Украинский дирижер Виктор Плоскина: «В Беларуси меня подавляет… погода»

15 июня, 2012, 13:40 Распечатать Выпуск №22, 15 июня-22 июня

В инструментальном плане Минская консерватория ничем не уступает украинским, а по многим позициям даже превосходит.

Как говорят мудрые люди, «нашого цвіту по всьому світу!». Один из лучших украинских дирижеров — Виктор Плоскина — в последнее время громко заявил о себе в музыкальной Беларуси. С 2007 года он возглавляет большой оперный оркестр при главном театре страны. Он также инициативно поддерживает Молодежный форум оперного искусства стран СНГ, Балтии, Грузии (совсем недавно он состоялся в Минске). В интервью ZN.UA г-н Плоскина рассказал об особенностях работы Белорусского музыкального театра, местной вокальной школе и репертуарной политике. 

— Виктор, довольно продолжительное время вы были дирижером Национального симфонического оркестра Украины. И вот – Минск… 

— В 2007 году меня пригласили на должность главного дирижера Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Моей задачей было создать профессиональный оркестр высокого уровня, объединить вокруг себя весь художественный коллектив театра. Теперь вижу, что мне это удалось.

Коллектив оркестра (160 музыкантов) — это фактически два полноценных симфонических состава. Благодаря этому мы расширили свою деятельность — исполняем симфонические программы, в частности Вторую и Третью симфонии Малера, Седьмую и Десятую Шостаковича, «Фантастическую симфонию» Берлиоза. Всего около двенадцати симфонических программ. Кроме этого, подготовили концертные исполнения «Александра Невского» Прокофьева, «Реквиема» Верди, «Царя Эдипа» Стравинского, «Бориса Годунова» Мусоргского в редакции Шостаковича. Работа с симфоническими произведениями существенным образом повышает профессиональность оркестра. 

— Вы пришли в театр, когда его балетную труппу возглавлял знаменитый белорусский хореограф Валентин Елизарьев. Что сегодня, после «демарша» супругов Елизарьевых, происходит с балетом?

— Новым руководителем балета стал Юрий Троян. Считаю большим прорывом недавнюю премьеру балета «Анюта» Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева, человека с мировым именем. Уже самим своим присутствием он «освятил» наш театр. Создав духовную атмосферу в балетном коллективе, художник раскрыл внутренний потенциал молодых и именитых исполнителей. Художник-постановщик «Анюты» — Виктор Вольский, у которого за плечами 23 спектакля в Большом театре России. Не менее удачными были балетные премьеры Никиты Долгушина «Сильфида» и «Жизель». Андрис Лиепа ярко поставил спектакли «Тамар» и «Шехеразада». Наш балет активно гастролирует по миру, сейчас он находится в Испании.

— Сколько премьер выпускает театр за год?

— Пять-шесть. Сейчас готовим очень важный спектакль — «Седую легенду» живого белорусского классика Дмитрия Смольского (либретто Владимира Короткевича) в новой музыкальной редакции. Уверен, что эта постановка станет знаковой для белорусской культуры и для меня лично. В работе также грандиозная постановка оперы Пуччини «Турандот», балет белорусского композитора Вячеслава Кузнецова «Витовт». 

В планах театра спектакль «Летучий голландец» Вагнера с немецким режиссером Ханцем-Йоахимом Фраем, «Пиковая дама» Чайковского с болгарским режиссером Пламеном Карталовым.

— Вместе с вами работает известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе, приехавший в Минск из московского Большого театра. Ваши взгляды на современный оперный спектакль идеологически совпадают?

— Никогда главный режиссер и главный дирижер не будут смотреть в одну сторону. Но между нами нет каких-либо существенных расхождений. В Минске мы оба чужеземцы. Но отношение к общему делу у нас серьезное, творческое и ревностное, и именно творчество нас объединяет. Результатом нашего с Михаилом Александровичем сотрудничества являются постановки «Тоски» и «Набукко» Верди.

— А как в Беларуси с вокальной школой?

— В Минске очень хорошее музыкальное училище, где работает педагог по вокалу Адам Мурзич. Но все лучшие его выпускники едут в Петербург к Валерию Гергиеву, который отдает их «на воспитание» своей сестре. Она шлифует их мастерство, а потом Гергиев забирает их к себе. Половина труппы Мариинского театра — белорусы и украинцы. Благодаря Молодежному фестивалю мы услышали Екатерину Шиманович и Павла Янковского на родной для них сцене.

— Что вас больше всего поразило в Беларуси — и в положительном, и в отрицательном смысле?

— Чистота и порядок… Ответственность людей, их преданность, желание работать. Подавляет только погода и отсутствие нашего украинского солнышка.

— Как вы для себя определяете отношения дирижера с оркестром?

— Для всех людей очень важно, чтобы к ним относились справедливо. Я дифференцировал зарплаты, чтобы лучшие получали немного больше. Никогда не думал, что это даст настолько весомый положительный результат. Пытаюсь решать все вопросы публично. Иначе «болезнь» становится хронической, и тогда ее труднее лечить. 

— Настоящие звезды в театре есть?

Конечно! Для меня певец номер один — Станислав Трифонов, выдающийся баритон, белорус с украинской вокальной школой. Несмотря на его молодой возраст, мы сделали с ним «Бориса Годунова», басовую партию! Кроме этого, он поет в операх «Макбет», «Набукко», «Бал-маскарад». Баса Андрея Валентия мы пригласили из московского Большого театра. Он выпускник Петербургской консерватории, родом из Чернигова. Юрий Городецкий (І премия на конкурсе им. Монюшко) два года стажировался в Италии, подписал контракт с Вашингтонской оперой. Эдуард Мартынюк вскоре будет петь в «Чародейке» в московском Большом театре. Оксана Волкова прошла кастинг в Метрополитен-опера на партию Ольги («Евгений Онегин»).

— У Минского оперного в активном репертуаре около
70 спектаклей, что кажется абсолютной фантастикой...

— Репертуар — моя больная тема, поскольку я приверженец системы stagione: поставили спектакль, показали пять-шесть раз и ставим новый. Так легче добиться хорошего качества. Все театры от Ковент-Гарден до Ла Скала так работают! Трудно держать в форме такой огромный репертуар, как у нас. Трудно играть ежедневно новый спектакль, потому что не всегда есть возможность провести репетицию.

— Система stagione — совершенно иная традиция. Реально ли ее внедрить в Беларуси?

— Реально, если иметь для этого все необходимые полномочия. Самое главное — изменить форму театрального устройства, но это долгий поэтапный путь.

— Расскажите об общей музыкальной ситуации в Беларуси. Возможно, кое-что из белорусских достижений следует перенять и Украине?

— В силу своей относительной закрытости Беларусь сохранила довольно неплохие исполнительские кадры. В инструментальном плане Минская консерватория ничем не уступает украинским, а по многим позициям даже превосходит. Здесь работают многие представители старых ленинградской и московской школ. Практически все концертмейстеры группы деревянных духовых — белорусы, учившиеся в Москве или Ленинграде, а потом вернувшиеся на родину. Вообще оркестр театра очень молодой. 

— В советское время в Минской опере работало много украинцев?

— Очень много — например, выдающийся дирижер Ярослав Вощак. Зиновия Бабия, которого Вощак привез в Минск из Львова, многие считают величайшим украинским тенором. А еще Надежда Губская, Светлана Данилюк, Людмила Колос, Михаил Жилюк. Басовые партии практически во всех спектаклях исполняет Василий Ковальчук. Тенор Эдуард Мартынюк, баритон Станислав Трифонов, бас Андрей Валентий — все наши. Мы даже на репетициях разговариваем на украинском языке. 

— Виктор, несколько слов о Международном форуме оперного искусства… В шести репертуарных спектаклях Большого театра Беларуси выступали известные приглашенные солисты, среди которых были и украинцы (Олег Злакоман, Сергей Замицкий…). Как вообще удалось реализовать идею такого форума? Какие трудности и перспективы? 

— Идея фестиваля родилась в театре. Шесть спектаклей его программы — это постановки «дореставрационного» периода (реставрация здания Большого театра продолжалась три года, с 2006-го до 2009-го). А самыми лучшими спектаклями театра сегодня я назвал бы «Набукко», «Аиду», «Тоску» и «Севильского цирюльника». По масштабу и колориту можно отметить возобновленную мной «Хованщину» Мусоргского и новую постановку «Снегурочки» Римского-Корсакова. Эти спектакли очень популярны среди зрителей (95% заполняемости зала). Молодежный форум оперного искусства стран СНГ, Балтии и Грузии открыл нам путь к международному художественному сотрудничеству с театрами и исполнителями мирового уровня, что и обеспечило успех фестиваля.

Кроме Молодежного форума, мы ежегодно проводим Рождественский фестиваль, на который приглашаем не только солистов, но и целые спектакли. Гостем фестиваля этого года стала «Травиата» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Александра Тителя. Вообще Белорусская опера подписала 28 меморандумов о сотрудничестве с оперными театрами мира, в частности и с Украиной.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24, 22 июня-25 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно