ВОБЛА ПИВУ НЕ ТОВАРИЩ И ЕЩЕ МНОГО ПОЛЕЗНОГО О КУЛЬТУРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЯНТАРНОГО НАПИТКА

25 октября, 2002, 00:00 Распечатать

Мечтая в летний зной о бокале пива, мы, как правило, не вспоминаем о том, что этим пенным напитком наши предки утоляли жажду еще на заре человечества...

Мечтая в летний зной о бокале пива, мы, как правило, не вспоминаем о том, что этим пенным напитком наши предки утоляли жажду еще на заре человечества. А между тем за семь тысяч лет до новой эры шумеры Двуречья высекли его рецепты на камне, заботясь, вероятно, о том, чтобы секреты пивоварения не были утрачены нерадивыми потомками. Уже тогда шумерам, вавилонянам и прочим ассирийцам было известно более 70 сортов светлого, темного и сладкого пива. Последнее, по свидетельству очевидцев, особенно нравилось женщинам, но наиболее распространенным в Месопотамии было все-таки темное пиво — довольно густое, с осадком, умеренно игристое, с запахом кисловатого солода и освежающим вкусом. Обо всем этом повествуют записи на глиняных дощечках, раскопанных на территории древней Месопотамии американскими археологами в 1935 году. «Не знать пива — не знать радости» — приговаривали жители древнего Двуречья между двумя глотками, и тут с ними трудно не согласиться.

Приблизительно в то же время вавилоняне, вознамерившиеся построить башню до небес, были наказаны за свою гордыню: по воле Всевышнего люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Но даже это не помешало им передать потомкам секреты приготовления любимого напитка.

В Украине пивоварение также издревле пользовалось уважением. Но с 1917 года на долгие десятилетия синонимом пива стало понятие «Жигулевское», что резко ограничило наши представления о вкусовом и качественном разнообразии этого напитка. К счастью, та эпоха, как и вавилонское столпотворение, оказалась бессильной перед традициями, и сейчас украинская пивоваренная промышленность переживает настоящий ренессанс. Настолько бурный, что зачастую теряешься перед витринами, не зная, на чем остановить свой выбор. Наглядный пример того, как интенсивное удовлетворение необузданного спроса может поставить в тупик жаждущего потребителя. Из данной коллизии есть, как минимум, два выхода: можно оставить все, как есть, предоставив гражданам действовать методом проб и ошибок, или научить их грамотно и осознанно делать выбор. Иными словами, провести «пивной всеобуч», в ходе которого ознакомить с азами культурного потребления янтарного напитка. Инициатором такого всеобуча — Всеукраинской образовательной программы «Открытое пиво» выступило ОАО «Пивобезалкогольный комбинат «Славутич». На днях состоялось первое заседание участников программы, ведущую роль в котором играли Украинский центр по проблемам защиты прав потребителей Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест», а также один из опытнейших в Европе экспертов по дегустации пива Астрида Ружко (Рига, Латвия).

Центральная лаборатория Украинского центра по проблемам защиты прав потребителей ознакомила участников программы с результатами исследования основных торговых марок, представленных на отечественном рынке, по физико-химическим показателям, а также по соответствию и полноте информации на этикетках пивной продукции. По заключению центра продукция в целом соответствует госстандартам. Но выявлены и нарушения, по которым специалисты центра направили запросы к производителям и соответствующим контролирующим структурам.

Результаты своих исследований представил и руководитель Научно-исследовательского центра «Тест» Игорь Потапов:

— Пиво — один из наиболее популярных напитков как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому нам было интересно провести экспертизу данной продукции, предлагаемой украинским потребителям. Оказалось, что высокая степень популярности торговых марок пива не всегда отвечает уровню их качества. Для нас участие в данной образовательной программе является прекрасной возможностью донести до потребителя основные сведения об этом уникальном, воистину народном напитке.

— Необходимость сотрудничества в рамках проекта «Открытое пиво», — подчеркивает генеральный директор ОАО «ПБК «Славутич» Петр Перетятько, — продиктована нашей миссией, согласно которой мы стараемся вести открытый честный диалог с потребителями. Ведь работаем прежде всего ради них и осознаем полную ответственность за результаты своего труда.

Культуру потребления пива настоящие знатоки отшлифовывали веками. Если хотите получить истинное удовольствие, прежде всего обратите внимание на содержание этикетки. Классическое пиво содержит 5% алкоголя при плотности 12% и варится только из хмеля, солода и воды. Наличие риса или других заменителей солода свидетельствует об отклонении от традиционных технологий и, соответственно, о вкусовых и ароматических отличиях.

Своеобразная «визитная карточка» янтарного напитка — его «шапка». У лучших сортов пена густая, стойкая, почти белая, высотой 3—4 сантиметра. Оседает постепенно, прилипая к стенкам бокала. Светлые сорта должны быть золотистыми, прозрачными, чистыми, без какого-либо красноватого или зеленоватого оттенка. Темные сорта — более густые, темные, маслянистые.

Добротное пиво имеет приятный запах, обусловленный строгим соблюдением технологии производства, применением натурального отборного сырья и высокой степенью чистоты процесса пивоварения. У качественного напитка запах должен быть хмелевой, чистый, свежий. Во вкусе преобладает тонкая хмелевая горечь, которая исчезает после глотка, практически не оставляя послевкусия.

Пиво наиболее вкусное, когда его подают к столу охлажденным до плюс 10—12 градусов Цельсия. Легкое светлое пиво лучше пьется летом, а темное — зимой. Кроме того, считается, что темное пиво — напиток вечерний.

К светлому пиву знатоки рекомендуют сыр, чипсы, крекеры, орешки, креветки, вяленые кальмары. Темные сорта принято закусывать рыбными и мясными салатами, горячими блюдами. И, умоляю, оставьте в покое воблу! Ею пролетариат закусывал то, что ему наливали из дурно пахнущей бочки, чтобы отбить противный вкус и запах того напитка, который, к счастью, остался в прошлом. Если не верите мне, поверьте Астриде Ружко — авторитетнейшему эксперту по дегустации пива, которая дает эти рекомендации.

Итак, с пивом, похоже, начинаем разбираться. Но, на мой взгляд, значение программы не только в этом. По существу, это первый случай, когда производитель самостоятельно инициирует мероприятия, направленные на контроль качества продукции. И если почин подхватят производители других видов продукции, мы будем и с «открытым» молоком, и с «открытым» хлебом. Со всем, что потребляем ежедневно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно