Надсанские жемчужины украинской древности

25 декабря, 2009, 13:15 Распечатать

Сегодня естественной средой формирования украинской национальной культуры является, прежде всего, город...

Сегодня естественной средой формирования украинской национальной культуры является, прежде всего, город. Именно он гарантирует необходимую для ее развития концентрацию интеллектуальных и финансовых ресурсов. И все же в течение веков, во времена седой древности, основная масса людей проживала в селе, а следовательно, именно село было колыбелью творцов фольклора и мастеров рукоделия, творениями которых до сих пор восхищается каждый восприимчивый к красоте горожанин. Визуально самым заметным наследием древности является сакральная архитектура — совместное творение плотников, иконописцев и мастеров иконостасов.

Обычно человеку свойственно выделять все, что можно обозначить украинским «най-най-най». В сфере архитектуры великое множество таких украинских «най» можно найти... в Польше! Конечно, не под Краковом или Варшавой, а на землях над Саном и Бугом — Лемковщине, Надсанье, Холмщине, Подляшье, где до 1940-х годов проживало около 700 тысяч украинцев-автохтонов (в 1944—1946 гг. полмиллиона из них, преимущественно насильственно, переселили в Советскую Украину). Несмотря на все преднамеренные разрушения церквей, в 1920—1930 годах произошедших на Холмщине и Южном Подляшье (при власти Второй Речи Посполитой), а после выселения в 1944—1947 годах — и Надсанья и Лемковщины (уничтожена каждая вторая церковь, а то и больше), здесь сохранилось еще немало настоящих жемчужин.

Богоявленская церковь в Корчмине (1658 г.), после реконструкции передана греко-католическому приходу Люблина
Богоявленская церковь в Корчмине (1658 г.), после реконструкции передана греко-католическому приходу Люблина
Конечно, куда нам до основанных Ярославом Мудрым и его родственниками и потомками соборов Киева и Чернигова! Но среди деревянной архитектуры самым древним церквям, расположенным на берегах серебряноводного Сана, трудно найти конкурентов — как по возрасту, так и по архитектуре, которая дает нам сегодня возможность представить стиль деревянного сакрального зодчества древней Украины, возможно, даже еще княжеской поры.

К этому самому архаичному кругу архитектурных шедевров Надсанья относятся прежде всего церкви в Радруже и Горайце (Любачивский уезд Подкарпатского воеводства). Их можно причислить к самым древним памятникам этого типа в общеукраинском масштабе (построены приблизительно в 1585 году). Как утверждают авторы новейшей академической «Истории украинского искусства» (том 2-й), аутентических образцов деревянного церковного зодчества, созданных до середины XVI в., до нас не дошло. В литературе 1502—1510 годы считаются периодом сооружения церквей в Дрогобыче, Ковеле и, опять же, в надсанском Улюче. Но это суждение нельзя воспринимать как достоверное. Не намного младше и церковь в Кругеле Великом под Перемышлем (построена в начале XVII в.) и еще две церкви, построенные на изломе XVII—XVIII веков — в Рудце Ярославского уезда (1693 г.) и Лукавцах неподалеку от Любачева (1701 г.).

Для этих церквей характерны три отдельных квадратных сруба, из которых отличается своей высотой неф с таким же квадратным куполом. Похожая архитектурная форма имеется у более древней церкви в селе Посада Рыботыцька над притоком Сяна Вигром, архитектурный ансамбль которого сформировался в конце XIV — начале XVI в. Продолжение этой средневековой архитектурной традиции — по ХІХ в. включительно — просматривается в церковном строительстве Бойковщины. На территории современной Польши ее образцом является построенная в 1791 году церковь в Смельнике — бывших Устриках Горышних (эта территория до изменения в 1951 г. советско-польской границы находилась в пределах Украины).

Со временем — очевидно, под влиянием архитектуры барокко — квадратный купол уступает восьмистороннему (конечно же, покрытому гонтом). Образцы церквей этого архитектурного типа на Надсянье сохранились в Хотинце (1600 г.), Улюче (1658 г.), Корчмине (1658 г.), Гребенном (1685 г.), Ривном (нач. XVIII в.), Пятковой-Руськой (1732 г.), Поздяче (1737 г.) и Чертеже (1742 г.).

Церковь в честь Дмитрия Солунского в Лукавце
Церковь в честь Дмитрия Солунского в Лукавце
Сейчас все эти храмы, многие из которых находились на грани гибели, в удовлетворительном состоянии: восстановленные за государственные и общественные средства, они пропагандируются как туристические жемчужины региона. К сожалению, вместе с тем мы должны констатировать, что в большинстве своем это только одни стены с остатками росписей и кириллическими надписями о дате сооружения. Внутреннее обрамление и иконостасы не сохранились. Правда, какая-то малость уцелевшего попала в музейные фонды в Ланцуте и Сяноце, но большинство после выселения украинских прихожан и священников окончательно утрачено — уничтожено или украдено. Исключением является разве что церковь в Хотинце, которую в 1990 году вернули греко-католикам. В ней единственной сохранился иконостас.

Но, несмотря на все, эти старинные церкви, даже в «урезанном» виде, дают возможность почувствовать украинское прошлое этой земли не только ее уроженцам и их потомкам, но и путешественникам из-за Днепра. Как справедливо написал в своих записках, навеянных прогулкой по надсянским просторам, молодой житель Броваров Александр Бобко: «Древность — не то, что исчезло и уже никому не нужно, а то, что соединяет нас с предками... Пока стоит в Закерзонье то, что создавалось нашими предками, пока еще можно ощутить запах деревянных церквей, пока старые надписи разговаривают с нами, эти земли являются частью духовного пространства Украины».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно