«Кто тебя больше всех любит?» — «Галина Алексеевна!»

13 августа, 2010, 14:08 Распечатать

Раньше Марина была большим сторонником частного: лучше заплатить и получить качественные услуги, чем экономить и на выходе получать нечто сомнительное...

Раньше Марина была большим сторонником частного: лучше заплатить и получить качественные услуги, чем экономить и на выходе получать нечто сомнительное. Поэтому, когда в очередной раз встал вопрос, в какой садик — муниципальный или частный — отдать маленькую Настю, перевесила чаша весов последнего. По словам самой Марины, когда она выбирала для своей дочери дошкольное учебное заведение, то сначала «покупалась» на помещение, ковролин, новенькие туалеты, дополнительное меню, красивые игрушки, сервировку стола, вальдорфско-монтессорийские системы обучения и т.д. Помогала в этом и Настасья, которая при знакомстве с очередным садиком приходила в неописуемый восторг то от огромной разноцветной горки, стоящей прямо в группе, то от мини-зоопарка. В какой-то момент Марина остановила свой выбор на работающем не первый год частном садике, директор которого убеждала, что для детей — начиная от внимания со стороны воспитателей и заканчивая дополнительным питанием — всего будет предостаточно. Но за четыре месяца, которые Настя провела в этом саду, выяснилось, что многие обещания — иллюзия. Несмотря на то что ежегодный взнос за сад на тот момент составлял 500 долларов, а ежемесячно родители платили около 200, руководство едва ли не с первых недель начало собирать деньги на ремонт площадки, латание крыши и т.д. Почему? Данный детсад находился на территории государственного, поэтому арендаторам приходилось помогать ему «и тут, и там». Кроме того, все дополнительные занятия языками, танцами, восточными единоборствами и т.д. оплачивались отдельно, о чем директор вначале тоже не сказала. Самым неприятным было то, что когда ребенок заболевал и по две-три недели не ходил в садик, родителей все равно вынуждали за него платить. Бронировалось место. «Когда же я побывала на родительском собрании и увидела мам, — продолжает рассказывать Марина, — поняла, что только меня интересует, чтобы дежурная группа работала с семи утра. Практически все мамы не работали и потому приводили детей и в 10, и в 11, а забирали очень часто сразу после сна. Я же приходила за Настей самой последней из-за работы.

Итак, что представляет собой сегодня частный детский сад с его педагогическими и сантехническими особенностями? Каковы его плюсы и минусы? Почему мамы и папы, выбравшие для своих малышей частное дошкольное заведение, ежемесячная оплата которого по Киеву варьируется в пределах 250—600 у. е., вынуждены еще и оплачивать ремонты труб, унитазов, потолков и удовлетворять другие нужды разделяемых с государственными садами помещений? Как оказалось, чтобы найти ответ на последний вопрос, нужно разобраться с установившимися между частными садами и районными управлениями образования отношениями.

На сегодняшний день в Киеве работает девять частных детских садов, восемь из них арендуют помещения у находящихся в районной коммунальной собственности дошкольных учреждений, большая часть которых
не знала капитального ремонта уже много лет. Частные сады платят хорошую аренду (за 10 месяцев с одного детсада — 150—190 тыс. грн.), но сами арендодатели не видят этих средств.? Нашим чиновникам оказалось сложно ответить на вопрос: куда и на что они идут. В Главном управлении образования и науки нам сказали, что лично они этих средств не видят — все они «рождаются» и «умирают» на местах. Главуправление решило переадресовать наш запрос Подольскому районо, которое хотя и не дало «живого» ответа, о котором мы просили, но все-таки прислало краткий и сухой отчет, попавший сначала почему-то в главное управление.

Оказалось, что до мая 2010 года все средства за аренду исходящие от двух работающих в районе частных дошкольных учреждений (312228,69 грн. за 2008—2009 гг.), уходили на уплату НДС с аренды земли, уплату земельного налога, транспортный сбор, обслуживание и ремонт компьютерной техники, сантехническое оборудование в учебных заведениях. Но с мая нынешнего года эти деньги должны идти только по первым трем направлениям и охватывать еще коммунальные услуги. Неудивительно, что при такой антицелевой системе распределения идущих от аренды дошкольных учреждений средств сегодня страдают не только частные и государственные сады, но и сами родители, с которых одни изымают деньги по условиям контракта, а другие для этих же целей используют «благотворительный взнос». И хорошо, если последний идет по назначению, а не оседает у тех, кто говорит: «Мамочка, вы не уделяете мне внимания» и, не таясь, продает себя за кремы, кастрюли, деньги и брокардовские карточки.

«Вы коммерческая структура. Почему мы должны вам помогать?»

Если с состоянием муниципальных садов все более-менее ясно, то об особенностях работы частных дошкольных учебных учреждений в нашем государстве сложно говорить. Во-первых, потому что этот сегмент услуг у нас еще не слишком развит, а во-вторых, вследствие того, что мы вообще слабо представляем, какими они должны быть и чем принципиально отличаться от муниципальных. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к Нине ОРЛОВСКОЙ — директору сети частных дошкольных учебных заведений «Украинский сувенир» с семнадцатилетним существованием:

— Нина Константиновна, каким был частный садик 13—15 лет назад и каким он стал сейчас? Что-то за это время изменилось?

— Конечно. В первую очередь изменился контингент родителей. Сегодня частный детский сад является альтернативой няни-гувернантки, которая не только смотрит за ребенком, но и обучает его. Мы, например, никогда не принимаем в группу сразу двух детей — только одного. Ребенок должен адаптироваться к режиму детского сада, группе. В муниципальных садиках время на адаптацию не дается. Очень часто в сентябре к ним приходит сразу по десять новых детей, но один воспитатель на тридцать человек не может уделить каждому из них должного внимания. Поэтому бывает, что родители сначала отдают своего ребенка в частный детский сад, а через год-два, когда он уже полностью адаптировался, переводят в государственный.

— Сегодня все чаще можно услышать о том, что родители детей, посещающих частный детсад, воспринимают его сотрудников как обслуживающий персонал. Как вы в таком случае работаете?

— Вы знаете, одни родители хотят, чтобы с их ребенка требовали, а другие, наоборот, чтобы их детям было дозволено все. Но мы придерживаемся золотой середины и стараемся не идти у родителей на поводу. Лет пятнадцать назад, когда у нас еще процветали бандитские группировки, один папа мне говорил: «Я не хочу, чтобы мои дети были мягкими и добрыми. Сделайте из них жестоких». Но я ему сказала, что таких методик мы не разрабатывали...

— А с какими вообще проблемами сегодня столкнется тот, кто захочет открыть частный детский сад?

— Новому человеку практически невозможно пройти в эту систему. Сегодня сложно все: зарегистрироваться, арендовать помещение, найти общий язык с СЭС, управлением образования и другими разрешительными организациями. Обычно в районо сидят чиновники, не допускающие самой идеи существования частного сада. Мне говорят: «Вы коммерческая структура. Почему мы должны вам помогать в организации питания, стирке белья, медицинском обслуживании?» Хотя чем больше будет частных садов, тем ниже в них будет стоимость и тем серьезней конкуренция. Кроме того, родители должны иметь возможность выбирать, в какой детсад им отдать своего ребенка. Несмотря на то что еще в прошлом году решением коллегии управления образования столичным райсоветам было предложено предоставлять частным детским учебным заведениям помещения в долгосрочную аренду, это предложение было поддержано далеко не везде. Например, руководство управления образования Дарницкого района под разными предлогами не желает продлевать аренду более чем на год, чем ставит нас, руководителей частных детских садов, в зависимость от своего решения.

Коса не хуже, чем у Тимошенко…

Мы не знаем, как обстоят дела в регионах, но в Киеве на площадях государственных садов сегодня разместились парикмахерские, фитнес-залы, жэки, стоматологические и массажные кабинеты и т.д. В то время как именитые украинские бизнесмены нанимают целые инсайт-команды, специализирующиеся на поиске «реципиентов» для реализации социально ответственного бизнеса, то, что потенциально может стать их личной гордостью, ветшает. Если же говорить о частном секторе, то он никогда не решит государственных проблем. Он может дать только альтернативы.

Прошедшая через два частных и два государственных садика Марина считает, что деньгами в педагогике человека с нашей ментальностью привлечь нельзя — он или делает что-то от души, или ничего не делает. «Финансы ничего не определяют, — говорит она. — Да, для государственного садика мы покупали и туалетную бумагу, и салфетки для стола. Тогда как в частном наше внимание сразу акцентировали на изысканной сервировке. Но трехлетним детям хорошо бы сначала научиться ложкой в рот попадать, а уже потом в приборах разбираться. Мое убеждение: надо искать не учреждение, а воспитателей. И независимо от того, в каком садике — частном или муниципальном — вам удастся отыскать воспитателя, наделенного даром работать с детьми, вам все равно придется платить. Знаете, самое лучшее впечатление у меня осталось от последнего полуразрушенного муниципального садика на Оболони. Там никто не говорил, что я уделяю мало внимания персоналу, не предъявлял претензий, когда я задерживалась на работе. Когда по вечерам я забирала Настю, у нее коса была выплетена не хуже, чем у Тимошенко. Более того, нянечка учила меня, как правильно уложить такое чудо… И если мы сейчас встречаем Настину воспитательницу из этого сада Людмилу Александровну, дочь несется к ней, чтобы обнять, а та прижимает ее к груди и говорит: «Дорогенька ты моя...». Этого не купишь за деньги.

«Но чтобы быть второй, надо очень хорошо знать, а какая же первая»

Если бы в частных детсадах была доступная, а не запредельная цена, опытные и, главное, обожающие детей няни и воспитатели; если бы в группах действительно было до десяти человек, чтобы Настю не путали с Машей, — может быть, что такие учреждения смогли бы стать для детей наполненными счастьем хогвардсами. Те родители, которых в дошкольных учреждениях интересует не только длина ворса ковра, обращают внимание и на используемые в них программы и методики, которых сегодня, надо сказать, существует великое множество. Но, по словам специалистов, их главное отличие от нашей государственной программы заключается в том, что они на практике реализовывают все то, что у них прописано.

«Сегодня родители критикуют муниципальные сады за «поборы» — это правильно, — говорит кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии дошкольника Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины Светлана Ладывир. — Но если все дидактические игры ободраны, игрушки не стоят доброго слова, и нет даже салфеток, чтобы приучить детей к культуре за столом, как им выживать? Согласно нашим санитарным требованиям, песок в детских песочницах должен трижды в год меняться. При этом он должен быть обязательно речным. Более того, промываться и прожариваться. Но сейчас ни в одном муниципальном детском саду таких песочных ящиков нет. За работу нужно заплатить, а чем? Поэтому по утрам наши дети и приходят в такие песочницы, в которых вечером побывали если не собаки и коты, то наркоманы, алкоголики, туберкулезные больные. А вот в большинстве частных и экспериментальных садиков они есть. Как, впрочем, есть и многое другое.

Лет пять назад в Киеве и еще нескольких городах на базе наших садиков работала американская программа Step by step, согласно которой с группой из пятнадцати детей работали два воспитателя, психолог и социальный педагог. При этом у воспитателей были лучшие детские энциклопедии, рулоны обоев, листы ватмана, специальные конструкторы, из которых ребенок мог и дом построить, и сделать шалаш. Конечно, дети там не маялись, не дрались. Все то, что мы только прописали, они взяли и сделали. И хотя по научному содержанию их программа была не лучше нашей, когда начали сравнивать результаты детских садов, работавших по их и по нашей системе, выяснилось, что и по диапазону знаний, и по состоянию здоровья, и по способности решать всевозможные задачи, проживавшие в их условиях малыши были лучше. Они прожили в том садике более счастливые дни.

— Светлана Алексеевна, в детсадах, включающих, к примеру, элементы системы Монтессори, отдельным пунктом прописано теснейшее взаимодействие с родителями. Разве у нас сегодня это есть?

— А вы попробуйте найти хоть один документ, где было бы написано, что этого не следует делать. Детский сад был задуман, построен и обустроен для того, чтобы помочь семье воспитывать ребенка до школы. Отсюда и требование, что воспитательница должна стать второй мамой. Но чтобы быть второй, надо очень хорошо знать, а какая же первая. Для этого воспитательница — и это у нас тоже прописано — должна тщательно расспросить маму о том, когда и чем она кормит своего ребенка, что он делает сам, как раздевается, засыпает и т. д. Чтобы ребенок потом не страдал в детском саду. Ко мне на консультацию когда-то пришла женщина с полными слез глазами и говорит: «Объясните, одеваю дочь на утренник и спрашиваю — кто тебя больше всех любит?». Она, не задумываясь, отвечает: «Галина Алексеевна!» У мамы от такого ответа ком в горле встал. «Мамочка, — говорит ей дочка, — ну ты же только меня любишь сильно-сильно, а Галина Алексеевна — всех». Я говорю этой маме: «Да вы должны сказать этой Галине Алексеевне спасибо за то, что она такая есть; за то, что она сумела так организовать жизнь с детьми в детском саду, что заменила там вас, маму».

…Кажется, когда один ребенок уже есть и мама успела попутешествовать с ним по разным садикам, вопросов со вторым уже не может быть. Но, как сказала мне напоследок одна мама, если бы у нее сейчас появился второй малыш, она бы точно так же начала изучать рынок дошкольных учреждений, и все равно пошла бы смотреть, как выглядят кухня, столовая, туалет, заглянула бы в глаза воспитателя и няни. Настоящая мама всегда знает, какой должна быть для ее ребенка та, вторая мама.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно