ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА! - Социум - zn.ua

ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА!

14 апреля, 2000, 00:00 Распечатать

Как только раздаются первые звуки рекламной заставки, Павлуша, четырехлетний сын моей подруги бросает свои игрушки и со словами: «Теперь с тобой можно поговорить!» усаживается к маме на колени...

Как только раздаются первые звуки рекламной заставки, Павлуша, четырехлетний сын моей подруги бросает свои игрушки и со словами: «Теперь с тобой можно поговорить!» усаживается к маме на колени. Другого времени для общения у них практически нет.

Как известно, все беды человека, особенно маленького, начинаются от одиночества. У существа социального наедине с собой, особенно в период становления, психика нормально существовать и развиваться не может. Жить в одиночестве способны лишь редкие единицы — религиозные отшельники или творческие гении. Однако нормальность эта условна — помести такого гения в обычный коллектив, и у него тут же возникнут серьезные проблемы в общении.

Одиночество может пагубно влиять, к примеру, на интеллектуальное развитие человека, его память. Главный враг последней, утверждает американский ученый Брюс Макивен, «чувство безнадежности, беспомощности, отчаяния и депрессии», которое неизбежно возникает, когда ребенок, да и взрослый, чувствуют себя никому не нужными, беспомощными перед какой-либо неразрешимой, на их взгляд, задачей. А нужно всего-то дружеская поддержка и одобрение близкого.

Маленький человечек, только познающий огромный, увлекательный и в чем-то пугающий его мир, такой поддержки, одобрения и просто обмена мнениями требует особенно. А у взрослых, подчас, действительно, нет времени на обстоятельные и неторопливые беседы с малышом. Однако при желании выкроить хотя бы 10—15 минут в день все-таки можно.

Например, по дороге в детский садик и обратно. Вместо того, чтобы мучить малыша вопросом: «Что ты ел сегодня на завтрак?», попытайтесь поговорить о том, в какую игру и с кем он играл сегодня на площадке или в группе, чему новому научился, что ему сегодня понравилось.

Хотя и тут могут возникнуть курьезы. К примеру, трехлетний Юра на вопрос, что он и его друзья делали целый день (мама предполагала, что ребенок пустится в долгий рассказ с различными подробностями), лаконично ответил: «Дякували!» Оказалось, малышей учили, в каких ситуациях и когда нужно говорить «спасибо».

Тем не менее если у взрослых с чадом сложились нормальные дружеские отношения, разговорить малыша не так уж сложно. Несколько наводящих вопросов, и он с увлечением начнет рассказывать, как играл со своим лучшим другом Вовкой в морских пиратов или какую красивую коробочку научился делать из листа картона.

Прекрасное время для общения с ребенком — приготовление ужина. Помимо усваиваемых на подсознательном уровне навыков кулинарии и привычки помогать маме, ребенок изучает свойства предметов и продуктов, их форму и применение. К примеру, как объяснить разницу между такими похожими на первый взгляд сахаром, солью и мукой? Только дать попробовать кашу пресную и соленую, чай сладкий и без сахара, показать, как из муки и воды получается настоящее чудо — колобок.

Но чтобы такое общение не превратилось в настоящую пытку (любознательный малыш вечно лезет под руку в самый неподходящий момент), нужно четко определить для ребенка самое удобное и безопасное место — с которого и видно все хорошо, и помешать вам, даже при желании, он не сможет. Особенно понравится ребенку, если помимо созерцания и расспросов он сможет оказать реальную помощь — поставить на место муку, подать ложку или вытереть просыпавшийся сахар.

Еще один подходящий момент для общения — приготовления ко сну. А лучше, уложив малыша в кроватку и уютно подоткнув одеяло, уделить четверть часа душевной беседе. Поговорить, скажем, о любимых героях мультфильмов или книг — чем нравятся или не нравятся, кто добрый, а кто злой и почему так, пофантазировать, что, к примеру, делает сейчас кто-нибудь из них. В воспитательных целях можно попытаться выяснить, на кого, по мнению малыша, похож он сам, кто из известных героев мог бы громко требовать в магазине конфету или отказаться убирать игрушки.

Но завершать вечерние посиделки нужно обязательно чем-то приятным для малыша — приласкать и сказать, что он — самый любимый, обсудить будущий поход в цирк, кукольный театр или зоопарк. Засыпать маленький человечек должен с приятными мыслями, даже если весь день он был просто несносен. Это невероятно важно для его неокрепшей психики и душевного покоя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно