ДОНБАССКОЕ ЭХО ГАЛИЦКИХ БЕД

16 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 16 января-23 января 2004г.
Отправить
Отправить

«Почти половина львовян задекларировала свою готовность к борьбе за самостоятельность Галиции в случае присоединения Украины к союзу с Россией...

«Почти половина львовян задекларировала свою готовность к борьбе за самостоятельность Галиции в случае присоединения Украины к союзу с Россией.

На вопрос «Если смоделировать ситуацию, при которой Украина присоединилась бы к союзу России с Беларусью, то как с позиции галичанина вы бы действовали?» 46% львовян ответили: «Боролись бы за самостоятельное Галицкое государство».

Такую информацию опубликовала интернет-газета «Українська правда» 12 января с.г. Можно привести множество иных социологических опросов, из которых следует, что на востоке Украины такие же настроения, но с противоположным знаком. В этом нет ничего удивительного. Ведь противостояние между Западом и Востоком Европы длится веками, а Украина находится между этими двумя полюсами. И мировоззрение украинцев формировалось в зависимости от того, к какому полюсу они были ближе.

Касалась этой болезненной темы наша беседа с вице-президентом Украинско-американского координационного совета Евгением Стахивым — человеком, чей 85-летний жизненный опыт накапливался в условиях борьбы с фашистскими оккупантами, преследованиями за «антисоветчину», долгими годами вынужденной эмиграции. И все ради единственной святой цели — независимости Украины, благосостояния и процветания украинского народа, который он никогда не делил на «схидняков» и «бандер».

— Пан Евгений, какие факторы стали решающими в формировании вашего мировоззрения?

— Хотя я родом из западной части украинской территории, т.е. из Перемышля — древней украинской земли, которая теперь принадлежит Польше, но во время войны два года находился на Донбассе — противоположном краю Украины, где занимался антифашистской подпольной деятельностью. Тогда обо мне можно было говорить как о радикальном украинском националисте. Но на Донбассе, где господствует совершенно иной дух, я избавился от своего радикализма, научившись умеренности и толерантности, не присущих радикалам. Произошло это под влиянием реалий: если желаешь жить и работать нелегально, ты должен приспособиться к обстоятельствам. А я и мои друзья любой ценой стремились организовать антинемецкое подполье. Поэтому первое, что нам сказали, — вы должны выбросить из головы всякую «донцовщину», все ее теории. А второе — забыть лозунг «Украина для украинцев». Если не сделаете этого, то придется объяснять, к чему вы стремитесь, чего ждать людям, которые не являются украинцами.

Я и мои друзья прошли нелегкий путь от тоталитаризма, свойственного радикальному национализму, до демократии с социальной окраской; к осознанию, что необходимо строить независимую Украину, в которой все, независимо от национальности, будут иметь равные права.

В тогдашней коммунистической Украине действовали разнообразные социальные программы: бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.п. Естественно, это должно быть и в самостоятельной Украине, о которой мы мечтали. Много говорили о земельном вопросе, праве свободного выбора крестьянином коллективной, кооперативной или единоличной формы хозяйствования.

— Как вы охарактеризовали бы тогдашнее отношение к западным украинцам на Донбассе?

— Помню один характерный разговор со своими донбасскими друзьями. «Послушай, — услышал от них, — мы тебе говорим прямо, что когда завоюем независимость для Украины, мы вас, галичан, к власти не пустим». — «Это почему же?» — изумился я. — «Да потому, что хотя вы и хорошие организаторы — умеете создавать дееспособное подполье, и мы безоговорочно вам доверяем, Украина требует широкого мировоззрения. А ваше — ограниченное». Сначала подобное мнение меня крайне возмутило. Лишь со временем я пришел к выводу, что это было точное замечание. Те люди предвидели нынешнюю ситуацию в Украине еще 60 лет назад.

— В чем же, на ваш взгляд, она состоит?

— Галичанам свойственно устаревшее, я бы сказал, ортодоксальное мышление. Мне очень обидно, что они послушали тех, кто приехал из-за границы в 90-е годы.

Должен сказать, что украинское национальное освободительное движение претерпевало постоянные эволюционные изменения. Степан Бандера, вернувшись к активной деятельности после длительного заключения, был крайне недоволен либеральными изменениями внутри освободительного движения. Он все вернул обратно — к донцовщине, монопартийности и личной диктатуре. И все это его последователи начали прививать галичанам в 90-е годы.

Галичане не могут избавиться от нравственной увечности бандеровщины, и это является их бедой в частности и Украины в целом. И хотя галицкая элита — ученые, писатели, интеллигенция — в большинстве своем придерживается либеральных взглядов, ее голос заглушает горстка невежд, крикунов, горе-патриотов.

В Галичине всегда большим авторитетом пользовались не столько церкви, сколько митрополиты. Вспомните Шептицкого, Слепого. Нынешний митрополит Гузар — чрезвычайно патриотичный либеральный человек. Именно поэтому бандеровские последователи пытаются умалить его влияние. Вспомните события вокруг польского кладбища во Львове, когда он занял такую же позицию, что и Папа Римский, и призывал полюбовно уладить украинско-польский конфликт.

Чрезвычайно способным и авторитетным в западной области, по моему мнению, является историк Ярослав Грицак. Его книгу «Історія України» поляки перевели и издали на польском языке. За либеральные взгляды этого человека также пытаются заглушить. Можно привести множество других примеров подобной агрессивности галицкого национализма или того, как якобы добрые намерения оказываются вредными для остальных украинцев. Между тем такие невзвешенные шаги в собственных интересах используют откровенные враги украинской государственности.

— Пан Евгений, каким стал ваш лозунг после того, как вы сознательно отказались от лозунга «Украина для украинцев»?

— «Всем жителям Украины — равные права, независимо от их национальной принадлежности».

Я всегда считал и считаю, что на Донбассе нет национального взаимонепонимания. Его жители, хотя и говорят на суржике или по-русски, — лояльные граждане Украины. Не нужно их настраивать против себя. А такие действия, как, например, издание в этом краю КУНовской газеты «Бандерівець», — это провокация, имеющая целью активизировать антиукраинские настроения.

Слишком долго Украина страдала от иностранного господства. Но вместо того чтобы залечивать нанесенные при этом раны, нынешние власть имущие цинично растравляют их, сознательно вбивая клин между востоком и западом по пресловутому принципу «разделяй и властвуй». Достаточно ли усилий прилагает оппозиция для того, чтобы объяснить восточным и западным украинцам их общие интересы, указать пути, ведущие к их достижению? К сожалению, и здесь внимание акцентируется преимущественно на отличиях, а не на схожести, скажем, тех же галичан и донетчан.

Очень жаль, что все 12 лет независимости Украины демократические партии так мало внимания уделяли восточным украинским землям. Нужно чаще выезжать из Киева не на Галичину, а в противоположном направлении — на Донбасс, в Днепропетровск, Запорожье, Харьков.

— Согласен с вами, пан Евгений. Но вы ведь знаете, как встретили лидеров «Нашей Украины» во главе с Виктором Ющенко в Донецке в конце октября прошлого года...

— В связи с этим вспоминаю еще одну любопытную деталь своего пребывания на Донбассе. Там я пытался учить людей украинским национально-патриотическим песням. Но успехов в этом деле не добился. А вот от песни «Гуцулка Ксеня» все были в восторге. Так имеет ли значение — политическая песня или лирическая? Главное — что украинская и что ее с удовольствием поют в русскоязычном краю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК