ДВИГАТЕЛЬ С ТОРМОЗОМ

28 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 28 марта-4 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Как видно из опыта развитых стран Запада, научно-технический прогресс определяет их благосостоян...

Как видно из опыта развитых стран Запада, научно-технический прогресс определяет их благосостояние, поскольку позволяет производить промышленную продукцию лучшего качества и более дешевую, чем у конкурентов из отсталых стран третьего мира, в том числе и из стран бывшего СССР.

Богатейшая, в плане наличия полезных ископаемых, страна мира - бывший Советский Союз, по существу, никогда не делала ставки в своем развитии на интеллект и талант своего народа, как в странах Запада. Огромные запасы полезных ископаемых, по сути дела, развратили высшее и среднее руководство СССР своей дешевизной и позволили им при решении насущных проблем страны практически не обращать никакого внимания на тысячи изобретений, поступавших ежегодно со всех концов огромной страны (только из Украины около 40%). Эти изобретения, характеризующие очень высокий интеллектуальный уровень нашего народа, никогда не использовались во благо нашего народа, не используются они сейчас, и мало вероятно, что они будут использоваться в будущем, поскольку ситуация в большинстве наших разрабатывающих и внедряющих учреждений просто ужасающая.

В последние годы своего существования Советский Союз имел две мощнейшие армии. Советскую Армию численностью более пяти миллионов человек и соизмеримую с ней по численности армию научно-технических работников в системе Академии наук СССР, Министерства образования, а также в различных других министерствах и ведомствах (так называемая ведомственная наука). Выдающиеся результаты деятельности этих двух армий теперь уже всем хорошо известны.

Меня просто поразило сообщение бывшего министра Минмашпрома Малева о том, что в системе этого министерства имеется около 380 различных специальных НИИ и СКТБ, а конкурентоспособной продукции мы имеем всего ничего. Вот это результаты! И это за столько лет конверсии!.. Да если бы каждое из этих учреждений выдало за эти годы хотя бы по одному виду приличной продукции, то не пришлось бы нам торговать с другими странами, в убыток себе, только металлом, сахаром и необработанными шкурами коров!.. И удивляться-то здесь в принципе нечего. Ведь известно, что конструкторско-технологический персонал этих учреждений по своим знаниям и прошлому опыту работы в закрытых проектных организациях просто не способен выпускать массовую продукцию, рассчитанную на широкого потребителя. Привыкшие разрабатывать и выпускать изделия в единичных экземплярах или малыми сериями, не считаясь с их себестоимостью (а я знаю НИИ, у которого коэффициент выхода годных приборов составлял аж 0,1 процента) и запросами массового потребителя, они просто не способны в короткие сроки перестроиться или, что то же самое, переучиться под новые для них требования рынка.

Необходимо также учитывать, что большое количество разработок у нас было, мягко говоря, просто «заимствовано» у ведущих фирм Запада, конечно, без покупки как патентов, так и лицензий на их производство. И, что самое интересное, такие «наши» разработки, как правило, значительно уступали заимствованным образцам почти по всем техническим характеристикам, кроме случая с первой «нашей» атомной бомбой. Причиной этому была, с одной стороны, безобразная технологическая отсталость практически во всех отраслях промышленности, в чем виновата наша «самая передовая в мире наука», а с другой стороны, как это ни обидно признавать, все-таки очень низкий уровень квалификации наших разработчиков, то есть инженерно-конструкторского и технологического состава.

Социалистическая система создала такие условия в проектных организациях и различных НИИ, что ведущими разработчиками, то есть ведущими конструкторами, технологами, руководителями групп разработчиков, главными конструкторами проектов, начальниками лабораторий, КБ, СКБ, НИИ и т. д., от которых зависит технический уровень любой разработки, обычно становились деловые, напористые, с железной хваткой люди - и зачастую далеко не самые одаренные в техническом и научном плане.

Талантливые и способные разработчики, увлеченные своей идеей, оказывались, как правило, более слабыми в конкурентной борьбе за место под солнцем. Талант всегда очень хрупок и легко уязвим и поэтому требует к себе очень бережного и внимательного отношения. Его постоянно необходимо лелеять. Но, с одной стороны, обыкновенная зависть коллег, а с другой - боязнь начальников любого ранга иметь рядом с собой в подчинении более умного сотрудника (как бы он не спихнул меня с теплого места) приводили к тому, что талантливые разработчики, как правило, не выдерживали конкуренции со своими коллегами и уходили из своих коллективов или их просто выживали в никуда. И вообще, судьбе таланта не позавидуешь, особенно в нашем обществе. Сколько ему приходится терпеть унижений!..

Побывав в «шкуре» разработчика много лет, я встретил лишь одного руководителя приличного ранга, который не боялся талантов и способных сотрудников в своем ближайшем окружении. Это был главный инженер НПО «Октава» Алексинский Рюрик Михайлович. Талантливый инженер и руководитель, схватывавший любую интересную идею буквально на лету, он нас наставлял (я тогда был начальником КБ нестандартного оборудования): «не бойтесь выбирать себе в заместители и держать в своих коллективах инженеров более умных, чем вы сами. научитесь их просто правильно использовать, помогайте им, берегите их, и тогда успех вам в работе и в карьере, в хорошем понимании этого слова, обеспечен». Кстати, после того, как он за три года вывел наше объединение из отстающих в передовые по Министерству электронной промышленности СССР, его также ушли в никуда, потому что он сам был слишком умен для своего руководства, что недопустимо.

И вот сейчас мы имеем то, что имеем. Практически осуществлять конверсию военных предприятий в рыночном направлении у нас некому. Это, к сожалению, факт.

В феврале этого года мне случайно пришлось столкнуться с одной из наших советских разработок. Речь идет о всем известном автомобиле «Таврия». У меня просто волосы встали дыбом, когда я взглянул на конструкцию масляного насоса двигателя. Разработчики этого двигателя, а это Мелитопольский моторный завод и какой-то НИИ моторостроения теперешнего Минмашпрома, умудрились влепить по недомыслию (других слов для выражения этого абсурда у меня просто нет) «заимствованную» новинку, а именно - масляный насос с планетарным зацеплением шестерен нагнетания масла, которая, по существу, только на 0,5% выполняет роль собственно самого насоса, а на 99,5% - гидротормоза, установленного на коленчатом валу двигателя.

Здесь разработчики на минуточку (длящуюся уже более 20 лет) не учли одного «пустяка», а именно, что масло в этом насосе в количествах от четырех до сорока литров в минуту зачем-то разгоняется шестернями насоса до скорости 6870 км/ч, на что расходуется такое большое количество энергии, которое соизмеримо с количеством энергии, затрачиваемой для движения собственно самого автомобиля. Затем здесь же, в насосе, эта скорость гасится почти до нуля стенкой корпуса, стоящей на пути движения масла, в результате чего в полости перед стенкой образуется самый настоящий тромб, препятствующий движению масла в масляный канал двигателя, с одной стороны, а также препятствующий поступлению масла в эту полость из шестерен насоса, с другой стороны, то есть закон Бернули, на который ориентировались разработчики, в этой конструкции насоса абсолютно не работает, поскольку стационарного потока, для которого действителен этот закон, здесь нет и в помине. А сам насос, в буквальном смысле, работает в двигателе как гидротормоз, который просто-напросто толчет своими шестернями масло, совсем как в известной украинской поговорке «толчет воду в ступе».

В общем получается дичайшая ситуация! Даже нарочно такое не придумаешь! Вот до какого маразма может довести бездумное «заимствование» иностранных новинок!

В общем же использование в двигателе этого масляного насоса, то бишь гидротормоза, по существу равносильно тому, как если бы «Таврия» при работающем двигателе, даже без собственного движения, постоянно буксирует еще один автомобиль типа «Жигулей». А сам двигатель при этом постоянно работает с двойной нагрузкой, которая резко повышается с увеличением числа оборотов.

Вот почему у этого двигателя пробег до капремонта составляет всего 50 тысяч километров, вместо положенных ему 180 - 200 тысяч километров; вот почему вместо положенных ему 5 литров бензина на 100 километров пробега он «съедает» 10 литров; вот почему «Таврия» с таким трудом набирает скорость, а сам двигатель так быстро изнашивается.

И я просто не могу понять, как можно было в течение стольких лет не видеть очевидного, как можно было запускать в производство такой, извините за выражение, «двигатель с тормозом» и ставить его на автомобиль, обманывая при этом сотни тысяч покупателей «Таврии», людей далеко не богатых, ибо богатые-то ездят на «мерседесах» и «БМВ». Убежден, что не будь этого ляпсуса, «АвтоЗАЗ» наверняка никогда бы не оказался в таком плачевном состоянии, в котором он теперь находится, и ему не пришлось бы сейчас продаваться за гроши иностранным дядям.

И самое парадоксальное в этой ситуации: проблема с двигателем «Таврии» решается элементарно просто - путем незначительной модернизации насоса, себестоимость которой в условиях завода составит не более 50 копеек на автомобиль.

Вот это и есть действительный технический уровень наших разработчиков продукции и нашей науки в целом. С таким уровнем знаний и умения осилить собственными силами конверсию наших заводов нам не удастся никогда! А надеяться на то, что придут добрые дяди с Запада и сделают это за нас и для нас, просто наивно! Никто и никогда не будет создавать из нас конкурентов для себя. Ведь это очевидно! И выходить из этой патовой ситуации нам придется самим, и только самим. Как? Это уже тема отдельного разговора.

Ноу-хау на модернизацию масляного насоса (а это необходимо и для двигателей восьмой и девятой модели «Жигулей», а также для некоторых иномарок, правда, в несколько меньшей степени, чем для «Таврии») я готов передать «АвтоЗАЗу».

Полагаю, что уже через два-три месяца можно было бы начать массовую модернизацию двигателей «Таврии» по всей стране (на этот счет у автора имеются соображения, которыми готов поделиться), но это при условии, что «АвтоЗАЗ» решится на такой шаг, а не начнет доказывать, что он здесь ни при чем, или же вообще не будет никак реагировать на эту проблему, что также вполне возможно в нашей стране всеобщего абсурда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК