Бои без правил

Поделиться
Языковым вопросом уже не спекулируют тайно, из глухих закоулков, как это было ранее. Его откровенно и агрессивно эксплуатируют...

Украинская политика верна своим основным принципам. Или, точнее, от своей беспринципности, уже ставшей ее характерной чертой. Беспринципности в любых вопросах — от политической этики и морали до вопросов социальных, экономических и гуманитарных. Вот уже столько лет она смотрит на себя в зеркало — но упрямо не замечает своего обезображенного лица. Даже наоборот — откровенно им щеголяет. Эта картина одновременно смешна и трагична. Поскольку каждый сознательный гражданин прекрасно понимает, чего стоит шутовство политиков. Например, то шоу, которое они уже десять лет демонстрируют накануне Дня украинской письменности. Языковым вопросом уже не спекулируют тайно, из глухих закоулков, как это было ранее. Его откровенно и агрессивно эксплуатируют. Языковая сфера — то политическое поле, на котором в пылу боев без правил открывается истинное лицо политических игроков — без словесного визажа и сомнительного авторитета.

Бои без правил — не просто краси­вая метафора. Это печальный факт. О каких правилах может идти речь, если в Украине до сих пор не принят закон о статусе государственного украинско­го языка. Находясь в плену не то ностальгического советского дурмана, не то просто собственной недальновидности, мы до сих пор живем Законом «О языках в УССР». Что это — та же ностальгия, любовь к старине или, возможно, просто приговор феномена нашей украинской политики?

Каждый новый парламент успешно пополняет свой архив несколькими проектами законов о языке. Скорее для статистики, чем для реального решения проблемы. Ведь о какой новой концепции языковой политики может идти речь, если большинство из них касается внесения изменений в уже упомянутый Закон «О языках в УССР»? За­регистрировано свыше двух десятков таких законопроектов, тем не менее лишь несколько из них направлены на защиту статуса единого государственного украинского языка. Правда, недостаток собственной фантазии (а возможно, политического мужества) некоторые пытались компенсировать, но достаточно странным способом — представлением проекта закона «О статусе государственного украинского языка», являющегося дословным переводом российского закона. При этом побоялись перевода одного-единственного, но очень важного пункта закона — «Защита государственного языка» и, соответственно, «механизмы ответст­венности за его нарушение». Образным литературным переводом все и закончилось. В России этот закон уже года два успешно функционирует — там защищают, контролируют и отслеживают соблюдение статуса русского языка и условий его использования. А у нас потерялся в куче откровенно антиукраинских законопроектов. Предложенный нашей общественной организацией проект закона о государственном языке, который мог бы стать альтернативой той антигосударственной писанине, был проигнорирован. И это только небольшой фрагмент деятельности наших политиков на законодательном поле. Но и он весьма красноречиво демонстрирует, что на самом деле скрывается за декларированными заявлениями о государственном статусе украинского языка и его защите.

Другой, безусловно более интересный и изобретательный, аспект работы политиков — эксплуатация во время предвыборных баталий понятия русского языка как второго государственного. Этот тактический ход пользуется немалой популярностью и у правых, и у левых, и в центристских политических кругах. Нахальству и бесстыдству откровенных спекуляций можно только удивляться. В свое время незадолго до второго тура президентских выборов на сайте кандидата в президенты Виктора Ющенко в перечне первоочередных странным образом появился закон о статусе русского языка как официального. Кандидат в президенты обязывался его подписать одним из первых — в случае положительного результата выборов. Президентом Ющенко стал. Но указ, к счастью, не подписал. Разумеется, это был просто тактический политический ход — попытка заручиться поддержкой русскоязычного населения востока страны. Ход, который после него неоднократного будут использовать как его соратники, так и противники.

Потом были выборы в парламент V созыва. Масштабная и жестокая предвыборная кампания, во время которой никто, кроме «Народного блока» Литвина и правых партий, не отважился четко отстаивать тезис относительно единого государст­венного языка. Молчал Блок Тимошенко. Дели­кат­но балансировал, играя нейтральными фразами, президент. Все остальные бесстыдно заигрывали с русскоязычным населением. У Партии регионов эта игра уже приобрела просто болезненные проявления. Ведь они прекрасно понимали, что начатый ими сбор подписей за проведение референдума о втором государственном языке абсолютно неправомерен. Понимали, но продолжали агрессивную агитацию среди населения. Знали, что, в соответствии с действующим законом Украины о референдуме, сначала нужно создать инициативные группы, зарегистрировать их в ЦИК, утвердить форму сбора подписей. Делали это, прекрасно осознавая, что правового поля для этих действий нет. Была только одна-единственная цель — поднять рейтинг, получить дополнительные голоса, увеличить активность русскоязычного населения.

Но самый мудрый политический ход сделала Юлия Тимошенко. Она вовремя заметила кризис, в который попало правое партийное крыло. Собственно, это был не просто кризис, а сознательное самоуничтожение. Ведь ради нескольких проходных мест Украинская народная партия предала и своих избирателей, и членов собственной партии, и свою политическую программу. Насколько недальновидным был такой шаг, показали последние выборы. Как раз этим состоянием растерянности и неопределенности электората правоцентристов и воспользовалась Юлия Тимошенко. Она мигом подхватила тезис о едином государственном языке. Сначала этот шаг многим показался неожиданным, однако свою эффективность он доказал на все сто процентов: значительная часть избирателей правого крыла поддержала БЮТ.

Бесспорно, следует признать: в Украине таки существуют партии, для которых отстаивание украинского языка как единого государственного является вопросом не политической целесообразности или пользы, а понятием идеологическим. Такую четкую позицию занимает партия «Свобода». Остается надеяться, что в будущем крепкие идеологические убеждения ее лидеров победят спекулятивные ситуативные лозунги большинства политических лидеров. И новая генерация политиков не променяет понятий одноязычности на дешевое политиканство – самую популярную предвыборную тактику украинской политики. Так, как это делали их предшественники, обанкротившиеся лидеры прежде авторитетных правых сил, авторы ярких патриотических лозунгов. Они неоднократно получали шанс воплотить их в жизнь, пребывая на высоких государственных постах, в исполнительных органах власти, в сфере теле- и радиовещания, в конце концов, в Верховной Раде. Но ни разу этим шансом не воспользовались.

Между тем в сфере языкового вопроса продолжает царить вакуум. Даже неполный перечень фактов заставляет серьезно задуматься над этой угрожающей ситуацией. Занятые политическими баталиями и тактическими схемами, они так и не удосужились позаботиться ни о полноценном законе о государственном языке, ни о создании определенного исполнительного органа, который бы регулировал ситуацию в языковой сфере. Все эти годы страна живет без каких-либо механизмов контроля, защиты и процеду­ры ответственности за нарушение закона о государственном языке. Международная общественная организация «Конгресс защиты украинского языка» неоднократно обращалась с предложениями создать исполнительный орган для координации работы, создания и реализации концепции языковой политики. Но все наши обращения в парламент, Кабинет министров и к президенту остались без рассмотрения. Не создан ни совет по вопросам языковой политики при Верховной Раде, который бы осуществлял общественную экспертизу законопроектов, касающихся языковой сферы. Ни исполнительный орган при Кабмине, который бы разработал концепцию государственной языковой политики. Ни инспекция по языковым вопросам при секретариате президента Украины, которая бы следила за соблюдением языкового законодательства и создала реально действующую систему государст­венного мониторинга функционирования украинского языка в системе государственных органов и СМИ.

Именно отсутствие такого контролирующего органа стало, по мнению представителей счетной палаты, одной из причин полнейшего провала Государственной программы развития и функционирования украинского языка на 2004—2010 годы. В 2003 году Счетная палата Украины опубликовала результаты анализа состояния выполнения комплексных мероприятий по всестороннему развитию украинского языка, планирования и использования средств Государствен­ного бюджета Украины на их внедрение. Подтвердив, что «средства постоянно направлялись на выполнение других мероприятий, не связанных с развити­ем и функционированием украинского языка», а «абсолютное большинство министерств и ведомств не разработа­ли собственных программ по выполне­нию указанных мероприятий», Счет­ная палата завершает обзор просто убийственной констатацией: «при отсутствии в государстве органа исполнительной власти по вопросам языковой политики был утрачен контроль и на протяжении 12 (!) лет не осущест­влялась координация действий центральных и местных органов исполнительной власти». Отдельные меропри­ятия проведены спорадично и хаотически — так что «фактически Комплекс­ные мероприятия не выполнены».

Закон о государственном статусе украинского языка не принят до сих пор. Тем не менее дружно проголосовано утверждение положений обезображенной по сути и духу Европейской хартии языков, направленной на защиту языков, находящихся под угрозой полнейшего исчезновения. Благодаря находчивой адаптации редакторов и переводчиков хартии вымирающим языком в Украине стал русский. Хотя статистика СМИ в Украине и реальная языковая ситуация свидетельствуют о его замечательном как для вымирающего языка самочувствии. Это уже не просто пример бесстыдного иезуитства украинских политиков, а откровенное издевательство над положениями документа.

Относительно поддержки украинского языка со стороны государства, надо отдать должное — средства на развитие государственного языка выделяются. Выделяются — и не менее успешно разворовываются ура-патриотами. И хоть факты этих преступлений уже доказаны — прокуратура города Киева возбудила два уголовных дела о нецелевом использовании бюджетных средств, — хищения не прекратились. Десятки миллионов гривен, выделенных на выполнение программы развития украинского языка, виртуозно пропутешествовав по вполне реальным счетам мифических структур-мотыльков, которые прокуратура не может найти до сих пор, мирно осели в карманах частных лиц. А тем временем их хозяева, лидеры известных национально-патриотических организаций, снова в первых десятках списков проходят в парламент — с новыми, усовершенствованными схемами отмывания государственных средств. Протесты общественности, кажется, уже давно никого не волнуют. И реакции властей на обращения общественных организаций до сих пор нет.

Зеркало украинской политики в языковом вопросе столь плотно покрыто политической грязью, что в нем иногда и оптимисту трудно увидеть перспективу. Но несмотря ни на что оно все-таки способно отражать свет — были бы только выполнены первоочередные задачи: принят Закон «О статусе государственного украинского языка» и соответствующие подзаконные акты, создана исполнительная вертикаль по реализации языковой политики в государстве, прекращены хищения и нецелевое использование государственных средств. Украина нуждается в нормальной, взвешенной и действенной программе комплексного развития украинского языка. Программе, которая рядом мероприятий и предложений способствовала бы утверждению престижа государственного языка, сделала его использование во всех государственных органах не бременем, а престижным и приятным делом. Ведь в последнее время использование политиками того или иного языка демонстративно связано не с их внутренней потребностью, а с четкой установкой завоевать симпатии определенной группы потенциальных избирателей. Методы должны быть действенными, программа — комплексной и всеохватывающей. Только тогда мы сможем увидеть в зеркале украинской политики ее настоящее лицо, а в нем, возможно, и перспективы нашего будущего.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме