Публикация статьи А. Ковалевского «Двигатель с тормозом» (см. «ЗН», №13, 1997 г.), в которой автор «бросает камень» в сторону разработчиков конкурентоспособной (а точнее, конкурентонеспособной) на мировом рынке промышленной продукции, вызвала значительный читательский резонанс. Большинство из них волнует вопрос, как можно в сложившейся экономической ситуации помочь сотням тысячам владельцев «Таврий», которые сейчас ездят на «автомобилях с гидротормозом», двигатели которых подвергаются ускоренному износу и сжигают много бензина? Они просят автора поделиться об этом своими соображениями. Предложение кандидата технических наук А.Ковалевского о том, как выйти из этой ситуации владельцам «Таврий» и заводу-изготовителю, публикуется ниже.
Чтобы не подвергать двигатели автомобилей «Таврия» дальнейшему ускоренному износу от огромных перегрузок, создаваемых гидротормозом, то бишь «масляным насосом», чтобы тем самым сохранить хоть оставшийся моторесурс этих двигателей, на них всех, без исключения, необходимо немедленно заменить масляные насосы на новые, модернизированные. Это однозначно! Альтернативы этому просто нет!
Модернизировать двигатели самостоятельно владельцы «Таврии» не смогут, поскольку для этого необходимы детали сложной конструкции, которые можно будет производить только на заводе-изготовителе насосов. Поэтому, как я представляю, эту модернизацию двигателей должен будет сделать «АвтоЗАЗ» на своих станциях гарантийного обслуживания «Таврий».
Почему именно «АвтоЗАЗ», а не Мелитопольский моторный завод, допустивший этот грубейший конструкторский просчет? А потому, что «АвтоЗАЗ» виноват в том, что он устанавливал этот, в целом недоработанный, двигатель на свой автомобиль и он в первую очередь в ответе перед покупателем. И теперь главное - эту работу «АвтоЗАЗ» обязан выполнить бесплатно! Это тоже однозначно! И это касается всех, без исключения, автомобилей «Таврия» с двигателем Мелитопольского моторного завода, независимо от года их выпуска!
И здесь мы подошли к самой трудной и, на первый взгляд, казалось бы, неразрешимой проблеме, а именно: откуда «АвтоЗАЗ», который сейчас, по существу, банкрот, возьмет средства, и довольно значительные, на осуществление этой модернизации?
И все-таки выход их этой, опять-таки патовой, ситуации есть. Он несколько необычен, но при обоюдном желании пойти друг другу навстречу он может быть приемлемым как для «АвтоЗАЗа», так и для сотен тысяч владельцев «Таврий». И мне хотелось бы, чтобы обе заинтересованные стороны вдумчиво изучили мое предложение с учетом интересов и положения как своей, так и другой стороны. Суть моего предложения заключается в следующем.
Я полагаю, что большинство владельцев «Таврий», под давлением вышеуказанных обстоятельств, согласится временно кредитовать «АвтоЗАЗ», оплатив ему стоимость модернизации двигателя, а это порядка 100 долларов, с тем, чтобы завод вернул им эти деньги, допустим, через три года, когда он прочно станет на ноги, что вполне реально при установке на его новые «Таврии», по сути дела, нового, простого, более экономичного, более мощного и надежного модернизированного двигателя с межремонтным пробегом порядка 180-200 тысяч километров. У меня, как автомобилиста и автолюбителя с большим стажем, есть все основания считать, что имидж «Таврии» после установки на ней этого нового, модернизированного двигателя будет полностью восстановлен и она опять начнет пользоваться спросом у покупателя как внутри страны, так и за ее пределами, хотя бы в тех же самых странах СНГ.
Это кредитование «АвтоЗАЗа» со стороны владельцев «Таврий» может составить сумму порядка 50-60 миллионов долларов США. Этой суммы «АвтоЗАЗу» будет достаточно, чтобы несколько поправить свое финансовое состояние, в том числе и с оборотными средствами, необходимыми заводу как для вышеуказанной модернизации «Таврий», так и для начала выпуска новых автомобилей. Выгода такого кредита от владельцев «Таврий» для завода очевидна!
Но, вместе с тем, это будет выгодно также и для владельцев «Таврий», поскольку за это время они многократно сэкономят как на самом бензине, так и стоимости лишних ремонтов двигателя. То есть выгода здесь обоюдная!
И вот здесь я, наконец, подошел в самому главному. Дело в том, что это кредитование «АвтоЗАЗа» потерпевшими владельцами «Таврий» я предлагаю осуществить в виде акционирования, которое будет проводиться одновременно с модернизацией автомобилей непосредственно на станциях гарантийного обслуживания «Таврий», где вместо квитанции за оплату стоимости модернизации владелец «Таврии» получает специальную акцию «АвтоЗАЗа» номинальной стоимостью $100, на которую с этого момента начинают начисляться дивиденды и которая в обязательном порядке, допустим, через три года не более, должна быть выкуплена «АвтоЗАЗом» вместе с начисленными на эту акцию дивидендами. Таким образом, сотни тысяч владельцев автомобилей «Таврия» волей-неволей становятся почти одновременно и владельцами (акционерами) самого «АвтоЗАЗа».
В связи с этим возникает интереснейшая ситуация, при которой сотни тысяч владельцев «Таврий», на собственном опыте оценивших новые достоинства своего модернизированного автомобиля, превратятся из противников автомобиля «Таврия», какими они, по сути дела, являются в настоящее время, в самых горячих его поклонников и агитаторов, что несомненно значительно повысит покупательский спрос на новые модернизированные автомобили «Таврия», которые будут выпускаться теперь уже их «АвтоЗАЗом». Лучшую рекламу автомобилю и не придумаешь!
При этом, чтобы не произошло очередного, типа МММ, надувательства простых граждан, государство должно в обязательном порядке гарантировать выкуп «АвтоЗАЗом» этих специальных акций, точно так же, как оно дает гарантии на иностранные инвестиции. Необходимо будет также предусмотреть, чтобы эти средства не были отобраны у «АвтоЗАЗа» в виде налогов или сняты со счета в банке за какие-либо другие долги. Деньги должны пойти строго по назначению, то есть на модернизацию автомобилей «Таврия» и на выпуск новых, модернизированных «Таврий».
Согласен, что это несколько сложноватый путь. Но более реального, быстрого пути решения этой проблемы в сложившейся ситуации я просто не вижу. Его просто нет. Главное здесь, что пострадавшая сторона (владельцы «Таврий») не должна опять платить за чужие ошибки и недоработки. Они уже достаточно заплатили и переплатили! Это с одной стороны, а с другой - у «АвтоЗАЗа» теперь появляется реальный шанс не продаваться за гроши иностранному «дядечке»!!!
И последнее. Как уже сообщалось в статье «Двигатель с тормозом», свое ноу-хау на модернизацию масляного насоса я готов передать «АвтоЗАЗу». Если руководство завода и владельцы «Таврий» в своем большинстве поддержат мои предложения, то уже через три месяца можно было бы начать массовую модернизацию двигателей автомобилей. Свое веское слово в решении этого вопроса должны будут сказать также и Минмашпром, и высшие государственные инстанции, без которых столь важную проблему самому «АвтоЗАЗу» никогда не решить.