В Украине мы наблюдаем сомнительное ретро: возвращение к «совєцькому» освещению образов воинов ОУН-УПА. Делается это примерно так: сначала организовывают провокации, подобные львовской (9-го Мая), а потом дружный хор голосит о «фашизме».
В этом контексте тем более значимы попытки показать героев освободительной борьбы такими, какими они были на самом деле. Как это сделало луцкое издательство «Терен», издав альбом «Ніл Хасевич: Воїн. Митець. Легенда». В альбоме, который является самым полным печатным изданием произведений художника, 120 работ: портреты, шаржи, экслибрисы, деревориты (гравюры на дереве) и бофоны - дензнаки УПА.
Презентация альбома состоялась в книжном магазина «Є». В ней принимали участие писатель и философ Евгений Сверстюк, директор издательства и составитель альбома Андрей Крыштальский, кинорежиссер, автор фильма о художнике Михаил Ткачук. Участники и гости просмотрели ленту М.Ткачука «Здобути або не бути», снятую в 1992 году, когда еще живы были люди, знавшие Хасевича.
К сожалению, имя Нила Хасевича (псевдонимы «Бей-Зот», «Старик» и другие) известно только в узких кругах. Родился 25 ноября 1905 года в селе Дюксин на Полесье в семье дьякона. Жили в нищете, а в 16 лет Нил еще и стал калекой: на железнодорожном переезде кони понесли подводу прямо под железнодорожный состав. Мама погибла, а Нил потерял левую ногу. Он сам сделал протез, который служил ему всю жизнь. Небольшие деньги, которые получил как компенсацию от французской фирмы, владеющей железной дорогой, юноша потратил на то, чтобы получить образование в Варшавской академии искусств.
Говоря о Хасевиче как о художнике, важно отметить, что среди его учителей были живописец-профессор Мечислав Котарбинский и известный польский график Владислав Скочиляс. Потому художественное образование парня с Волыни - вне каких-либо сомнений. Как и его несомненный талант. Не случайно в 1931 году художник получает награду Ватикана за картину «Стирка». А еще - выставки в Варшаве, Праге, Берлине, Львове, Риме, Лос-Анджелесе и Чикаго. К сожалению, из США живописные полотна мастера так и не вернулись.
Круг знакомых Хасевича говорит сам за себя. Он общается с сенатором от Волыни Степаном Скрыпником (будущий патриарх УАПЦ Мстислав), писателем Юрием Липой, Степаном Бандерой. Со временем становится секретарем художественного кружка «Спокій», которому помогает митрополит Андрей Шептицкий. Вот что пишет в предисловии к «Альбому» Андрей Крыштальский: «В цей період Ніл знаходиться ніби на роздоріжжі перспектив: займатися «чистим» мистецтвом у загальноєвропейському контексті - чи поринути у вир громадської діяльності, вкладаючи у патріотичні справи свій талант». Художник возвращается в свое село. Избирается мировым судьей, иллюстрирует книги и периодические издания, пишет статьи в газету «Волинь», которую редактирует Улас Самчук…
Все изменилось после того, когда нацисты сожгли родное село. Художник-инвалид становится подпольщиком. Он руководил техническим отделом краевого отряда ОУН, работал в референтуре пропаганды, редакциях подпольных журналов «До зброї», «Український перець», «Хрін».
На смену немецким оккупантам в 1944 году пришли советские. Еще в начале 1950-х волынские хлопцы вели вооруженную борьбу с «совєтами». О чем же думал художник, когда отряды УПА уже были разгромлены или расформированы из соображений безопасности, а последние бойцы погибали в своих «криївках»? Он написал письмо в Главное командование УПА, в котором представил свои разъяснения к проектам орденов, медалей и отличий УПА. Художник разработал их вместе со своими учениками.
В 1951 году листовки Нила Хасевича распространяли среди делегатов Генассамблеи ООН. Можно представить, какую ненависть ощущала советская верхушка. Было приказано «разыскать автора рисунков и прекратить его антисоветскую деятельность». 4 марта Нил Хасевич вместе с двумя подпольщиками принял смерть в окруженном бункере...