В октябре исполняется 60 лет со дня рождения Раисы Лыши, поэтессы, художницы, публицистки, испытавшей в свое время притеснения КГБ, периоды сознательного замалчивания. Впрочем, и сейчас в нашей литературе ее своеобразное и талантливое творчество будто бы прошло мимо надлежащего внимания критиков и читателей.
В ее стихах нет громких образов, каскадных метафор. В целом, это поэзия, отдаленная от эпатажности.
Вместо этого в каждом стихотворении Раисы Лыши есть вопрос. И именно в таких формах существует сущность поэзии: как ежеминутное углубление в себя, как поток бытийных вопросов, над которыми задумываемся и мы, и сам поэт.
Поэт Иван Сокульский еще в 1991 году удивлялся, как настолько не похожая ни на что другое поэзия могла появиться на украинской почве. «Хаотичная порванность и загроможденность современного мира, энтропия культуры, в которой и которой живем, - нота этой реальности выразительно звучит в песне поэта. И наиболее характерным для этих поэзий является глубокое проникновение в целость культуры… Через внутренний мир автора приходим к глубокому пульсу той жизни, которая вопреки всем катаклизмам века «оживає і сміється знову» над берегом нашей вечной Реки. Как вырос здесь поэтический сад Раисы Лыши?»
* * *
Ее поэтический сад расцвел не сразу… Родилась будущая поэтесса в грозном военном 1941-м в селе Елизаветовка Царичанского района Днепропетровской области. Закончила школу в родном селе, позже (1959–1964) - русское отделение филологического факультета Днепропетровского университета. Работала учителем, корректором, журналистом областной молодежной газеты, редактором, библиографом. В 1970–1980 годы за свое антисоветское, иррационально-авангардное творчество преследовалась КГБ. Печаталась на страницах журналов «Україна» («Амфора дикого степу», «Понад берегами свічки», дума-ирония «Про кав’ярника, невідомого гетьмана України»), «Київ» (поэма «Сон Дикого поля»), «Дзвін», «Сучасність» (цикл поэзий «Вода - провида») и «Світовид». В 1970-1980 гг. подготовила поэтические сборники «Скитська баба», «Вертепне», «З води й повітря», фантасмагорию-феерию «Сніговий монах».
В 1988 году стихи Р.Лыши прозвучали на Радио «Свобода», где были названы событием года. Вместе с Иваном Сокульским, Юрием Вивташом, Орысей Сокульской и другими в 1989 году издавала независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пороги». В 1990 году была участником Всесоюзного фестиваля украинской поэзии «Золотий гомін». В том же году стала лауреатом премии им. Васыля Стуса.
О творчестве Раисы Лыши писали Богдан Бойчук, Анатолий Погрибный, Евгений Сверстюк, Василий Овсиенко, Юрий Вивташ.
Отец поэтессы Савелий (Савва) Титович юношей служил в войсках УНР. В 1932 г. был раскулачен, как и дед и пятеро отцовских братьев; трое из них погибли от преследований в 1930-е годы. Семью выставили из дома зимой с двумя детьми (младший трехлетний Степа умер от голода в 1933-м). Как отмечают биографические источники, мировоззрение родителей Раисы Лыши отличал духовный казацкий аристократизм, не допускавший подчинения души неправедной власти.
Раиса Лыша всегда интересовалась искусством, принимала участие в студенческих дискуссиях, в частности об «абстракционизме», из-за чего ее едва не исключили из университета «за аполитичность». Феллини, итальянский неореализм, польское кино, Экзюпери, Ван Гог, Шекспир, а с другой стороны - фильмы и личность Довженко, народные думы и песни, петриковская роспись, пластика скитских баб, «Атомні прелюди» Н.Винграновского стали теми импульсами, которые побудили писательницу и художницу искать собственный путь.
На протяжении 1970–1980 гг. Раиса Лыша испытала на себе преследования за национально-культурническую позицию и литературно-художественный нонконформизм. До начала 1990-х не имела возможности печататься. В 1976 г. началось открытое давление: периодические вызовы на «беседы» по поводу «националистических сборищ» и «идейно вредных» (несмотря на нигде не печатаемых) стихов.
Усилилось давление «общественности». Были попытки «сокращения» с работы, манипуляции с «пропиской», очередью на жилье...
Живописные работы Р.Лыши были представлены в 1977-м на выставке альтернативного изобразительного искусства поэтов «Прощання з кометою» в Музее Ивана Гончара. На протяжении 1988–1990 гг. она приобщилась к созданию в Днепропетровске ячейки НРУ, общества «Просвіта», первой общины УАПЦ. В 1988–1989 гг. вместе с Ю.Вивташом принимала участие в нескольких акциях Украинского культурологического клуба (УКК) в Киеве. В 1990-м была участником Всемирного фестиваля украинской поэзии «Золотий гомін» в Киеве.
* * *
Ее творчество напоминает сюрреалистическое письмо. В конце концов, она не только поэт, но и художник. Ее поэтические произведения часто украшают собственные рисунки, в которых что-то - от импрессионизма, что-то - от примитивизма, что-то - от супрематизма. А главное - во всех творческих работах пани Раисы ощущается поиск Бога, выход за пределы тривиального в сферу трансцендентного. Возможно, потому ее поэзия на протяжении десятилетий оставалась незамеченной и неоцененной (в 1994 году издательство «Український письменник» выпустило в свет ее поэтическую книгу «Трисвіт. Поезії». А следующий сборник «Зірнула зірниця» вышел в 2010 году в издательстве «Ярославів вал»).
Длительное время ее творчество было запрещено…
«В этой поэзии-ворожении нет границ между древним полем и современным городом, между человеком, растением или животным, между этим и иным миром, между жизнью и смертью. В ее якобы вполне фантастических картинах я не могу не узнать волшебный мир своего детства, потому что родом из тех самых степей», - размышляет над поэзией Р.Лыши Арье Вудка, известный израильский писатель и бывший политзаключенный.
Рецензенты, занимающиеся творчеством Раисы Лыши, единодушны в том, что «умственная поэзия» может ошибаться, повести человека окольным путем. А сейчас нужна, по мнению самого автора, поэзия-инсайт, поэзия-откровение, провидение. Эта поэзия интимная, личностная, не давит на читателя, не дает четких указаний, она впитывает в себя архаическую мифологичность и присоединяет ее к современному мироощущению.
«не впізнала чогось
мені ти майже
незнайомий
майже вічний
кружляючи
красивішав навколо
весь рослинно
мальований
накружляв
воронову печаль
з долонь
навіяв
таборами
циганко
пікадорів
буття»
Раиса Лыша развивает в украинском искусстве линию, с одной стороны - Нью-Йоркской группы, а с другой - Киевской школы.
Она - поэт-семидесятник, а в творчестве семидесятников всегда больше недосказанного, чем представленного зримо. Это поэзия полутонов и подтекстовых рефлексий, которые почти невозможно уловить словесно и передать образно.
Это скорее философские коаны (буддийский жанр), поэзия запросная, экзистенциальная, в которой есть вопросы о том самом важном, что дает человеку право быть человеком. Но ответ каждый ищет сам.
Украина в ее поэзии именно там, где «суворі скити варять у казанах рештки часу», где Шевченко «пасе небесних овець».
Прежняя Украина составляет основную часть страны чудес Раисы Лыши. Видела также поэтесса Украину «Соловками засоловлену» и с «іграшками концтаборів». Но она отодвигала ее на окраины своего поэтического мира, как нечто чуждое ее природе».
По мнению Евгения Сверстюка, Раиса Лыша в поэзии заглядывает в тайну бытия и видит там временами такое, чего еще никто не видел «у золотому віконці» между небом и землей.
Сложно высказаться современнее об экзистенциальном отчуждении в мире исчезнувших ценностей, чем в таком образе:
«страшно
що світ
почує моє дихання
і підстежить
де я»
Впрочем, такая поэзия только приоткрывает дверь к своему читателю. И хотя поэтесса формально принадлежит к поколению семидесятников, однако на длительное время она была исключена из «разрешенного канона». После 1991-го литературный процесс приобрел хотя и не идеологически-опасные, но хаотичные признаки: качество текстов измерялось возможностью найти зарубежный грант для писателя. При такой какофонии и «войны всех против всех» поэт снова умолкает, чтобы обратиться к своему читателю тогда, когда наступит время, когда читатель будет нуждаться не в декламации, а в поэзии.
* * *
Раиса Лыша живет в мире подсознательных импульсов.
Она именно тот поэт, который никогда не может познать Истину в ее окончательном явлении, потому что иначе исчезнет импульс к искусству и от искусства. Она - только на пути, всегда в поиске, боясь притронуться к чему-то совершенному. Потому что совершенство - это все же остановка, а художник никогда не может остановить свой полет.