Закон — основа основ

10 июня, 2011, 13:10 Распечатать

Какая бы демократическая традиция ни была присуща народу, обязательным, выразительным признаком любой демократии остается законопослушание.

© credo-ua.org

Какая бы демократическая традиция ни была присуща народу, обязательным, выразительным признаком любой демократии остается законопослушание. Законопослушание человека, народа, власти. Мы должны придерживаться закона, иначе у нас никогда не будет порядка.

Народ для сохранения порядка должен власть слушаться. По крайней мере когда она не выступает против Божьей воли. Когда же власть начинает выступать против Божьего порядка, обижает людей, народ имеет право выступить против власти — до такой степени, чтобы ее устранить. Но как провести грань? Как определить, до какой степени можно терпеть, а когда — уже нет? Ведь власть может принести народу много несправедливости, боли, но при этом быть чрезвычайно эффективной. Как гитлеровская власть для Германии. Гитлер сделал многое для немецкого государства, для его экономики, поэтому так много немцев его поддерживали. Но оказалось, что при этом пострадало много невиновных людей, была развязана война. Истребляли сначала психически больных, потом калек, потом евреев. Это противно Божьей волей, это не укладывается ни в какие моральные рамки. И это очень яркий пример того, чего стерпеть нельзя никак. Это невозможно оправдать никакой эффективностью. Когда власть начинает отказывать людям в их человеческих правах, народ может выс­тупить против власти.

Выступление против власти — всегда большой риск. Мы знаем примеры революций — французской, российской. Оправданны ли эти выступления? Исправили они что­то? Или одну беду заменили другой? Революция — очень опасная вещь. Настоящая революция должна была бы основательно исправить беды, которые творились при предыдущей власти. Если царизм был вредный, то хорошо — давайте менять. Но заме­нили ли монархов в России или во Фран­ции справедливой властью? Нет! Царей­королей заменила другая группа людей, ничуть не лучше предыдущих властителей. Поэтому к революции не стоит относиться романтически — это не всегда перемена к лучшему.

Сейчас у нас есть пример — Северная Африка, где народ выступает против своих многолетних правителей. Мы мало знаем о конкретной ситуации, но во всяком случае народ и власть прибегли к кровопролитию.

Если государство является демократическим в полном смысле этого слова, действуют законы законопослушания, — тогда у нас есть предусмотренная Конституцией возможность поменять власть, к примеру, при помощи выборов. Мы не удовлетворены теми, кто у власти? До свидания, избираем других. Но такая гладкая смена власти возможна только в законопослушном государстве, где власть также законопослушна. То есть это идеальная демократия. Если же власть не хочет уступить, не хочет уйти — как в тех африканских государствах, — людям приходится прибегать к физической борьбе, к вооруженным методам. Недовольство народа является знаком для людей у власти. Если у них есть совесть, они должны уйти и уступить место другим. Впрочем, так не бывает почти никогда и нигде. Тот, кто дорвался до власти, уже крепко за нее держится. Ведь иметь власть — это большой соблазн.

Итак, единственный способ избежать при каждой смене власти потрясений, которые могут стоить даже человеческой жизни, — иметь здоровые законы и строго их придерживаться. Наша главная трудность именно в этом — мы не приспосабливаемся к законам, наоборот, мы приспосаб­ливаем законы к нашим прихотям. Даже Конституцию меняем каждые несколько лет. И даже не понимаем, насколько важно то, что мы делаем. Ибо у нас нет понятия о том, что такое закон. Государства — большие, сильные — обязательно имеют какой­то базовый основной закон. И именно поэтому они большие и сильные. Ибо у них есть солидный фундамент, на который опирается все государственное сооружение. И этой основой никак нельзя пренебречь, принес­ти ее в жертву. Мы же меняем собст­венные законы как перчатки соот­ветст­венно времени года. Так какая у нас сила? В чем она должна быть, если у нас нет закона? Нет самого понятия о законе. Нет крепкой почвы под ногами. Не на чем строить свою жизнь и свое государство.

Почему так? Это очень опасный момент в нашем развитии. И единст­венный способ выйти из этого опасного положения — воспитывать, фор­мировать иной взгляд на эти базовые вещи. Тот, у кого есть разум, должен говорить об этом громко, говорить прежде всего с молодыми людьми. Молодежь должна чувствовать, что есть что­то хорошее, устойчивое, ценное. Ведь для молодых характерен не только энтузиазм, но еще и особое чувство, что такое хорошо. Это Божий дар молодости — и на это нужно обращать внимание.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно