Семья Паученко-Осьмеркиных, Елисаветград, 1900 гг. |
Художественно-мемориальный музей Александра Осьмеркина в Кировограде — один из самых необычных музеев в Украине. Построенный на Верхне-Донской улице (ныне — улица Ленина) дом, словно фарфоровая игрушка, привлекает внимание своим красным фасадом и аркоподобными прострельными окнами, похожими на бойницы средневековой крепости. Довершает сказочную картину серебристая куполообразная крыша дома.
Так совпало, что двадцатый день рождения музея отмечается в преддверии еще одной памятной даты — 140-летия со дня рождения автора проекта здания нынешнего музея, елисаветградского архитектора Якова Паученко, который приходится родным дядей художнику.
Яков Паученко, построивший более 20 исторических зданий в городе, был похоронен в 1914 году на Петропавловском кладбище, которое снесли в годы советской власти. В конце 70-х годов минувшего века на месте кладбища построили… жилой микрорайон (улица Васнецова), сровняв с землей могилы многих знаменитых людей города. Вместе с ними кануло в вечность и место последнего приюта талантливого архитектора.
Кировоградский художественно-мемориальный музей А.Осьмеркина |
Малый Невский проспект
Яков Васильевич Паученко был необычным человеком. Свидетельство того — внутреннее обустройство его дома, построенного в 1892 году. Каждая из пяти комнат дома имела собственный интерьер — были комнаты в английском, французском, итальянском, неорусском (одном из любимых стилей Паученко) и в восточном стиле. К сожалению, в средине 50-х годов весь декор был окончательно уничтожен. В целом, строение производило фантастическое впечатление, сродни романтическому дому из «Золотой цепи» Александра Грина.
Рассказывает ведущий научный сотрудник Кировоградского художественно-мемориального музея А.Осьмеркина Андрей Надеждин:
— Семья Я.Паученко была известна в Елисаветграде тем, что родители Якова Васильевича открыли здесь иконописную, иконостасную и позолотную мастерскую. Сам Я.Паученко закончил уникальные рисовальные классы при земском реальном училище, занимаясь у известного художника Александра Крестоносцева. Молодому живописцу повезло: к моменту окончания его учебы в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры с Елисаветграда уже были сняты ограничения, связанные с военными поселениями, была разрешена частная практика…
Распоряжение 1888 года о военных поселениях сняли ограничения с параметров домов, и зажиточные заказчики теперь имели возможность строить личные дома, руководствуясь не только общегородским планом, но и собственным вкусом. Молодое купечество и врачи, которые и стали основными заказчиками Я.Паученко, вошли в историю города благодаря архитектурным проектам талантливого елисаветградца. Сегодня в Кировограде сохранилось несколько зданий, которые проектировал Я.Паученко.
Скажи-ка, дядя…
Возможно, дом архитектора Я.Паученко так и остался бы всего лишь одним из причудливых строений талантливого фантазера, если бы не Его Величество Случай…
Когда дом еще строился, в старом флигеле, где жили сестра архитектора Олимпиада Васильевна со своим мужем Александром Павловичем Осьмеркиным, 8 декабря 1892 года родился мальчик, которого назвали Александром.
Его отец, землемер почтово-телеграфной конторы, был собирателем украинских древностей и доверенным лицом дяди, архитектора Якова Паученко.
В доме Паученко-Осьмеркиных царила творческая атмосфера: проводились музыкальные вечера и любительские спектакли, в которых маленький Саша принимал активное участие.
Позже Александр Осьмеркин напишет во всех своих биографиях: «Бацилла, которая шла от брата моей матери, толкала меня на путь искусства. Человек, который поселил ее в меня, был художник-архитектор Я.Паученко». Так, вопреки воле родителей, которые хотели видеть его юристом или инженером, Александр Осьмеркин стал художником.
И куда бы ни забрасывала его судьба — в Киев, где он близко сошелся с будущим актером и певцом А.Вертинским, в Санкт-Петербург, где он будет учиться у Николая Рериха, или в Москву, где в его окружении будут такие знаменитости, как С.Есенин, А.Ахматова, О.Мандельштам и В.Маяковский, — всюду он будет помнить родной Елисаветград.
Комментирует Андрей Надеждин:
— Творческое наследие А.Осьмеркина — это более 700 произведений живописи, графики, театральных декораций, которые находятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Русском музее (С.-Петербург), Киевском музее русского искусства, в музеях и частных коллекциях многих стран. Например, в 1936 году вместе с С.Прокофьевым и А.Таировым он работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве, а в 1937 году создавал декорации для «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде. Александр Осьмеркин был членом знаменитого товарищества художников «Бубновый валет», преподавал живопись в Московском институте изобразительного искусства им. В.Сурикова и во Всероссийской академии искусств в Ленинграде. Он был на подъеме своей творческой биографии, когда произошли трагические события 1947 года…
Этот год стал фатальным для художника.
Советская власть безжалостно расправлялась с культурной элитой того времени. Критиковалось творчество М.Зощенко, А.Ахматовой, С.Прокофьева и многих других деятелей культуры и искусства. Педагогическая система Осьмеркина была резко раскритикована, а сам он обвинен в формализме. Художника отстранили от преподавательской работы, запретили принимать заказы и продавать свои произведения. Против него было открыто судебное дело. Расследование тянулось до 1952 года и привело его к болезни и преждевременной смерти в 1953 году…
Создание музея
Сотрудники музея считают датой его рождения 1985 год, когда было принято постановление о его создании, хотя открылся музей только через девять лет, в 1994-м, после долгого процесса реставрации и создания экспозиции. Инициаторами создания музея А.Осьмеркина выступили в свое время Союз художников СССР и вдова Александра Александровича, Надежда Георгиевна Осьмеркина. Активно поддержала инициаторов и известная художница Татьяна Яблонская.
В доме Я.Паученко Осьмеркины жили до революции, затем он был частично экспроприирован, но отцу художника со временем все же возвратили несколько комнат. Александр Осьмеркин приезжал в Елисаветград до самой смерти отца в 1938 году.
Поскольку с 50-х годов минувшего века в доме были коммунальные квартиры, большая часть интерьеров не сохранилась. Было принято решение не восстанавливать дом в прежнем виде, поскольку восстанавливать было нечего. План реконструкции здания принадлежит Надежде Георгиевне Осьмеркиной, архитектору по образованию. Жаль, что он не был полностью реализован: отстроили только мемориальную часть здания, хотя вдова художника предложила создать большой комплекс современного искусства с художественной школой, выставочным залом, гостиницей и т.д.
— Проблемы у нас те же, что и у других музеев Украины, — говорит Андрей Надеждин, — недостаточное финансирование. Мы, хотя и являемся государственным музеем, находимся на балансе городского бюджета, который отнюдь не богат. Коллектив, возглавляемый директором Викторией Черновой, давно не выезжает в экспедиции, поэтому новые поступления в фонды идут только за счет дарений. Накануне открытия, в 1994 году, музей получил в дар большую коллекцию от Российского фонда культуры — это 60 живописных и графических работ российских художников, учеников А.Осьмеркина. Последняя крупная передача основного фонда была в 1998 году — Надежда Георгиевна завещала музею работы и личные вещи мужа, которые мы получили в наследство после ее смерти.
Две дочери А.Осьмеркина — Елена и Татьяна уже преклонного возраста, но ведут с нами постоянную переписку.
Наш Кировоградский художественно-мемориальный музей А.Осьмеркина по-своему уникален: в нем представлен самый поздний период творчества художника, который практически не представлен нигде. Кроме того, здесь немало личных вещей Я.Паученко, нашего талантливого земляка…