Кругосветный марафон

24 февраля, 2012, 14:57 Распечатать Выпуск №7, 24 февраля-2 марта

Одиночные плавания стали символом морской доблести, привлекая всеобщее внимание.

Кое-кто еще помнит, как в середине 50-х в СССР началась оттепель и появились интереснейшие книги, дешевые (редко дороже рубля) и с огромными тиражами — сто, двести, триста тысяч! Кусто и Тазиев, Шульц и Сетон-Томпсон, Ремарк и Сабатини, первые романы Лема, подписные издания Джека Лондона, Вальтера Скотта, etc. — отец за несколько лет собрал библиотеку в две тысячи томов. Была среди них и скромная книжка в мягкой обложке «Один вокруг света под парусами» автора Джошуа Слокам.

Поражала смелость пожилого и небогатого моряка, в одиночку, на малом суденышке обогнувшего земной шар, а также свобода, открытость мира, в котором возможны такие плавания. Даже ребенку было ясно, что, несмотря на очевидное счастье родиться в советской стране, где так вольно дышит человек, о такой свободе передвижения нам не приходится и мечтать. Какие кругосветки: граница на замке, пишущую машинку можно купить лишь по справке из «органов» (туда же сдать страничку с отпечатками литер — множительная техника!), и пограничные катера патрулируют даже побережье Азовского моря. 

Слокам родился в 1844 году в Нова Скотии — краю отважных моряков. Его с детства манил соленый воздух морских просторов и приключений, и уже в 14 лет он нанялся юнгой на рыбацкую шхуну. С тех пор жизнь была связана с морем и кораблями, а 24 апреля 1895 г. он отправился в кругосветное путешествие. Выйдя из Бостона, его 37-футовый йол «Спрей» 27 июня 1898 г. пришел в Ньюпорт (Род-Айленд), обогнув земной шар и пройдя более 46 тыс. миль за три года и два месяца — без радио, GPS, автопилота и прочих современных навигационных удобств. Много веков, начиная с Магеллана, все кругосветки длились именно столько.

Парусная яхта «Спрей»

Слокам — а он, как и многие моряки, как Слейд и Мелвилл, Конрад, Пикуль, Станюкович и Конецкий, ну и Жюль Верн, конечно, был хорошим писателем. Издал в 1900 г. книгу о путешествии, и с тех пор одиночные плавания стали символом морской доблести, привлекая всеобщее внимание. Но лишь через много лет, в сентябре 1966-го, Фрэнсис Чичестер на яхте «Джипси Мот» в канун своего 65-летия, которое он встретил в океане (с возрастом люди вдруг понимают, что так и прожили жизнь, не сделав самого главного, и уходят в море), повторил подвиг Слокама. В сентябре 67-го он вернулся в Фалмут, сделав всего одну остановку в Сиднее и пройдя дистанцию в 28 500 миль за девять месяцев и один день. За это достижение королева Елизавета II возвела его во дворянство, коснувшись плеча историческим мечом, тем самым, которым в 1581 г. Елизавета I посвятила в рыцари знаменитого Фрэнсиса Дрейка, вторым после Магеллана совершившего кругосветное путешествие — по ходу пиратского дела, в процессе грабежа испанских колоний и галеонов.

С тех пор одиночные кругосветки идут одна за другой. Сразу после Чичестера Робин Нокс-Джонстон совершил безостановочное плавание. Затем в море вышли дамы, а 22 января 2012 г. 16-летняя (!) голландская школьница Лаура Деккер стала самой юной в мире яхтсменкой, обогнувшей земной шар. Перед стартом ей пришлось выиграть процесс против властей, не дававших разрешения на выход в море. Что думали по этому поводу родители, не сообщается…

И не стоит удивляться тому, что началось соревнование на скорость прохождения дистанции. Как и тому, что вспомнили о Жюле Верне — это было неизбежно, ведь фраза «вокруг света за 80 дней» стала крылатой на всех языках. Хотя и трудно представить себе столь быструю кругосветку под парусом. Нокс-Джонстону понадобилось 313 дней, а средняя скорость его яхты составила всего лишь 3,39 узла. Требовалось почти четырехкратное увеличение скорости!

Но реально ли это? Клипера, эти выжиматели ветра, гончие псы океана, рысаки Эола, длинные, с высоченными мачтами, несущими облачные громады парусов, с элитным экипажем не имели себе равных в скорости хода. Но за всю историю большого паруса лишь 14 кораблей преодолели за сутки более 400 миль. 13 из них были построены гениальным Дональдом МакКеем. В марте 1858 г. его «Соверин оф де Сиз», огибая мыс Горн, за сутки прошел 420 миль (778 километров), а самым быстрым стал «Чемпион оф де Сиз». В 1854 г. во время своего первого перехода из Ливерпуля в Мельбурн он от полудня 11-го до полудня 12 декабря прошел 465 миль, то есть мчался со скоростью под 20 узлов!

«Соверин оф де Сиз»

Однако это спринт, а долгий рейс совсем иное дело. Например, современников поражал фантастический результат «Фермопил», одного из лучших клиперов мира: однажды он два месяца шел со средней скоростью 10 узлов! Его рекорд на «чайной» трассе Фучжоу—Лондон (19 тыс. миль) — 91 день. Это 8,7 узла. Для преодоления 28500 миль, что требуется для регистрации кругосветных рекордов, понадобилось бы 136,5 дня. Лучшие в мире парусники под управлением лучших капитанов с командой, отобранной буквально по человеку, не смогли бы завоевать приз Жюля Верна!

Зато яхтсмены-одиночки все быстрее и быстрее огибали Землю. В 1990 году Титуан Ламазу довел рекорд до 109 дней. Это был последний успех однокорпусного судна, но стало ясно, что 80 дней — близкая реальность. Ассоциация Tour du Monde en 80 jours, созданная в 1992 г., вскоре учредила упомянутый приз. Яхты должны были стартовать в Ла-Манше, пройти вдоль западного берега Африки, обогнуть мыс Доброй Надежды, мыс Луин в Австралии и мыс Горн и вновь пересечь линию старта. В первой гонке 1993 г. стартовали Оливье де Керсосон на тримаране Charal, Бруно Пейрон на катамаране Commodore Explorer и новозеландская команда во главе с Питером Блейком и Нокс-Джонстоном на катамаране ENZA. Но только Пейрону удалось пересечь Индийский океан, остальные столкнулись с айсбергами в «ревущих сороковых». В итоге француз — почти век спустя после плавания Джошуа Слокама — с первой попытки взял приз, придя к финишу через 79 дней 6 часов и 16 минут.

С тех пор борьба за скорость не прекращается, и на голубую арену выходят все более совершенные и дорогие суда. Среди их лихих капитанов встречались и женщины. Так, в 2005 году приз с результатом 71 день завоевала доблестная леди Эллен Макартур. Это, кстати, был последний успех одиночки — новые сверхскоростные суда требовали больших команд. И все же главными героями гонок последних двадцати лет стали братья Бруно и Лойк Пейроны. В том же 2005 г. Бруно вернул себе приз, установив фантастический рекорд — 50 дней! А нынешним его обладателем стал Лойк: 6 января 2012 г. он замкнул кругосветку с результатом 45 дней 13 часов 42 минуты и 53 секунды.

Разумеется, победа в таких гонках зависит не только от капитанов, но и от кораблей. Сверхсовременный океанский тримаран Пейрона (кстати, он построен на родине Жюля Верна, в Нанте) мало напоминает «Спрей» Слокама, старый рыбацкий шлюп, неторопливо плывущий по водам спокойного XIX века. Banque Populaire V, дитя века XXI, стоит миллионы, и летит над волнами со средней скоростью 26,51 узла, развивая порой более 47 — как у торпедного катера! Но в главном они схожи — это парусники.

Вы скажете, что все это прекрасно, но при чем тут Украина? Из морских новостей мы больше привыкли слышать о захватах наших моряков пиратами, об их голодовках на судах, арестованных в далеких портах и брошенных судовладельцами, о том, что флота в стране практически не осталось и так далее. Какие уж тут рекорды. Да, все это так, наша удивительная страна вот уже двадцать лет не может стать на ноги, не то что выйти в море, а наши моряки еще беднее дедушки Джошуа. И тем не менее…

Весной должна вернуться из кругосветки украинская яхта «Купава», вышедшая из Киева еще в ноябре 2009 г. Сейчас она зимует в Хайфе, ожидая начала навигации в
суровом Черном море и открытия судоходства по Днепру. Ну а 25 сентября 2011 г. севастопольцы проводили яхту с российско-украинским экипажем. «Скорпиус» ушел в опасный поход в высокие широты Арктики и Антарктики,  и сейчас находится где-то в море Росса. Через два года, обойдя земной шар, он должен вернуться в родные воды. Попутного ему ветра, счастливого плавания и пусть не переводятся смельчаки, вдруг понявшие, что не сделали в жизни самого главного, — и ушедшие в море!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно