«Под водой человек напоминает невесомого ангела, так как его грузное тело превращается в легкую пушинку, а плавно двигающиеся руки уподобляются крыльям». Человека, произнесшего эту фразу, трудно назвать ангелом. Он любил жизнь и все удовольствия, существующие в мире живых. Но Жак-Ив Кусто вошел в историю не увлечениями миллионера или образом жизни донжуана, а проникновением в мир вечного безмолвия. Француз научил человечество наслаждаться подводной красотой. Одиссея великого путешественника продолжалась почти десять десятилетий, за время которых он стал популярным исследователем, гениальным кинематографистом, титулованным ученым и противоречивым человеком.
Начало 1940-х - самое загадочное время в жизни Кусто, о котором он никогда не рассказывал. Известны лишь детали его военной биографии. Не исключено, что Жак-Ив был двойным агентом, одновременно работавшим и на французское Сопротивление, и на немецкую разведку. Этого мнения придерживается знаменитый биограф Кусто - Бернар Виоле. Нацисты явно симпатизировали Кусто и даже позволили ему открыть в 1942 году в оккупированном Париже киностудию под названием «Научные фильмы Жак-Ива Кусто».
Однако Кусто был и героем Сопротивления. Именно он руководил операцией, в ходе которой французы похитили из немецкой комендатуры секретные коды итальянского военно-морского флота. За эту операцию Кусто получил военный крест и титул шевалье ордена Почетного легиона. Во время войны Кусто сделал и самое выдающееся из своих открытий. Прямо в парижской Сене он и инженер Эмиль Ганьян испытали первый акваланг. Имя соавтора Кусто почти забыто, зато Жак-Ив до самой смерти получал пять процентов всех доходов от продажи аквалангов. Изобретение Кусто нашло применение еще во время войны, когда французское командование поручило первым аквалангистам очистить акватории портов Франции от сотен немецких мин. За вторую мировую Кусто при содействии немцев умудрился снять три фильма при помощи изобретенной им специальной кинокамеры для подводных съемок.
Страсть к документалистике не отпускала исследователя всю жизнь. За сорок лет он снял 115 документальных картин. На счету Кусто три «Оскара» и «Золотая пальмовая ветвь» фестиваля в Каннах.
Командор, открывший человечеству красоту подводного мира, во всем был первым. Он первым обнаружил на дне Средиземного моря затонувшие города древности и их сокровища. Он первым погрузился под толщу льдов Антарктиды и показал миру удивительные ледяные горы и чудесные подводные ландшафты около полюса. Он первым провел успешные исследования по изучению возможности человека жить и работать под водой в течение длительного времени. Он первым использовал телевидение для пропаганды своих научных проектов. За «Одиссеей команды Кусто» следила вся планета, влюбившаяся в голос великого Командора, который рассказывал зрителям о тайнах подводного мира. Кусто читал закадровый текст на английском, а его сильный французский акцент стал визитной карточкой документальных фильмов исследователя. Жак-Ив никогда не стеснялся зарабатывать деньги. В пятьдесят четвертом он обогатился до конца своих дней: в тот год экипаж «Калипсо» провел исследования для нефтяной компании «Дарси эксплорейшн» в Персидском заливе. Команда Кусто открыла у берегов Аравийского полуострова богатые нефтяные месторождения.
Кусто написал шестьдесят семь произведений, а его гонорары составляли два миллиона долларов в год. Последняя книга Командора «Человек, спрут и орхидеи» вышла через несколько дней после его смерти и принесла наследникам Кусто несколько миллионов. Самыми успешными печатными произведениями француза были 20-томная энциклопедия «Подводный мир Жака Кусто» и книга «Мир безмолвия», разошедшаяся по миру тиражом в пять миллионов экземпляров на двадцати языках. Денег у Кусто было очень много. Бюджет каждого фильма Командора достигал одного миллиона долларов, что для документальной ленты является невиданной роскошью.
Авторитет француза был так велик, что путешественник на протяжении нескольких десятилетий признавался самым популярным гражданином Франции. В 80-х годах Кусто предложили выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Франции. Он отказался, хотя его победа на выборах ни у кого не вызывала сомнений.
Однако Кусто не был идеальным героем-романтиком, каким его любят представлять. В своих фильмах он эксплуатировал животных и фальсифицировал информацию. Биограф Кусто Бернар Виоле утверждает, что во время съемок классических документальных лент француз не раз специально обрекал морских обитателей на мучения и гибель. Чтобы снять сцену убийства акулами безобидного дельфина, Кусто раззадорил хищниц бычьей кровью, а затем бросил им на растерзание дельфиненка.
В 1979 году Кусто пережил трагедию: его младший сын Филипп, которого он прочил в наследники своей подводной империи, разбился во время одной из экспедиций. Причем погиб из-за того, что последнее изобретение Кусто - летающая лодка «Каталина» - неожиданно камнем рухнула вниз. Командор перестал улыбаться, и его чувство юмора на время угасло. Но годы заставили Кусто смириться с гибелью наследника, которого заменил старший сын капитана - Жан-Мишель.
До последних дней Командор был полон сил. Не прошло и года после того, как прах его супруги Симоны был развеян над морем, а 81-летний Кусто узаконил давнюю связь с Франсин Трипле и поставил ее во главе собственного фонда. Экс-стюардесса взяла власть в свои руки и первым делом заставила авторов мультфильма о команде Кусто исключить из числа персонажей рисованного Жан-Мишеля - старшего сына исследователя.
Последний удар, который пришлось пережить Кусто, случился в январе 1996 года: в гавани Сингапура судно протаранило его плавучую лабораторию «Калипсо», которую он любил, как живое существо. «Калипсо» затонула, а Кусто, узнав об этом, впервые прилюдно заплакал: слез француза никто не видел ни тогда, когда погиб его наследник, ни когда скончалась жена. «Калипсо» подняли со дна и поставили на вечную стоянку в Марселе, но рана на сердце Кусто не заживала: казалось, сама судьба говорила Командору, что пора отправляться на покой. Исследователь, чья жизнь была бесконечным путешествием, не мыслил себя в тиши кабинета, а потому покой означал для него лишь одно - смерть.
Кончина Кусто была легкой: он умер в Париже 25 июня 1996 года от сердечного приступа. Смерть настигла Командора во сне.
С Кусто прощалась вся Франция, а отпевали его в знаменитом соборе Парижской Богоматери. Его последним пристанищем стал темный фамильный склеп в деревушке Сент-Андре-де-Кюбзак.