуги почтой» и даже «Табак по почте». Все активнее идет торговля: не только открытками, конвертами и периодикой, но и самыми разными «товарами народного потребления», что и составило в отчетном квартале более четверти всех доходов «Укрпочты». Совершенствуется система перевозки корреспонденции автотранспортом. Развивается корпоративная электронная сеть, создаются почтовые интернет-пункты: на сегодня их 25 в 13 областях Украины. Словом, пусть не «ноу проблем», но все как у людей…

А люди все роптали и роптали…

А вот люди, то бишь потребители, по своей натуре эгоисты. Сколько ни убеждай их красноречивыми цифрами и фактами, а они хотят от почты немногого: чтобы вовремя и чтобы не пропадало. Качества хотят. В отчетном квартале почтовики свой норматив качества даже перевыполнили: в областные центры в рамках классической формулы Д+2 (Д — это день отправления) доставлено 82% корреспонденции, а хватило бы и 74%. Весьма либеральный норматив, да и формула не из области космических скоростей… И тем более обидно в который раз оказываться в числе «недотянутых» восемнадцати процентов.

Генеральный директор «Укрпочты» Василий Мухин не скрывает: качество — на сегодня главная проблема почтового ведомства. А тут, как известно, кадры решают все. Он искренне завидует руководителям украинского филиала компании «МакДональдс»: те с самого начала заявили, что не возьмут к себе ни единого человека, хоть один день проработавшего в системе советского «Общепита». Легче обучить с нуля, чем ломать устоявшийся стереотип отношения к работе. Заменить все 93 тысячи человек, работающих на «Укрпочту» в режиме полной занятости, разумеется, нереально. В.Мухин надеется, что средняя зарплата, подросшая до 293 гривен, привлечет в ряды работников почты молодежь. А менеджерам уровня начальника отделения он готов платить и по 500 долларов в эквиваленте — лишь бы могли поставить работу на современном европейском уровне.

«Чистки» в почтовом ведомстве таки грядут. На этот и следующий годы запланирована административная реформа: будет проведено структурное укрупнение, из 27 дирекций останется только 13, автоматически сократится около трехсот рабочих мест — руководителей среднего эшелона, клерков и т.п. Производственных работников — почтальонов, сортировщиков, водителей и так далее, заверил директор «Укрпочты», плановые сокращения не коснутся.

Вылавливать же «отдельных нерадивых сотрудников» поможет новая система диагностического контроля, внедренная «Укрпочтой» с благословения Опекунского совета Всемирного почтового союза. Теперь в контрольные конверты, рассылаемые по Украине по всем направлениям, будут вкладываться электронные чип-карты, позволяющие в любой момент отследить, где именно находится письмо, спешит ли оно к адресату или мирно лежит на полке. Это только первая фаза проекта, одобренного ВПС. На следующем его этапе почта внедрит систему штрих-кодирования заказной корреспонденции. Штрих-код заменит все бумажные квитанции, сопровождающие такие отправления; ускорит, по идее, скорость их прохождения, а также поможет быстрее и надежнее вести контроль.

Второй грандиозный проект наших почтовиков — присоединение к Международной финансовой системе Всемирного почтового союза. Это прикладная программа Центра почтовых технологий ВПС, которая поможет ускорить работу по заключению двусторонних соглашений со странами СНГ, Балтии и дальнего зарубежья относительно обмена электронными почтовыми переводами. Одновременно с нами к МФС присоединились Россия, Беларусь и Казахстан — с ними «Укрпочта» и начнет сотрудничать в первую очередь с июля этого года. Программа должна усовершенствовать систему электронного перевода и внутри страны; пока эта экзотическая услуга не особенно пользуется доверием нашего народа.

В который раз глава «Укрпочты» помянул незлым тихим словом отечественные дороги. С «Укрзалізницею» любовь не сложилась: и тарифы железнодорожники заламывали дай боже, и график приходилось подгонять под расписание поездов. На сегодня «Укрпочта» сохранила один железнодорожный маршрут: Киев—Москва. Да и от того в обозримом будущем лучше отказаться: почтовые вагоны, особенно международные, как показывает практика той же России, то и дело используются не по назначению: в них перевозят все что угодно, благо броню и охрану обеспечивает почтовое ведомство. Автомашины не то чтобы безусловно выгоднее с экономической точки зрения, но с ними и свободнее, и спокойнее. Сейчас «Укрпочта» ведет переговоры о налаживании автосообщения с той же Россией, Молдовой, Польшей и т.д., а на днях заработал маршрут Киев—Перемышль. Внутри страны на сегодня действуют 27 автомагистралей. Но дороги, ох уж эти дороги… Впрочем, одной из двух главных бед они считаются не у нас.

«Укрпочта» вынуждена подтягивать качество — она уже не является абсолютным монополистом на почтовом рынке. Если, как уже говорилось, объемы письменной корреспонденции, периодики и денежных переводов по сравнению с первым кварталом прошлого года выросли соответственно на 18, 12 и 19%, то количество посылок на 13% упало — эту нишу перетянули на себя конкуренты. Заметно их присутствие и в сферах международного почтового сообщения, курьерской доставки, банковских платежей. У частных компаний, занимающихся пересылкой почтовых отправлений, тарифы, разумеется, гораздо выше — но, отправляя ценную посылку, клиент согласен переплатить, получая в обмен стопроцентную гарантию: не пропадет и дойдет вовремя.

Роскошь человеческого общения

Впрочем, по письмам «Укрпочта» пока уверенно держит монополию. Страна мужественно перенесла недавний подъем тарифов: объемы корреспонденции продолжают расти. Василий Мухин открыл секрет: с первого июля тарифы снова поднимутся на пять копеек, но этого не заметит никто, кроме тех, кто запасся впрок конвертами: они-то как раз на те же самые пять копеек подешевеют.

Не боятся почтовики (пока) и конкуренции со стороны Интернета. Время, когда Украина станет повально компьютеризированной, еще далеко за горами. Поможет и зарубежный опыт: в Германии служба «Дойче Пост» уже почувствовала на себе влияние Сети, потеряв объемы писем; но, имея собственную разветвленную сеть — почтовую — и хороших менеджеров, нашла для себя другие ниши и сейчас получает миллиардные прибыли.

Вообще, в развитых странах структура письменной корреспонденции разительно отличается от нашей. Обычная частная переписка составляет там 20% от общего объема, а то и меньше. Все остальное — так называемая «промышленная почта»: официальные, деловые письма; счета от коммунальных структур, различных организаций, компаний и просто магазинов; а также огромный массив адресной рекламы.

У нас же все наоборот — более 80% частной почты и максимум 20% — «промышленной». Но генеральный директор «Укрпочты» и тут преисполнен оптимизма. Наши коммунальные структуры, например «Киевэнерго», уже идут на то, чтобы пересылать свои счета в конвертах. Такая практика распространена во всем мире: зачем вашему соседу знать, сколько вы сожгли света или, скажем, наговорили по телефону, каждую субботу названивая в Соединенные Штаты? Не говоря о моральном ущербе, такая информация может стать неплохой наводкой и для криминальных элементов.

А огромные возможности адресной рекламы? В отличие от плакатов и роликов в СМИ, реклама в конверте на уровне подсознания воспринимается как конфиденциальное сообщение, что повышает ее эффективность. Кроме того, заграничные рекламщики давно взяли на вооружение социологический вывод: именно получение письма часто воспринимается человеком как главное событие дня. Правда, на Западе многие люди принимают всевозможные меры для того, чтобы такая «корреспонденция» не засоряла их почтовые ящики; но у нас процесс только-только пошел, и до этой стадии еще далеко.

Так что подвинуть обычных людей почаще писать друг другу — отнюдь не приоритет для нашего почтового ведомства. Комментируя результаты национального молодежного эпистолярного конкурса «Письмо человеку, в общении с которым ты нуждаешься» (международный конкурс с 1969 года проводит ВПС под эгидой ЮНЕСКО), В.Мухин не выразил надежды, что конкурс в какой-то степени подвинет подростков активнее переписываться. Мол, новое поколение выбирает более современные средства общения…

Впрочем, Алеша Яцыченко, занявший первое место, в свои четырнадцать не испорчен Интернетом или мобильной связью. С посильной, но не навязчивой помощью мамы — учительницы русского языка и литературы — мальчик написал письмо куперовскому Зверобою, лучшему другу, какого только можно пожелать в четырнадцать лет. Но в жизни, признался Алеша, он не переписывается ни с кем. Написал было одному мальчику в Мариуполь, а письмо вернулось. Наверное, адрес неправильно указал… мало ли. Даже победа в конкурсе не особенно добавила Алеше эпистолярного энтузиазма: тут и нормальная мальчишеская лень, да и друзей, таких, как Зверобой, у него нет…

…Украинская почта набирает обороты. О том, что у наших почтовиков, наконец-то, «ноу проблем», вы догадаетесь, когда, заглянув с утра в почтовый ящик, вытащите оттуда толстую пачку конвертов со счетами, официальными уведомлениями и, конечно, непобедимой рекламой. Хотелось бы только, чтобы в этом ворохе нашлось хотя бы одно письмо, которое действительно станет для вас главным событием дня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме