Писатель с бандурой - Социум - zn.ua

Писатель с бандурой

28 марта, 2008, 13:41 Распечатать

Вряд ли есть в украинской культуре личность, которая проявила бы себя так многогранно, как Гнат Хоткевич, творивший в разных областях искусства, литературы, техники...

Вряд ли есть в украинской культуре личность, которая проявила бы себя так многогранно, как Гнат Хоткевич, творивший в разных областях искусства, литературы, техники. Он — прозаик, драматург, переводчик, редактор, композитор, профессионал-бандурист, театральный режиссер, музыковед, фольклорист, этнограф, педагог, общественный деятель, художник, а по специальности — инженер-технолог. Оставил после себя большое творческое наследие, бесспорно относящееся к духовным сокровищам Украины.

Жизнь

Родился Гнат Хоткевич в Харькове 31 декабря 1877 года. Летом семья Хоткевичей жила в селе Дергачи близ Харькова.

В автобиографии писатель рассказывает, когда ему было шесть-семь лет писал драму из жизни разбойников, а в одиннадцать — переводил Гоголя на украинский язык, хотя отродясь не видел украинской книги. Познакомившись с кобзарями-бандуристами, увлекся бандурой и сам начал играть на ней. Образование получил техническое. Сначала окончил Харьковское реальное училище, потом — технологический институт, учился на отлично. Разработал оригинальный проект четырехцилиндрового паровоза собственной системы. С 1900 по 1905 год работал на железной дороге инженером на разных должностях. Техническая карьера мало интересовала Хоткевича, по призванию он был гуманитарием. Его увлекали литература, театр, музыка, общественная работа. Еще учась в институте, Гнат организовал в Дергачах любительский театр, в котором ставили пьесы украинских драматургов. Даже построили клуню со сценой, которая служила театром. Был агентом по сбору средств, строителем, режиссером, актером, бутафором, суфлером. А по окончании института организовал первый рабочий театр в Украине, в котором было задействовано 150 рабочих паровозного завода.

В 1897 году в галицкой газете «Зоря» был опубликован первый очерк — «Грузинка», позже увидела свет первая книга — «Поезія в прозі». Печатаются его статьи и очерки в «Літературно-науковому віснику», который выходил во Львове.

У Гната Хоткевича были исключительные музыкальные способности. Пел, играл на скрипке, однако большую заслуженную славу принесла ему виртуозная игра на бандуре. Он популяризировал бандуру, возродил ее славу. Музыкант расширял возможности этого старинного украинского инструмента, чтобы его использовали не только для сопровождения пения, но и для самостоятельного исполнения даже классической музыки, внедрял новые способы игры. Уже в 17 лет сам изготовил бандуру. Впервые Гнат Хоткевич выступил на профессиональной сцене в 1895 году в Полтаве. Его игру тогда высоко оценил присутствовавший на концерте Микола Лысенко, а позже, уже в Галиции, ею восхищались Иван Франко, Станислав Людкевич. Создал учебник игры на бандуре.

С глубокой симпатией Гнат Хоткевич относился к бандуристам, переживал за их судьбу, протестовал против преследования их полицией. Большим событием было выступление слепых бандуристов и лирников на сцене во время ХІІ съезда археологов в Харькове. Это Хоткевич привез их в город, готовил к выступлению, занимался бытом, а главное — объединил их в ансамбли, сумел дирижировать ими, что было чрезвычайно сложно, ведь он работал со слепыми. Как вспоминал позже сам писатель, впечатление от этого концерта невозможно было передать словами. Публика не хотела покидать зал.

В 1905 году было восстание железнодорожников в Харькове. Гнат Хоткевич не принимал в нем непосредственного участия, поскольку находился тогда на съезде железнодорожников в Москве как председатель забастовочного комитета. Не принадлежал ни к одной из политических партий, выступал за улучшение условий жизни рабочих. И когда начались полицейские преследования, вынужден был перейти на нелегальное положение. В начале 1906 года с помощью Леси Украинки эмигрировал в Галицию.

Шесть лет прожил Хоткевич в эмиграции. Много времени отдавал литературному творчеству. За пьесу «Лихоліття» получил первую премию на конкурсе Отдела Краевого Львова. Написал тогда повести «Опришки», «Авірон», «Камінна душа», «Олекса Довбуш», тетралогию «Богдан Хмельницький», пять гуцульских пьес, работал над романом «Берестечко»... По совету известного этнографа В.Гнатюка выезжает из Львова на Гуцульщину.

Природа карпатского края, гуцулы и их высокое искусство произвели на писателя неизгладимое впечатление. Поселился в Криворивне, а в Красноилье организовал первый гуцульский театр, с большим успехом гастролировавший по Галиции и Буковине. Гнат Хоткевич выступает с концертами, на которых исполняет думы в сопровождении бандуры.

В 1912 году писатель-музыкант неожиданно покидает Галицию и уезжает в Киев, где его сразу же арестовывают. После освобождения из тюрьмы живет в Киеве, а в 1914 году переезжает в Харьков. Он основал при обществе Квитки-Основьяненко научный отдел и возглавил его. За это, по доносу, Хоткевича выселили из Харькова за пределы Украины. Поселился он в Воронеже, где написал полную историю Волчанского уезда. После 1917 года возвращается в Харьков. В
30-е годы работает над тетралогией о Тарасе Шевченко под общим названием «З сім’ї геніїв». В каждой части было примерно 500 страниц. Так случилось, что часть рукописи этого произведения пропала и в полном объеме оно никогда не печаталось.

Фото 30-х годов прошлого века. Хата, в которой проживал Гнат Хоткевич в Криворивне. В верхнем ряду — хозяева хаты Потяки с дочкой Параской, в нижнем ряду — семья хозяев
Фото 30-х годов прошлого века. Хата, в которой проживал Гнат Хоткевич в Криворивне. В верхнем ряду — хозяева хаты Потяки с дочкой Параской, в нижнем ряду — семья хозяев
В 1928 году начал издаваться восьмитомник произведений Гната Хоткевича. Он получил гонорар и смог приобрести дом близ Харькова в селе Высоком, который позже отобрали. За Хоткевичем установили надзор, преследовали его за так называемый украинский буржуазный национализм. Наступили тяжелые времена в жизни писателя. Его отстранили от преподавательской работы, запретили выступать с концертами и печататься.

Арестовали Гната Хоткевича на рассвете 23 февраля 1938 года в его доме в селе Высоком. В тюрьме, как свидетельствует протокол допроса, после трех месяцев заключения он мужественно держался, отрицая свою вину. Собственноручных показаний Хоткевича в деле нет. Против него выдвигались необоснованные обвинения в контрреволюционной, националистической и шпионской деятельности в пользу немецкой разведки. В конце концов, пытки сделали свое дело: он вынужден был признать себя виновным.

«Особая тройка» НКВД Харьковской области приговорила Хоткевича к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор привели в исполнение в подвале Харьковской внутренней тюрьмы НКВД 8 октября 1938 года.

Реабилитировали Гната Хоткевича 11 мая 1956 года ввиду отсутствия состава преступления. Начали переиздавать его произведения, однако полное собрание до сих пор не напечатано. Нет солидных монографий о жизни и творчестве писателя. Есть лишь небольшая книга А.Болабольченко тиражом всего 150 экземпляров. По инициативе профессора Львовского национального университета
им. И.Франко Ивана Денисюка изданы неопубликованные ранее пьесы писателя, воспоминания дочери Хоткевича Галины об отце и семье.

Рукописи

Много трудов Гната Хоткевича осталось в рукописях. Хранились они в большом сундуке в его доме в Высоком. Большую часть архива писателя привезла во Львов в время немецкой оккупации его жена Платонида Владимировна. Основаны фонды Хоткевича во Львовском государственном историческом архиве, в отделе рукописей Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника НАН Украины и Институте литературы в Киеве.

В фонде Хоткевича в Центральном государственном историческом архиве 398 дел. Это сотни рукописных страниц, свидетельствующих об огромной творческой деятельности писателя, разнообразии интересов и чрезвычайном трудолюбии.

В фонде хранятся романы, повести, рассказы, статьи, очерки, пьесы, киносценарии, переводы произведений Гюго, Шекспира, Шиллера и других писателей; монографии по истории театра, статьи, рецензии, материалы по истории музыки и музыкальных инструментов; очерки по истории сел Галиции, выписки из архивных документов о положении украинского народа; о Мазепе и Кочубее; материалы, касающиеся общественной деятельности Гната Хоткевича как основателя издательского товарищества «Культура і життя» и редактора журнала «Вісник культури і життя», уставы литературно-этнографического общества имени Квитки-Основьяненко, «Товариства прихильників вокальної і інструментальної музики», общества «Українське молоде громадянство»... В фонде имеется обширная переписка с редакциями, издательствами и большое собрание частных писем. Есть личные документы.

Галиция

Скрываясь от преследований царской полиции, в начале 1906 года Гнат Хоткевич эмигрировал из Харькова в Галицию. Сразу вошел в среду галицких деятелей культуры, со многими из них у него сложились дружеские отношения. Он начал выступать как бандурист в сольных концертах со студенческим хором «Бандурист». Исполнял думы, исторические, шуточные песни. Осуществил концертное турне по Галиции и Буковине. Зеновия Штундер, жена композитора Станислава Людкевича, исследовательница его творчества, рассказывала, что на концерте Хоткевича в Перемышле побывал Людкевич. После выступления они встретились дома у Николая Садовского, который тоже эмигрировал из Восточной Украины и возглавлял в Галиции театр «Руська бесіда». Хоткевич играл на бандуре и пел, а Людкевич записывал песни из его репертуара, преимущественно исторические — о Швачке, Харко и другие, а потом обрабатывал их для хора и солиста в сопровождении фортепиано. Из этих гайдамацких песен создал марш. Людкевич имел тогда возможность ближе познакомиться с особенностями бандуры, а со временем сам популяризировал этот инструмент в Галиции. В журнале молодомузовцев «Світ» за 1906 год опубликовал статью «Відродження бандури».

Между Хоткевичем и Людкевичем сложились дружеские отношения. Они часто встречались во Львове. Писатель подарил композитору свое драматическое произведение «Лихолітття». В 1917 году, возвращаясь из ссылки, Людкевич заехал в Харьков, надеясь встретиться с Хоткевичем. Он не знал, что писателя в начале войны арестовали и вывезли.

В Галиции концертами Гнат Хоткевич зарабатывал себе на жизнь. На службу не пошел. Всю свою молодую энергию направил на литературу, которая не давала доходов. Написал много произведений: «Опришки», где литературно обработал гуцульские легенды, повесть «Авірон» на библейскую тематику, тетралогию «Богдан Хмельницький» в первом варианте, «Камінна душа», пять пьес, работал над большим романом «Берестечко»... Однако не все написанное было напечатано.

Во Львове Гнат Хоткевич активно участвовал в литературно-художественной жизни. В 1907—1912 годах был частым посетителем литературного объединения «Молода муза», в которое входили Петр Карманский, Василий Пачовский, Степан Чарнецкий, Михаил Рудницкий и другие. Собирались молодомузовцы в кофейне «Центральна». Как вспоминает Михаил Рудницкий, Хоткевич в общении был пылким, острым на язык, неугомонным в дискуссии, замечательным рассказчиком, большим импровизатором. Производил впечатление человека жизнерадостного, но мало говорил о своей личной жизни. Критиковал молодомузовцев за отсутствие в их творчестве идеи борьбы рабочих за свои права, за то, что не поддерживают связей с надднепрянцами, насмехался над термином «Пьемонт».

Гнат Хоткевич был первым, кто предложил молодомузовцам прогулки на лоно природы к Чертовым скалам, которые напоминали ему Карпаты. Рассказывал о своих замыслах написать об Олексе Довбуше.

Писателя можно было видеть в обществе Ивана Франко, который поручал ему читать чужие рукописи. Позднее в автобиографии он вспоминал, что встречался с Франко, который дарил ему минуты своей жизни. И называет еще 45 фамилий галичан, в том числе Стефаника, Кобылянскую, Маковея, Свенцицкого и других, с которыми имел те или иные отношения. А вообще о Галиции и галичанах напишет, что полюбил этот край, этих людей, поскольку видел их вблизи и понял. Поэтому когда русские войска оккупировали Галицию в 1914 году, он очень близко принял это к сердцу. Написал большую книгу об этом крае на русском языке. Выступал с лекциями о Галиции даже в Петербурге, ««знайомив суспільність з тим краєм і творив йому опінію».

На Гуцульщине

Пребывание на Гуцульщине — яркая страница в биографии Гната Хоткевича. Этот самобытный волшебный край поразил писателя до глубины души. В своих воспоминаниях он писал, что «как раскрыл рот от удивления, прибыв на Гуцульщину, так с раскрытым ртом ходил шесть лет и удивлялся». Все ему, степняку-харьковчанину, здесь нравилось: и живописная природа, и гуцулы, их чувство собственного достоинства, яркое искусство, быт и особенно их язык в первозданной красоте, полностью лишенный «москализмов». Поселился Хоткевич в Криворивне, которая в начале ХХ в. была украинской литературной Меккой. Сюда на отдых приезжали Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Владимир Гнатюк, Михаил Грушевский, Осип Маковей, Василий Стефаник... По приглашению Гната Хоткевича, возвращаясь с гастролей по Европе, в Криворивне побывали актеры МХАТа.

Хоткевич как человек энергичный и любознательный изучал жизнь гуцулов. Видел их во время нищенского труда, во время храмовых праздников, видел богатых и бедных, щедрых и скупых. И всегда записывал увиденное и услышанное, даже передвигаясь верхом. Гуцульская тема стала одной из основных в творчестве писателя. Как пишет профессор Иван Денисюк: «Они прославили себя взаимно: Хоткевич Гуцульщину, Гуцульщина Хоткевича». Здесь родились два романа писателя: «Камінна душа» и «Довбуш» — о гуцульском атамане оприш­ков. Иван Денисюк называет «Камінну душу» энциклопедией гуцульской жизни.

Наблюдая гуцулов в повседневной жизни, Гнат Хоткевич видел их актерские способности, поэтому у него возникла идея создать гуцульский народный театр, что он и воплотил в жизнь. Актерами стали обитатели села Красноилье. Первое выступление театра состоялся в 1910 году на построенной из досок сцене в читальне «Просвіти». Ставили тогда пьесу «Антін Ревізорчук». Чтобы расширить репертуар, Хоткевич написал еще четыре пьесы. Театр дважды совершал гастрольное турне по Галиции и Буковине и даже выступал в Кракове. Неизменно имел большой успех у зрителей благодаря талантливой игре актеров, а также яркой одежде и гуцульскому диалекту. Вернувшись из эмиграции в Харьков, Гнат Хоткевич хотел пригласить гуцульский театр на Слобожанщину. Для этого нужны были средства, и он организовывает гуцульскую мастерскую по изготовлению изделий из дерева и кожи, в которой работали народные мастера. Началась Первая мировая война, и его намерениям не суждено было осуществиться.

Дорогами Гната Хоткевича

Вторая половина ноября — не самое лучшее время для путешествий: короткий световой день и ненастье на дворе. А на Гуцульщине в тот день выпал снег, белой пеленой укрыл горы, сделав их сказочно красивыми.

Переспав ночь в поезде Львов-Черновцы, первую остановку я сделала в Коломые. Здесь Гнат Хоткевич сто лет назад побывал по приглашению Трилёвского на гуцульском празднике. Встречался с Владимиром Гнатюком, большим знатоком Карпат, который посоветовал писателю посетить Криворивню. Наверное, в Коломые Хоткевич посещал Народный дом, в помещении которого в 1926 году был открыт музей народного искусства Гуцульщины. Как по мне, это один из лучших музеев, в нем очень полно представлены разнообразные высокохудожественные произведения талантливых народных мастеров.

Уже вечером, а темнеет здесь быстро, я добралась до Яворова. Гнат Хоткевич упоминает его в своем романе «Камінна душа». Сюда на храмовый праздник приезжает из Криворивни героиня повести попадья Маруся и знакомится с предводителем опришков Марусяком.

От Яворова до Криворивни — 18 км. Дорога ведет через буковецкий перевал и серпантином спускается к Черемошу, открывая живописные виды заснеженных гор вдоль реки Криворивня. В селе хочу найти дом, в котором жил Гнат Хоткевич. Поиск начинаю с музея Ивана Франко.

Литературно-мемориальный музей Ивана Франко в Криворивне. В нем — комната-музей Гната Хоткевича Фото: Татьяна КОСТЕНКО
Литературно-мемориальный музей Ивана Франко в Криворивне. В нем — комната-музей Гната Хоткевича Фото: Татьяна КОСТЕНКО
Странно распорядилась судьба: почти через полстолетия после того, как в Криворивне побывал Хоткевич, приехала в село его жена Платонида Владимировна. Она основала музей Ивана Франко, была его директором с 1959 по 1966 год, о чем свидетельствует мемориальная доска на доме. Сожалею, что мы не встретились с Николаем Дзураком, научным сотрудником музея, воспитанником Платониды Владимировны, который ее хорошо помнит. Нынешний директор, пани Ганна Луцюк, много и интересно рассказывала о жене Хоткевича.

Она и подсказала, как найти дом, в котором жил писатель. Сначала по асфальту вдоль Черемоша поднимаюсь вверх к церкви, еще немного по проселку влево и наконец — хата, построенная на месте другой, которую снимал Хоткевич. Здесь живет Параска Марусяк, дочка хозяина, принимавшего писателя. В маленькой скромной комнатке только кровать и плита. Здесь доживает век непризнанная героиня Украины, член УПА, отсидевшая девять лет в ГУЛАГе. Конечно, здесь не планируют создавать музей, а вот рядом, в нескольких метрах, стоит пустая старая хата. Ее хотят выкупить и открыть там музей Хоткевича.

К сожалению, не было возможности поехать в Красноилье. В этом селе я была в 1989 году, на праздник Петра и Павла. Видела, как в полной своей красе, в оригинальной национальной одежде гуцулы спускались с гор. Конечно, я посетила тогда музей гуцульского театра. На здании — мемориальная доска с надписью: «В цьому будинку працював з першим гуцульським театром в 1908—1912 роках відомий український письменник, громадський діяч Гнат Мартинович Хоткевич». Экскурсию проводил директор музея Владимир Синитович, дед которого играл в театре Хоткевича. Как рассказала мне пани Ганна Луцюк, Владимир Синитович работает на этой должности до сих пор, играет в гуцульском театре, который и сейчас продолжает ставить пьесы. Дело, начатое Гнатом Хоткевичем сто лет
назад, живет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно